Индекс подорожания новых легковушек в марте зашкалил за 40%
4 апреля 2022
Индекс средних цен на российском рынке новых легковых автомобилей в марте вырос на 40%
Александр Климнов, фото автора
Новые автомобили на российском рынке из-за девальвации и приостановки поставок подорожали за март в среднем на 40%. Наиболее сильно (до 60%) подорожали легковые автомобили премиальных брендов, поставки которых в РФ были ограничены не столько из-за проблем с логистикой, сколько из-за политических санкций США, ЕС и Японии. Пока что на складах дилеров физические машины еще есть, но из-за высоких цен (в некоторых шоу-румах даже за LADA просят уже до 2 млн рублей! – авт.) и падения реальных доходов населения спрос уже упал – посещаемость шоу-румов стала минимальной. Некоторые дилеры уже говорят о падении мартовских продаж на 60% и ожидают ухудшения.
Опрос «Ъ», проведенный среди дилеров, и данные «Автостата» свидетельствуют, что цены на новые автомобили в марте в среднем выросли на 40%. Так, у 26 официально представленных на рынке России автоконцернов, которые не стали убирать прайс-листы со своих сайтов подняли цены на 35–45%. Те же кто убрали розничные прайс-листы (например китайский Haval) сделали это из-за нестабильности курса и необходимости слишком частого их пересмотра. Так, в марте дважды подорожала LADA – АВТОВАЗ, по данным «Автостата», повысил цены на 11–47% в зависимости от модели и комплектации. Стоимость самого популярного иномарочного бренда KIA выросла на 24–39%.
Директор «Авилон Мерседес-Бенц» Ренат Тюктеев говорит, что: «Активнее всего, в среднем на 50–60%, дорожали автомобили верхнего ценового сегмента.
Он говорит, что и доступность премиальных автомобилей стала значительно ниже, поскольку США, ЕС и Япония ввели запрет на новые поставки: «Именно здесь сложился основной дефицит, который будет усиливаться с каждым днем, и мы уже это ощущаем».
Гендиректор ГК «Автодом» (специализируется как раз на премиальных брендах) Андрей Ольховский отмечает, что в наличии есть автомобили всех представляемых брендов: «В среднем от 50 штук каждой марки без учета складского резерва импортера. Самый доступная – Mercedes-Benz, меньше всего автомобилей Jaguar. Однако «Авилон», сохранявший последние годы лидерство по продажам Mercedes-Benz, имеет запас, к примеру, Mercedes-Maybach только в объеме, который обычно реализует за месяц, около 25 автомобилей».
Ренат Тюктеев отмечает, что: «Все, что дилеры получили от производителей неделю назад, составляет теперь основной товарный запас на месяцы работы, и это напрямую повлияло на стоимость».
Складских запасов дилеров, по его словам, хватит на два-пять месяцев: «По автомобилям среднего ценового сегмента запасы больше, однако, остановлены не только отгрузки, но и локальные производства. Дефицит машин растет».
Андрей Ольховский говорит, что продажи в марте снизились примерно на 60%: «В апреле сохранится тренд на снижение, и, если ключевая ставка ЦБ не изменится, падение может достигнуть 70%. Трафик в дилерских центрах минимальный». Региональные дилеры оказались еще менее оптимистичны.
Так, бенефициар холдинга «Премьера» (Самара и Тольятти) Владимир Сипко говорит: «Рынок замер, спроса нет во всех ценовых сегментах – люди уже вложили накопления в крупные покупки, а теперь, очевидно, приобретают крупу и сахар. На складах запасы есть, но их хватит на два-три месяца. Все в ожидании».
Гендиректор ГК «Прагматика» (официальный дилер LADA и KIA, автоцентры на северо-западе РФ) Владислав Рыдаев говорит, что запасы новых автомобилей сейчас на уровне 25% от требуемых ежемесячных остатков, но дилер компенсирует это выкупом машин с пробегом.
Он говорит: «В ближайшее время именно вторичный рынок будет расти и делать выручку авторитейлу, особенно с учетом того, что к концу месяца их стоимость немного сократилась, в среднем на 5–10%, но в денежном выражении это сотни тысяч рублей»,— отмечает гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль. Но продажи в сегменте б/у также падают из-за снижения реальных доходов населения, добавляет он, взрывного роста реализации машин с пробегом в апреле ждать не стоит, хотя соотношение новых и подержанных машин на рынке будет приблизительно 20% к 80%. Андрей Ольховский согласен с таким мнением: «Рынок автомобилей с пробегом явно перегрет, его подняли сами автодилеры».
Г-н Ольховский ожидает, что в ближайшие три месяца продажи подержанных машин несколько сократятся. Курс рубля стабилизировался (вопрос – насколько длительно, так как США делают все для введения РФ в технический дефолт по внешним платежам – авт.), и текущие цены на автомобили с пробегом явно завышены, а стоимость кредитов при этом слишком высока, чтобы купить машину смог более широкий кругу лиц. Ведущий эксперт Сергей Удалов из «Автостата» добавляет: «В какой-то момент цены стали космическими, а развитие ситуации – непонятным для клиентов, в том числе из-за укрепления официального курса рубля». Он считает, что сам по себе спрос не восстановится: нужен либо спад геополитической напряженности, либо акции от дилеров.
P.S. Автомобильный рынок в РФ пока что остается заложником экономической (санкционной) войны Запада против России и похоже, что «спецоперация на Украине» здесь лишь предлог, чтобы «раз и навсегда поставить на место», т.е. на колени всю страну. Отсюда важнее не сиюминутный рост цен и падение объемов продаж легковушек, но физическое наличие карьерной техники для ТЭКа, магистральных автопоездов (и прочих грузовиков) для перевозок сырья и товаров, автобусов для общественного транспорта, а также, например, машин скорой помощи. С легковым же рынком рано или поздно ситуация как-то разрешится – прямого физического дефицита машин (с учетом вторичного рынка) в стране на сегодня нет.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка