Госдума РФ отменила «двойной НДС» для юрлиц на перепродажу автомобилей с пробегом

Госдума РФ отменила «двойной НДС» для юрлиц на перепродажу автомобилей с пробегом

8 декабря 2023


Эксперты считают, что отмена «двойного НДС» облегчит жизнь дилерам, но не снизит цены на легковушки


автор

Александр Климнов, фото автора



Государственная Дума России приняла во втором и третьем чтениях Федеральный Закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации», который отменяет взимание «двойного НДС» при перепродаже автомобилей и мотоциклов между юридическими лицами.

Как пишет агентство «Прайм», НДС будет взиматься с разницы между ценой реализации и ценой приобретения подержанных автомобилей и мотоциклов с учетом налога. В настоящее время подобный механизм действует лишь при перепродаже дилером подержанного автомобиля физлицу.

Закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по НДС.

Согласно действующему законодательству, первичный НДС заложен в стоимость впервые продаваемого нового автомобиля. Если же дилер продает выкупленную у гражданина машину другому дилерскому центру или иному юрлицу, налог платится с полной стоимости автомобиля, а к зачету можно предъявить лишь НДС с наценки.

Данная ситуация приводит к фактической невыгодности для автодилеров работы на вторичном автомобильном рынке, либо к использованию схем с посредником-физлицом, что, в свою очередь, влияет на собираемость НДС и пополняемость бюджета.

Надо отметить, что Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) давно работала с государственными ведомствами для принятия поправок, которые, по мнению автодилеров, будут способствовать росту доли официального рынка автомобилей с пробегом России.

Как считает основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль, сейчас принятие подобного закона станет ощутимой поддержкой для многих участников отечественного авторынка.

Во-первых, международные санкции коснулись рынка автомобилей с пробегом в наименьшей степени. Значит, этот сегмент выйдет в лидеры, и его надо развивать и модернизировать.

Во-вторых, возможность совершать сделки на выгодных условиях между дилерами поможет сделать автомобили с пробегом доступными по всей России. Ведь сейчас многие компании разворачивают свою работу в регионах, где спрос на автомобили начинает расти.

В-третьих, после принятия изменений можно ожидать рост доли дилерских центров в сегменте продаж автомобилей с пробегом с 15% (именно столько дилеров сегодня официально занимаются вторичным рынком) до 35%.

Руководитель направления продаж автомобилей с пробегом ГК «Автомир» Юрий Савичев комментирует: «По моим ощущениям, доля продаж автосалонов на вторичном рынке составляет около 10–15% от всего рынка автомобилей с пробегом в стране. В случае отмены «двойного НДС» эта доля может увеличиться еще на 5% – благодаря возможности покупки дилерами у других дилеров автомобилей с пробегом, не закладывая в себестоимость +20% НДС, как это происходит сейчас. Для рядовых потребителей появится возможность приобрести у дилера в своем регионе тот автомобиль, который ему нужен, за счет того, что региональный дилер, в свою очередь, сможет под данного клиента приобрести необходимый ему автомобиль в другом регионе (у другого дилера) без завышения себестоимости на полный НДС».

Президент РОАД Алексей Подщеколдин говорит: «РОАД неоднократно обращался в правительство РФ и профильные ведомства с просьбой рассмотреть отмену «двойного НДС» как серьезного барьера на пути к цивилизованному вторичному рынку. Ведь сейчас сделки между юридическими лицами практически нереальны при действующем налоге в 20% НДС при перепродаже.

От имени всего дилерского сообщества благодарим за первый, но столь важный шаг на финишной прямой, к которой мы шли почти 8 лет. Мы надеемся на принятие данного закона, что позволит повысить прозрачность авторынка, улучшить качество услуг для потребителя и значительно увеличить объем налоговых поступлений в бюджет государства. Доля официальных дилеров на вторичном авторынке России составляет в среднем 10–12%, а на зарубежных развитых рынках эта цифра доходит до 60%. Ведь это очевидно, что потребитель заинтересован в покупке автомобиля с прозрачной историей и гарантией, что дает юридическое лицо.

Отмена «двойного НДС» в первую очередь повысит долю официальных продаж на рынке с появлением ответственности перед покупателем по закону о защите прав потребителя и, тем самым, улучшит качество продаваемых автомобилей.

При этом откроется возможность оптовых продаж автомобилей и перераспределения рынков региональных, чего сейчас крайне не хватает – ведь многие едут за автомобилями с пробегом в Москву из-за небольшого количества предложений в регионах. И, конечно, отмена «двойного НДС» будет способствовать развитию целой индустрии аукционов на вторичном рынке, снижению мошенничества при сделках между частными лицами, да и улучшит дорожную безопасность».

Директор «РОЛЬФ Дмитровка» и «РОЛЬФ Северо-Запад»Александр Истомин, напротив, считает: «В настоящее время дилер покупает автомобили преимущественно у населения и продает их потом конечным потребителям для использования: физлицам и юрлицам. Что может поменяться? На текущий момент нам невыгодно выкупать автомобили у дилеров, а другим дилерам также невыгодно покупать у нас.

И в случае принятия данного законопроекта и действия той же льготы, что и для физлиц – оплаты только межценового НДС, изменится спектр клиентов. Их станет больше, так же как разных конфигураций сделок, например: физлицо – юрлицу, юрлицо – юрлицу, перепродавец – юрлицу и так далее. И все они будут в правовом поле.

Отмена «двойного НДС», вероятнее всего, почти никак не повлияет на конечную стоимость автомобилей с пробегом у дилеров, потому что она регулируется спросом. И количество автомобилей с пробегом на рынке останется тем же самым. Поэтому это, скорее всего, повлияет на «обеление» рынка перепродавцов. Например, какой-нибудь региональный дилер сможет наполнять свои стоки за счет покупки у других дилеров нужного количества автомобилей. Сейчас это работает через прослойки физлиц для того, чтобы не платить двойной НДС. На сегодняшний день, по последним данным, дилеры занимают около 8% доли вторичного авторынка. Доля сделок может увеличиться, потому что очень вероятно, что дилеры будут использовать возможность покупки и продажи друг другу как дополнительный инструмент пополнения стока, либо реализации стока каких-нибудь автомобилей, которые в данном регионе могут не пользоваться спросом. На мой взгляд, рядовые потребители, скорее всего, получат преимущество от «обеления» рынка. Из-за того, что дилеры очень чутко реагируют на спрос внутри региона, на то, какие автомобили нужны для их клиентов и их аудитории, клиенты будут получать больший ассортимент».

Руководитель направления продаж автомобилей с пробегом ГК «Автомир» Юрий Савичев считает: «В настоящее время дилеры используют классические схемы покупки автомобилей с пробегом по договору купли-продажи у физических лиц и у юридических лиц с полным НДС по схемам «обмен» или «выкуп». Покупки автомобилей с пробегом между дилерами друг у друга в настоящее время остаются нерентабельными, так как при дальнейшей перепродаже НДС начисляется не на доход, как по схемам обмен и выкуп у физических лиц, а на полную стоимость автомобиля, что делает данный вид деятельности убыточным. Средняя маржа составляет 10%, а НДС нужно заплатить 20% со всей стоимости автомобиля. В случае принятия данного законопроекта у дилеров появится возможность добавить дополнительный источник поступления автомобилей с пробегом на склад в виде покупки тех автомобилей, которые им нужны у другого юридического с целью дальнейшей перепродажи.

На мой взгляд, не стоит ждать существенного снижения стоимости автомобилей с пробегом после отмены «двойного НДС». В настоящее время на сильно конкурентном рынке трудно говорить о том, что у дилеров автомобили с пробегом стоят дороже, чем у частников. В отдельных случаях, возможно, логика в этом присутствует, но в большинстве своем разница в цене незначительная.

Зачастую, наоборот, при покупке автомобиля с пробегом в кредит или с услугой trade-up клиент может рассчитывать на цену покупки у дилера ниже среднерыночной на аналогичный автомобиль, чем у частников. Безусловно, отмена «двойного НДС» разгонит объем продаж автомобилей с пробегом у дилеров, у которых остро стоит проблема со сроком оборачиваемости склада. Данная поправка позволит оборачивать склад автомобилей быстрее, т.к. добавляется еще один канал сбыта в виде продажи «перестойного» автомобиля по более привлекательной цене другому игроку рынка.

По моим ощущениям, доля продаж автосалонов на вторичном рынке составляет около 10 – 15% от всего рынка автомобилей с пробегом в стране. В случае отмены «двойного НДС» эта доля может увеличиться еще на 5% – благодаря возможности покупки дилерами у других дилеров автомобилей с пробегом, не закладывая в себестоимость +20% НДС, как это происходит сейчас.

Для рядовых потребителей появится возможность приобрести у дилера в своем регионе тот автомобиль, который ему нужен, за счет того, что региональный дилер, в свою очередь, сможет под данного клиента приобрести необходимый ему автомобиль в другом регионе (у другого дилера) без завышения себестоимости на полный НДС.

P.S. Итак, от отмены «двойного НДС для юрлиц», прежде всего, выиграют дилеры, но потребителям, скорее всего ждать снижения цен на вторичном рынке не стоит, разве что в ряде регионов повысится предложение разнообразных моделей легковушек.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Российский рынок новой мототехники в 2023 году вырос на три четверти

Российский рынок новой мототехники в 2023 году вырос на три четверти

В 2023 году в РФ было зарегистрировано 27,2 тыс. новых мотоциклов

30.01.2024

В 2023 году в Россию ввезено 212 тыс. японских автомобилей и вполовину меньше запчастей

В 2023 году в Россию ввезено 212 тыс. японских автомобилей и вполовину меньше запчастей

Японских автомобилей с пробегом в 2023-м в Россию  попало на 23% больше, невзирая на выросший утильсбор и санкции

25.01.2024

В 2024 году мировые продажи электромобилей и гибридов вырастут на 25-30%

В 2024 году мировые продажи электромобилей и гибридов вырастут на 25-30%

В 2023 году мировые продажи BEV и PHEV выросли на 31% против 60% в 2022-м

22.01.2024

На российском рынке в 2024 году может оказаться до полумиллиона лишних легковушек китайских марок

На российском рынке в 2024 году может оказаться до полумиллиона лишних легковушек китайских марок

Президент РОАД Алексей Подщеколдин озвучил прогноз о «войне цен» китайских производителей на российском рынке

18.01.2024

Мировой авторынок в 2023 году взял планку в 90 млн машин

Мировой авторынок в 2023 году взял планку в 90 млн машин

Рейтинг ведущих авторынков мира в 2023 году

17.01.2024

Норвежский рынок электромобилей обвалился в 2023 году из-за отмены льгот

Норвежский рынок электромобилей обвалился в 2023 году из-за отмены льгот

В Норвегии в 2023 году рост налогов и процентов по кредитам привел к провалу рынка новых электромобилей

16.01.2024

Госзакупки легковых автомобилей выросли в 2023 году на 15%

Госзакупки легковых автомобилей выросли в 2023 году на 15%

Минпромторг определил список дозволенных российским чиновникам марок и моделей служебных легковых автомобилей

12.01.2024

Возврат к списку