Пекин вызвал на ковер руководителей китайского автопрома за демпинг
13 июня 2025
Руководители китайских автобрендов коллективно обвинили в провоцировании демпинга компанию BYD
Александр Климнов, фото производителей
В последние годы китайская автомобильная промышленность переживает подлинный бум кроссоверов национальных марок и электромобилей.
Объемы выпуска электромобилей и гибридов (прежде всего легковых) растут быстрее, чем объемы внутреннего рынка и экспорт, отсюда в Поднебесной нарастает жесточайшая конкуренция, которая вынуждает местные и иностранные компании прибегать к все более агрессивному демпингу.
На сегодня (лето 2025 года) ситуация уже настолько вышла из-под контроля, что в дело был вынужден вмешаться официальный Пекин, включая Министерство промышленности и информационных технологий (MIIT).
По данным китайской прессы, в столицу недавно были приглашены главы крупнейших автомобилестроительных компаний страны.
На совещании промышленников и чиновников обсуждался вопрос «инволюционной конкуренции», которая вредит всей сфере автопроизводства.
Иными словами, власти КНР указали автопроизводителям на опасность агрессивного демпинга, который не столько стимулирует продажи (только у некоторых брендов), сколько деструктивно влияет на сам рынок и начинает отражаться на качестве производимых легковушек.
Интересно, что главы автомобилестроительных компаний в своем большинстве и сами выступают за отмену ценовых войн, но не могут выбраться из водоворота «инволюционной конкуренции», не потеряв при этом своих покупателей.
Так, за прекращение «самоедского» демпинга высказались руководители компаний Great Wall Motor, Geely, Chery, GAC, Changan и прочих.
Причем, все они прямо указали на главного виновника сложившейся ситуации в лице компании BYD!
Дело в том, что BYD производит большую часть компонентов для электромобилей самостоятельно и именно это и позволяет ей активно играть с ценами своей линейки электромобилей и гибридов.
При этом, если даже компоненты и закупаются BYD у стороннего поставщика – компания требует от него снижения их цены сразу на 20–30%, якобы взамен на большие объемы закупок.
Кстати, китайские СМИ «внезапно» выяснили, что управленцы BYD требуют у сотрудников работать сверхурочно без оплаты.
В ответ «империя» BYD встречно обвинила всех своих критикантов в сговоре и найме проплаченных «троллей», которым было вменено облыжное очернение ее публичного имиджа, и, конечно, подала судебные иски на 37 лидеров авторитетных блогеров, якобы уличив их в намеренной клевете.
Тут стоит отметить, что ценовые войны в любой сфере экономики опасны не столько сами по себе, сколько перепроизводством ради снижения себестоимости отдельно взятого электромобиля или автомобиля.
Еще одной проблемой нынешнего китайского авторынка стал т.н. «кризис подержанных автомобилей с нулевым пробегом».
Новыми эти машины продают только по документам, а на самом деле это стоковые запасы, предлагаемые под видом «секонд-хенда», за которые покупателям делают внушительные (до 30%) скидки, что тоже также фактически разновидность демпинга.
По оценкам специалистов, на складах в Поднебесной скопилось 3,5 млн таких машин!
Для сравнения: в России за весь прошлый год было реализовано всего 1,58 млн новых легковых машин (меньше, чем в среднем за месяц в Китае – авт.).
Так что китайский MIIT уже пообещал разработать меры противодействия такой порочной практике, а также и стоящему за ней демпингу.
P.S. Из 30 млн с хвостиком автомобилей произведенных в 2024 году в КНР – на легковые пришлось примерно 26 млн, из которых около 4 млн были экспортированы, причем, Россия стала крупнейшим их рынком, поглотившим почти миллион (точнее 984 тысячи) китайских машин. Тем не менее, проблемы китайского автопрома гораздо масштабнее, особенно с учетом запретительных пошлин на их электромобили со стороны США и полузапретительных (впрочем примененных дифференцирован по брендам) пошлин со стороны Евросоюза. Отсюда и повышенный интерес китайских брендов к периферийным рынкам, включая российский, азиатский, африканский и латиноамериканский. При этом иного выхода, кроме налаживания производства в странах сбыта (как это уже десятилетия назад проделали Япони и Южная Корея) у автопроизводителей из Китая нет. Той же позиции придерживается и российское правительство учредившее СПИКи и баллы локализации.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.