На закупку отечественных автомобилей для госслужащих потрачено 872 млн рублей
8 августа 2023
После начала СВО госзакупки премиальных иномарок упали на 2 млрд рублей
Александр Климнов, фото vedomosti.ru
Специалисты поисково-аналитической системы по управлению тендерами «Тендерплан» подсчитали, что госзакупки иномарок бизнес-класса в 2022 году упали почти в четыре раза.
Эксперты выяснили, что в 2021-го госструктуры разместили 322 тендера на зарубежные легковушки на сумму 1 млрд 363 млн руб. В 2022-и данные показатели опустились до 85 тендеров на сумму 648 млн руб. Из данных за первое полугодие нынешнего года следует, что количество тендеров снизилось до 37 – на сумму 236 млн руб.
Гендиректор «Тендерплана» Максим Кузнецов пояснил в интервью изданию «Ведомости»: «Речь идет преимущественно о брендах Toyota и Mercedes. К 2023 году общая доля таких закупок уже сократилась в восемь раз».
По его словам, можно говорить о новом витке роста закупок отечественных брендов автомобилей через систему госзаказа. Г-н Кузнецов напомнил, что: «В 2022-м большая часть производственных процессов отечественных предприятий была поставлена на паузу. Это было вызвано санкционной политикой западных стран, которые поставляли комплектующие для автомобилей.
В 2023 году в этом отношении наметилась положительная динамика. По подсчетам «Тендерплана», российский автопром начал занимать освободившуюся нишу».
Так, за первое полугодие текущего года было размещено 515 извещений на закупку отечественных автомобилей на сумму 872 млн руб., тогда как за весь 2022 год таких тендеров оказалось всего 807 – на общую сумму ~1 млрд руб.
Кузнецов отметил: «В эти цифры не входит информация о российском премиальном бренде AURUS, данные по которому мы не видим ни в одной системе».
Напомним, что седаны AURUS Senat S600 и кроссоверы Komendant собирается в Татарстане на заводе группы СОЛЛЕРС, а лимузины Senat L700, включая бронированные автомобили данного бренда – в столичном НАМИ. Автомобили AURUS используются для публичных мероприятий высшего руководства страны, включая Президента РФ Владимира Путина.
Эксперт по автопрому Владимир Беспалов поясняет: «Высоколокализованные автомобили сейчас – это AURUS, LADA и УАЗ. Это в принципе российские технологии. Но даже в рамках этих производителей автомобилей полной независимости от импортных комплектующих нет».
По его мнению, многие отечественные проекты сейчас выглядят как сборочные. Комплектующие для российских автомобилей частично ввозятся из других стран. Беспалов добавил, что такие проекты, как «Автотор» и «Москвич», преимущественно основаны на китайских комплектующих.
Гендиректор «Автостата» Сергей Целиков объяснил, что сейчас только LADA Granta и LADA Niva – это «стопроцентные российские разработки». Однако он отметил, что некоторые комплектующие для них все же продолжают закупать за рубежом.
Напомним, что 3 августа президент Путин на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности заявил, что все российские чиновники должны ездить на отечественных автомобилях. Он также подчеркнул, что закупки иномарок для госслужащих должны быть «абсолютно исключены».
P.S. Ну, насколько AURUS – «высоколокализованная» марка (фото на заставке), это как говорится «на совести» эксперта, а вот то что даже выпускаемая уже 46 лет «Нива» (ВАЗ-21214) все же зависит от импорта (прежде всего электроники системы впрыска, АБС и блока ЭРА-ГЛОНАСС) – говорит о том, что отечественный автопром по ряду критически важных компонентов, до сих пор не преодолел зависимости от импорта, что чревато, как минимум подорожанием комплектующих вслед за снижением курса рубля, напрямую влияющим на конечную цену автомобилей.
Тем не менее, перенос акцента госзакупок на отечественные модели (включая перспективные LADA Aura и, возможно, «Волга») должен поддержать усилия национального автопрома в том числе и в направлении локализации.