Минэнерго России запретило бензину и дизелю дорожать
6 октября 2023
Минэнерго РФ сообщило тренде на снижение розничных цен на топливо
Александр Климнов, фото РИА-Новости
Глава Министерства энергетики РФ Николай Шульгинов сообщил о зафиксированной тенденции к снижению розничных цен на топливо в России.
Он сказал: «Результаты уже видны, есть тенденция по снижению цен, но это рыночная история».
Г-н Шульгинов резюмировал, что главная задача – не допустить затоваривания на топливном рынке: «И мы этого сейчас не наблюдаем».
Накануне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала российским нефтяникам снизить стоимость топлива на заправках. В сентябре служба сообщила, что ее региональные органы проверят обоснованность цен на мелкооптовые партии бензина и дизеля, изучив всю цепочку от закупки на НПЗ до реализации. По итогам первичного анализа ведомство уже возбудило шесть дел из-за нарушения закона «О защите конкуренции».
Надо сказать, что биржевые цены на топливо в России с лета обновляют рекорды. Вслед за ними значительно ускорились и розничные цены. Эксперты объясняют эту ситуацию в том числе «серым» экспортом. Для стабилизации внутреннего рынка правительство с 21 сентября ввело запрет на экспорт бензина и дизеля.
По данным Росстата, в период с 25 сентября по 2 октября средняя розничная цена дизельного топлива снизилась на 0,14% – до 64,9 руб./л. Стоимость бензина также начала снижаться и опустилась на 0,43% – до 55,68 руб./л.
Из постановления кабмина РФ следует, что до конца 2025 года введена заградительная пошлина на экспорт топлива для непроизводителей. Таким образом коэффициент n для таможенной пошлины на экспорт топлива принимается равным нулю, если декларант может предоставить один из документов, подтверждающий, что он выступает переработчиком нефти. Если он не может подтвердить, что имеет мощности по переработке, то для него коэффициент n принимается равным 50 000 руб./т.
В документе говорится: «С 1 января 2026 года коэффициент n принимается равным 0 рублей за тонну для всех категорий лиц».
Заградительная пошлина вводится не только для перекупщиков бензина и дизельного топлива. В список товаров, согласно постановлению, входят уайт-спирит, бензины авиационные, керосин для реактивных двигателей, мазуты, ряд моторных и неочищенных легких масел, смеси ароматических углеводородов для использования в качестве топлива, пентан-гексановая фракция, тримеры и тетрамеры пропилена, средние дистиллянты, газойли, бензол, толуол, ксилолы.
Ранее кабмин обнародовал ряд дополнительных системных мер для сохранения стабильности на топливном рынке. Введение заградительной пошлины – лишь одно из них. Эта мера начнет действовать после снятия полного запрета экспорта топлива из РФ. Таким образом, пояснили в правительстве, будут пресечены попытки перекупщиков приобретать нефтепродукты заранее для последующего экспорта после снятия действующих ограничений. Это также не даст им вывозить топливо под видом других продуктов.
Правительство России с 21 сентября ввело запрет на экспорт бензина и дизельного топлива. Минэнерго РФ заявляло, что вводимые ограничения позволят пресечь «серый» экспорт моторного топлива и насытить внутренний рынок. В пресс-службе министерства в конце сентября сообщили, что ожидания быстрого снятия запрета бесперспективны. Однако в пятницу было принято решение ослабить ограничения, в частности, вернуться к выплатам по демпферу в полном объеме и разрешить трубопроводный экспорт дизтоплива компаниям, которые поставляют на внутренний рынок РФ не менее 50% производимой продукции. Кроме того, повышены нормативы обязательных продаж бензина АИ-95 и дизтоплива на бирже до 15% и 12,5% соответственно.
Впрочем, эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов считает, что новые меры правительства РФ лишь временно успокоят внутренний рынок топлива, однако, уже в следующем году властям и нефтяным компаниям придется вернуться к вопросу.
Он говорит, что и увеличение нормативов продаж на бирже существенно не повысит доступность топлива для независимых автозаправочных станциях. Как следствие конкуренция в рознице останется на сравнительно низком уровне.
По мнению эксперта на долговременное снижение топливных цен могло бы повлиять резкое повышение нормативов биржевых продаж – до 50% для бензина и до 33% для дизтоплива. Также на снижении цен положительно сказалось бы снижение топливных акцизов, «которые за последние восемь лет выросли почти втрое».
P.S. По сути сейчас страна подошла к необходимости полного пересмотра правил работы на топливном рынке – по старому жить уже не получается, а как по-новому – еще не придумали…