Китайский автомобильный рынок за полугодие вырос на 5,6%
26 июля 2018
Объем производства автомобилей в КНР за январь-июнь 2018 года вырос на 4,2%
Александр Климнов, фото autohome.com.cn
Темпы роста китайского автомобильного рынка (по всем категориям автомобилей суммарно) замедляются. Так, за первое полугодие 2018 года местный рынок вырос на 5,6% к аналогичному периоду 2017 года – до 14 млн 66,5 тыс., а производство – на 4,2% до 14 млн 57,7 тыс. Доля машин полностью отечественного производства составила 98,9% (13 млн 899,3 тыс.) с приростом на 4,3%, а собранных из импортных CKD-комплектов, соответственно, 1,1% (158,5 тыс.) с падением на 7,2%. Впрочем, в июне цифры были более разнонаправленными, так продажи выросли на 4,8% до 2 млн 273,7 тыс., а производство – на 5,8% до 2 млн 289,6 тыс. Доля отечественной техники составила 98,8%, а собранной из CKD – 1,2% (26,2 тыс. и –10,9%).
Естественно, что львиную долю и в этих продажах (83,7%), и в производстве (84,3%) составили легковые автомобили, в продажи которых в КНР включены 4 млн 964,7 тыс. SUV (продажи 35,3% от всего автомобильного рынка или и 42,2% от легкового рынка), как и в производство – 5 млн 119,4 тыс. (соответственно, 36,4% и 43,2%), а также 881,9 тыс. минивэнов – MPV (6,3% и 7,5%, соответственно) и в производстве 858 тыс. (6,1% и 7,2%), но не пикапы, которые включены в легкие грузовики, что отличает китайскую статистику (по СААМ) от североамериканской, где три последние категории включены в класс Light Trucks. Зато в КНР предусмотрена категория Utility Vehicles, включающая микровэны и минипикапы на их базе. Их доля в продажах всего рынка – 1,7% (234,7 тыс.), а в производстве – 1,5% (215,4 тыс.), а доля среди легковушек, соответственно, 2,0% и 1,8%.
Зато «чистые» легковушки включают крайне важную категорию NEV, в свою очередь включающую электромобили (BEV), подзаряжаемые гибриды (PHEV) и водородомобили (FCEV). Впрочем, о продажах китайских NEV у нас на портале уже были материалы – слишком важен для сегодняшнего мирового автопрома данный сегмент, пока еще чисто внутреннего китайского рынка, ведь не приходится сомневаться, что уже в самом ближайшем будущем (после 2020 года) электромобили как китайских OEM-производителей, так и ведущих мировых брендов, но тоже китайского производства, так и хлынут на мировой рынок, фактически формируя его новые контуры.
Итак, рынок легковых автомобилей за шесть месяцев 2018 года составил 11 млн 775,3 тыс. (+4,6%), а производство – 11 млн 853,7 тыс. (+3,2%), из которого на долю продаж именно легковых моделей пришлось 5 млн 694 тыс. (+5,5%) и 5 млн 660,9 тыс. (+3%) от числа произведенных. Доля легковых моделей с бензиновым двигателем пока просто подавляющая: 95,9% (11,29 млн) в продажах и 96% (11,37 млн) в производстве. Соответственно доля проникновения дизельных и газобаллонных (на метане) легковых моделей просто мизерная, соответственно, лишь 0,2% (24,9 тыс.) и 0,1% (14 тыс.), причем, у дизелей с прошлого года она упала вдвое, а у газобаллонных выросла на 12,5%. Среди моделей CKD-сборки таковых просто нет. Доля проникновения NEV (353,8 тыс.) на рынке достигла 3%, а в производстве (353,9 тыс.) – также дошла почти до 3%.
Кстати, доля легковых машин с АКП достигла 57,4% (6,76 млн) от рынка. Характерно также и то что доля полноприводных (4WD) внедорожников в данном сегменте отнюдь не доминирующая: 683,6 тыс. из 4,97 млн SUV, что составляет лишь 13,8%, т.е. лишь каждый седьмой внедорожник в Китае может похвастать полным приводом.
Кстати, машин типа FCEV, т.е. на водородных топливных элементах в легковой категории не числится ни единого экземпляра, что говорит не столько о неразвитости заправочной инфраструктуры (электробусы типа FCEV все же начали робко появляться), сколько об отсутствии предложения водородомобилей на рынке и неинформированности потенциальных клиентов. Интересно также, что не пользующиеся в отличие от NEV никакими льготами неподзаряжаемые гибриды (HEV) все же росли неплохими темпами (+68,7% до 90,9 тыс.), хотя в июне и просели на 8,3% до 17,7 тыс.
Среди моделей собираемых по технологии CKD большая часть относится именно к SUV – 121,3 тыс. (–7,5%) из 158,5 тыс., т.е. свыше трех четвертей (76,5%). Ни гибридов HEV, ни аккумуляторных NEV среди CKD-категории нет и в помине. По рабочему же объему двигателя львиная доля таких моделей относится к 1,6–2-литровому сегменту – 121,1 тыс. (+9,7%), а моделей до 1,6 л нет вообще. Таким образом, в сегменте CKD собирают лишь модели среднеразмерного, бизнес- и премиального классов. Характерно также, что легковые автомобили с рабочим объемом свыше 4,0 л отсутствуют в КНР как класс и в категории CKD, и среди отечественных моделей, хотя в первой половине прошлого года еще была реализована целая сотня именно китайских автомобилей с такими крупнолитражными моторами. Очевидно, что единственный представитель в данной категории – лимузин Hongqi (Red Flag) L7 был поставлен соответствующим ведомствам, а вот седан L5 на гражданский рынок так и не вышел – наглядный урок на будущее нашему новейшему топ-бренду Aurus. На этом фоне даже резкое подорожание (в среднем на $20 000) импортных электромобилей Tesla из-за нового раунда китайско-американской торговой войны может оказаться для состоятельных китайских клиентов несущественным – престиж превыше всего.
Новинки китайского автомобильного легкового рынка в первой половине 2018 года