Китайский автопром всерьез намерен отобрать кусок европейского пирога

Китайский автопром всерьез намерен отобрать кусок европейского пирога

24 июля 2025


Китайские бренды строят автозаводы в Европе и в Турции для обхода пошлин ЕС


автор

Александр Климнов, фото carnewschina.com



Как пишет портал «Автомаркетолог», хотя доля китайских автопроизводителей на европейском рынке пока еще относительно невелика, но ситуация может кардинально измениться из-за торговой войны Китая с США на фоне растущей популярности электромобилей в Старом Свете.

Так, ведущие китайские автопроизводители поголовно рассматривают возможность ускорения своей экспансии в Евросоюз за счет активизации строительства новых заводов непосредственно на континенте, а также увеличения производства на существующих предприятиях до уровня, максимально близкого к их проектным мощностям.

Несмотря на укрепление своих позиций на рынке ЕС в последние годы, фактическая доля китайских автокомпаний на этом, третьем по величине мировом рынке остается небольшой.
По оценкам Jato Dynamics, эта доля составляет всего 2,6%, при том, что для сравнения, доля одного только бренда Nissan составляет 2,4%.

Однако в краткосрочной перспективе такая ситуация может измениться из-за продолжающихся торговых войн Китая с США и растущего спроса на электромобили в Европе (о чем пару десятилетий назад и предупреждали, и надеялись на такое развитьие событий европейские «зеленые» – авт.).

Такого результата можно достичь за счет строительства крупных заводов в ЕС с целью, прежде всего, избежания антидемпинговых пошлин в размере до 45% на импорт китайских электромобилей, введенных осенью прошлого года.

Частью стратегии китайских автопроизводителей стало использование прежнего опыта японских и южнокорейских производителей, которые в свое время добились долговременного успеха в Европе именно после запуска собственных сборочных заводов на континенте.
Zastavka.jpg
Одна из компаний, стремящихся занять большую долю европейского рынка новых автомобилей – китайский BYD, который в прошлом году приступил к строительству крупного завода в Венгрии в рамках своего плана обогнать Tesla Inc. Илона Маска в Европе.

По данным Reuters, завод BYD стоимостью 4 млрд евро ($4,5 млрд) будет располагать максимальной мощностью около 200 тыс. автомобилей в год.

Европейский генеральный директор BYD Стелла Ли рассказала в интервью немецкому автомобильному журналу Automobilwoche: «Мы начнем наращивание производства в конце 2025 года. Первыми двумя автомобилями, которые мы будем производить, станут Dolphin и Atto 3. Эти модели относятся к компактному сегменту, то есть являются электромобилями класса Golf».

Однако планы венгерских чиновников и компании BYD, заявлявших, что производство электромобилей развернется здесь со второй половине 2025 года только что подверглись серьезным корректировкам.

Так, накануне BYD объявил, что отложит массовое производство на своем новом заводе в Венгрии до 2026 года и теперь будет выпускать меньше электромобилей (BEV), узнало издание Business Times со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.

Два источника сообщили: «BYD будет эксплуатировать завод [в Венгрии] с пониженной производительностью, по крайней мере, в течение первых двух лет».
Zastavka_0.jpg
И вот теперь вместо «венгерского проекта» автопроизводитель № 1 в Китае переориентируется по приоритетам на свой новый завод в Турции, где затраты на рабочую силу значительно ниже, и значительно ускоряет заявленные производственные планы в отношении этой страны, добавил один из источников.

Перенос производства из Венгрии в Турцию стал бы неудачей для Европейского союза, который надеялся, что его тарифы на электромобили, произведенные в Китае, привлекут китайские инвестиции и высокооплачиваемые рабочие места на производстве.

Источники сообщили: «Завод BYD стоимостью 4 млрд евро ($4,64 млрд) в Сегеде, на юге Венгрии, начнет массовое производство в 2026 году, правда, в этом году будет выпущено всего несколько десятков тысяч автомобилей».
Zastavka_2.jpg
С тех пор как BYD, занимающаяся розничной продажей электромобилей (BEV), гибридов (HEV) и подключаемых гибридов (PHEV), стала доминировать на высококонкурентном рынке электромобилей Китая, теперь самым активным образом стремится к расширению экспортных поставок (но пока еще не в Россию, причем, именно из-за антироссийских санкций – авт.).

BYD прекратила производство автомобилей только с ДВС в апреле 2022 года и теперь продает только аккумуляторные электромобили (BEV) и подключаемые электромобили (PHEV).

BYD продала 3 млн NEV в 2023 году и 4,3 млн в 2024-м, а в 2025 году ожидается около 5,5 млн и 6,5 млн в 2026 году.

При этом присутствие BYD на рынке США до сих пор остается минимальным из-за высоких пошлин, а в Европе компания сталкивается с тарифной ставкой в 17%, что побуждает ее инвестировать в местное производство, в частности, в завод в Венгрии.

По данным Reuters, автопроизводитель строит еще один автозавод мощностью 300 тыс. в Турции, который планировал открыть в середине 2026 года.

Китайская компания CATL – крупнейший в мире производитель аккумуляторов для электромобилей, также строит в этой азиатской (хотя по статистике и европейской – авт.) завод стоимостью 6,7 млрд евро.

Кроме того, BYD планирует построить еще и третий сборочный завод, но место пока неизвестно, сообщила Стелла Ли Automobilwoche.

Агрессивная экспансия BYD в Европе представляет серьезную угрозу для бренда Tesla, которая собирает электромобили на своем Gigafactory в Германии (под Берлином – авт.) и считает Европу своим третьим по величине рынком.

По данным Tesla Inc., в прошлом году ее продажи в Европе достигли 327 тыс. автомобилей и электромобилей, но в I квартале этого года поставки упали на 37%, поскольку потребители отреагировали на поддержку генеральным директором Маском крайне правой немецкой политической партии (Альтернатива за Германию, фактически завоевавшей электорат Новых федеральных земель, т.е. бывшей ГДР – авт.).

Между тем BYD заявляет, что ее продажи в I квартале 2025 года в Европе выросли почти на 300%.

Постоянно растущее присутствие китайских автопроизводителей в ЕС вызвало напряженность в отношениях с торговым блоком.

В частности, в мае Financial Times сообщила, что ЕС расследует, получал ли венгерский завод BYD несправедливые субсидии от китайского правительства.

Регуляторы ЕС также выразили озабоченность по поводу доли произведенных не в ЕС компонентов в китайских автомобилях, поскольку они состоят из так называемых «разборных комплектов» – набора готовых комплектующих, произведенных в Китае, а затем просто собранных в Европе.

Такая стратегия призвана помочь защитить интеллектуальную собственность, связанную с китайскими технологиями.

К тому же BYD – не единственный китайский автопроизводитель с амбициозными планами по расширению в Европе.

Так, по данным каталонского правительства, Chery планирует приобрести завод Nissan-Ebro в Барселоне, который закрылся в декабре 2021 года.

Компания Chery также рассматривает возможность производства автомобилей на одном из закрытых заводов Volkswagen Group в Германии, но, по данным журнала Electrive, автопроизводитель хочет получить больше информации о затратах, цепочках поставок, профсоюзах и нормативных требованиях.

Что касается других проектов прочих китайских автомобильных компаний в ЕС, Leapmotor создала совместное предприятие с Stellantis Group для расширения деятельности за пределами Китая.

Так, субкомпактный электромобиль Leapmotor T03 производится с 24 июня на заводе Stellantis в польском Тыхы.

К выпуску в Европе также планируется компактный SUV B10 – по данным журнала Highmotor, предпочтительным местом выступает завод Opel в немецком Айзенахе, Германия, который уже имеет опыт производства полностью электрических SUV в виде Opel Grandland.

Несмотря на чрезвычайно высокую стоимость рабочей силы и энергии, низкую производительность и ограниченную гибкость, Германия считается предпочтительным выбором для китайских автопроизводителей, стремящихся наладить производство в Европе, благодаря своему статусу крупнейшей экономики в Европе и высокой покупательной способности граждан.

Ну а поскольку сегмент BEV на немецком рынке относительно свободен, китайские автопроизводители спешат заполнить его своими предложениями.

При этом по данным Bloomberg, китайские власти предупредили автопроизводителей страны о необходимости замедлить экспансию в Европе из-за обострения торговых конфликтов и введения антидемпинговых тарифов со стороны ЕС.

Как сообщается, Пекин, также обеспокоен потенциальным избытком производственных мощностей, вызванным нестабильным переходом к электромобилям в Европе и слабым спросом на китайские марки в ЕС.

Тем не менее, пока что только государственная Dongfeng Motor Group приостановила планы по потенциальному производству автомобилей в Италии в ответ на эти предупреждения, что было подтверждено итальянскими СМИ, включая газету Corriere della Sera.

P.S. Ситуация в мировом автопроме пока остается неустойчивой – Поднебесная догнала и перегнала ведущих мировых автопроизводителей по технологиям именно через электромобили и откровенно начинает теснить всемирно известные бренды на их собственных рынках. В ответ ничего лучшего, чем вводить запретительные (102% в США в виде пошлин Трампа в «пользу возрождения Америки») и полузапретительные (свыше 45% в ЕС) страны «коллективного Запада»» не придумали. Т.е. вся риторика о т.н. «свободе рынка» была годна, когда в 1990-2000-х шла активная экспансия западных брендов на рынки КНР и постсоветских стран, а вот когда дело коснулось сохранения рабочих мест в собственных автопромах – от благих рассуждений западной пропаганды «о невидимой руке рынка» не осталось и следа. В том числе, потому что в Европе и Америке еще десяток лет назад даже не могли себе представить, что китайцы, смогут их превзойти именно в автомобилях, полагая, что местный рынок навсегда останется в их технологической зависимости… Данные по прогрессу китайского авторынка за первое полугодие только подтверждают вышесказанное.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Минпромторг РФ отчитался об итогах реализации программ поддержки спроса на автомобили в первом полугодии 2025 года

Минпромторг РФ отчитался об итогах реализации программ поддержки спроса на автомобили в первом полугодии 2025 года

За первое полугодие 2025 года по льготным госпрограммам реализовано свыше 82,4 тыс. автомобилей

17.07.2025

Запасы нераспроданных легковушек у российских дилеров достигают полумиллиона

Запасы нераспроданных легковушек у российских дилеров достигают полумиллиона

Эксперты отмечают затоваривание рынка легковушками российского производства, тогда как дилеры китайских марок активно запродают запасы за счет масштабных скидок

16.07.2025

Рынок новых LCV в июне 2025 года просел на треть, но это меньше прочих сегментов

Рынок новых LCV в июне 2025 года просел на треть, но это меньше прочих сегментов

На падающем рынке новых LCV существенно взлетают только продажи фургона LADA Largus

16.07.2025

Российский рынок новых легковых автомобилей в июне 2025 года показал падение на 28%

Российский рынок новых легковых автомобилей в июне 2025 года показал падение на 28%

Российский рынок новых легковых автомобилей упал в первом полугодии 2025 года более чем на четверть

08.07.2025

Июнь и первая половина 2025 года показали обвал рынка новых ТС

Июнь и первая половина 2025 года показали обвал рынка новых ТС

За июнь и первое полугодие российский авторынок потерял почти 2/5 продаж, но особенно пострадал коммерческий транспорт

07.07.2025

Продажи автомобилей в США начинают снижаться

Продажи автомобилей в США начинают снижаться

Продажи автомобилей в июне в США снизились после весеннего взлета

03.07.2025

Возврат к списку