Норвегия в сентябре установила два новых мировых рекорда по доле продаж новых электромобилей
13 октября 2025
В сентябре доля электромобилей на норвежском рынке превысила 98%, а с начала года – 95%!
Александр Климнов, фото OFV
По данным Норвежского совета по информации о дорожном движении (OFV) из всех новых легковых автомобилей, проданных в сентябре текущего года на рынке Норвегии 98,3% были электромобилями – и это самая высокая доля проникновения когда-либо зафиксированная за один месяц в мире!
Также и по итогам первых девяти месяцев доля электромобилей в общем объеме продаж новых легковых машин достигла ровно 95%, что также стало новым мировым рекордом.
Продажи автомобилей в сентябре 2025 года достигли нового исторического максимума
Доля чисто аккумуляторных электромобилей (BEV) достигла своего исторического максимума на фоне растущего норвежского авторынка в целом.
Так, в сентябре было зарегистрировано 14 329 ед. новых легковых автомобилей, что на 1363 ед. больше (+10,5%), чем в сентябре 2024-го.
С начала года зарегистрировано 113 325 новых машин, что на 21 527 ед. больше (+23,5%), чем за аналогичный период прошлого года.
Среди новых легковых автомобилей доля рынка машин с нулевым уровнем выбросов (ZEV) в сентябре составила 98,3%, тогда как в сентябре 2024 года – 96,4%.
Доля рынка ZEV в этом году составила ровно 95%, а за аналогичный период 2024 года была 88,2%.
Средний уровень выбросов CO2 для всех новых легковых автомобилей, зарегистрированных в сентябре, составил 2,0 г/км, а с начала года – 4,9 г/км.
Директор OFV Гейр Инге Стокке заявил: «Это показывает, что мы почти достигли цели, согласно которой к 2025 году все новые легковые автомобили должны быть с нулевым уровнем выбросов. Экологичные бензиновые и дизельные автомобили постепенно выводятся из эксплуатации. Теперь важно направить в том же направлении фургоны [LCV] и грузовики».
Из всех новых легковых автомобилей, впервые зарегистрированных в сентябре, доля традиционных бензиновых и дизельных автомобилей (ICE), а также включая их гибридные версии, составила всего 1,7% и это также самый низкий показатель за всю историю.
Многие норвежцы сейчас отдают приоритет покупке новой машины
Г-н Стокке говорит: «Если нынешние темпы продаж новых легковушек сохранятся до конца года, то мы уверенно приблизимся к прогнозу OFV в 140–150 тысяч новых легковых автомобилей в 2025 году. Это означает, что мы снова приближаемся к «нормальному уровню».
Он отмечает, что улучшение экономической ситуации в сочетании с многочисленными дилерскими акциями с доступными предложениями привлекает людей в автосалоны.
Стокке подчеркивает: «Многие видят в этом возможность реализовать свою мечту о новой машине. Все, что способствует обновлению, улучшению и повышению безопасности автопарка – это то, чему мы, как общество, должны радоваться. Ведь в среднем у нас старый автопарк, и это никому не нужно».
Tesla по-прежнему остается «новым народным автомобилем»
В сентябре ни один автомобильный бренд на норвежском рынке даже близко не смог сравниться с Tesla.
Так, доля этого американского бренда на рынке составила почти 34%, в то время как доли Volvo и Volkswagen в том же месяце равнялись 8,7 и 7,9% соответственно.
С начала года доля Tesla на рынке составляет чуть более 19%.
Следующие четыре места занимают Volkswagen, Volvo, Toyota и BMW – автомобильные бренды с давними традициями в Норвегии.
Рейтинг моделей в сентябре уверенно возглавляет Tesla Model Y с 4132 ед., на этот кроссовер приходится 28,8% рынка, тогда как на ближайшего конкурента – Tesla Model 3 только 4,9% (696 ед.)!
Доля Volvo EX30 еще ниже – 4,1% и 581 ед., а замыкают Топ-5 Skoda Eiroq с 3% (432 ед.) и Volvo EX40 с 2,8% (398 ед.). Прочие модели в Топ-10 расположились в пределах четвертой сотни по продажам и с долями рынка также в районе 2,4–2,1%.
Рынок покупателей снижают маржу у дилеров
Относительно высокие показатели регистраций в сочетании с многочисленными скидочными кампаниями и снижением цен, создают проблемы для автомобильных дилеров.
Многие из них сообщают о давлении на маржу и цены, особенно на электромобили в доступных сегментах.
Стокке отмечает: «Несомненно, между дилерами и импортерами идет жесткая конкуренция. Сейчас это рынок покупателя, и цены на многие электромобили снизились».
Напряженность вокруг процентных ставок и государственного бюджета
Дальнейшие изменения процентных ставок могут повлиять на продажи новых машин, но не в последнюю очередь вызывает большой интерес вопрос о том, будут ли внесены изменения в налоги на автомобили (т.е. электромобили – авт.), когда в конце октября будет представлен государственный бюджет.
Ценовое давление и неопределенность относительно возможных последствий изменения автомобильных налогов создают сложную ситуацию для автомобильных дилеров.
Кроме того, это создает неопределенность для тех клиентов, кто рассматривает возможность покупки новой машины, поскольку они не знают, какой будет ее окончательная цена.
Один из интересных аспектов предстоящего государственного бюджета – вопрос о том, будет ли снижен уровень освобождения от НДС для электромобилей с нынешних полумиллиона крон, говорит Гейр Стокке.
Все больше электрических фургонов
Хотя электрификация рынка новых легковых машин в Норвегии практически завершена, фургонам (читай LCV – авт.) еще предстоит пройти долгий путь до достижения этой же цели, хотя пока что и они идут в правильном направлении.
Так, продажи новых фургонов резко выросли в сентябре этого года по сравнению с тем же месяцем прошлого года.
Было зарегистрировано 2889 новых фургонов, что на целых 51% больше, чем в сентябре 2024 года.
Доля электромобилей среди фургонов составила 43% по сравнению с 23% в сентябре прошлого года.
За первые девять месяцев года было зарегистрировано 19 605 новых фургонов, что на 7,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
И хотя количество регистраций новых фургонов меньше, чем в прошлом году, очевидно, что электрификация их парка также набирает обороты, так почти 45% всех новых вэнов в этом году – электрические, тогда как в тот же период прошлого года их доля составляла чуть менее 29%.
Необходимы стимулы
Гейр Стокке считает: «Снижение продаж новых фургонов в этом году может означать, что многие компании столкнулись с финансовыми трудностями и поэтому приостановили обновление автопарка. В то же время доля электромобилей [коммерческих] растет, и это четкий сигнал о том, что нам нужны новые стимулы для ускорения темпов электрификации и достижения поставленной цели по электрификации».
P.S. Хотя отставание продаж электрифицированного коммерческого транспорта от легкового у норвежских «зеленых» и вызывает опасения, в этом отношении Норвегия все равно впереди всей Европы, так за I полугодие 2025 года доля тяжелых грузовых электромобилей здесь достигла 8% от сегмента HCV, а доля среднетоннажных электромобилей – 14,8% от сегмента MCV, и в сумме все электрогрузовики (ECV) заняли 12,9% рынка грузовой техники (еще 11,3% на газе и биотопливе), тогда как в ЕС – лишь 3,6% и еще 2,8% на газе, биотопливе и проч.; доля электрических LCV составила 45,4% (в ЕС – 9,5% и 0,3% гибридов); доля электробусов – 66,1% (в ЕС – 21,6% и еще 6,9% гибридных и 6,9% на прочих видах альтернативного топлива).
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.