Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

8 сентября 2018


Почему сбыт полноприводных легковушек больше в Скандинавии и в приальпийских странах?


автор

Александр Климнов, фото автора и autowp.ru


Согласно данным ACEA по проникновению в Западную Европу (15 стран Евросоюза плюс три страны EFTA – Европейской ассоциации свободной торговли, т.е. Швейцария, Норвегия и Исландия) легковых автомобилей типа «4х4» за период с 1990 про 2017 год, т.е. более чем за четвертьвековой период, совершенно четко видна географическая и экономическая составляющая популярности такого типа трансмиссии в разных западноевропейских странах.
Во-первых, под автомобилями типа «4х4» ACEA подразумевает как легковые автомобили с интегральной трансмиссией, включая кроссоверы, так и классические внедорожники и пассажирские LCV до 9 мест, включая специальные и специализированные.

Как оно было в 1990-м
Итак, в далеком уже 1990-м трансмиссия типа «4х4», заняв 2,6% рынка новых машин (т.е. с полным приводом была продана каждая 25-я западноевропейская легковушка, но это «средняя температура по больнице»), уже вышла из разряда экзотики, но еще не стала привычной, тем более в относительно бедных странах Южной Европы, да и бум кроссоверов в Европе был еще далеко впереди, хотя роль полного привода в повышении безопасности при передвижении по скользким (заснеженным и обледенелым, горным, etc.) дорогам европейские водители уже успели оценить в полной мере.

MB_300E_4matic.jpg

Одной из первых немецких полноприводных легковых моделей стал Mercedes-Benz 4matic в кузове W124, который очень понравился, например, швейцарцам и австрийцам

 Естественно, что заснеженные горные дороги в Западной Европе встречаются, преимущественно в двух географических зонах: в районе Альпийского горного массива и в Скандинавии, а вот на Апеннинах, Балканах и в Пиренеях со снегом и льдом проблем гораздо меньше, хотя мощные снегопады бывают и там. Отсюда наивысшую долю в 1990-м среди всех 18 стран Западной Европы занимала… конечно, практичная Швейцария (данные по Исландии, впрочем, появились лишь с 1994 года), чья территория в основном и лежит в Альпах, а альпийские горнолыжные курорты дают немалую долю национального дохода. Так что для собственной безопасности, а также обеспечения бесперебойной, а, главное, безопасной доставки туристов тогда швейцарцы активно и раскупали легковые автомобили «4х4» – их доля тогда составила 14,7% от местного рынка, что больше, чем среднеевропейская доля полного привода даже 27 лет спустя! На втором месте с 7,1-процентной долей «4х4», конечно, шла Австрия. И это не удивительно еще и потому что средние доходы на душу населения в обеих альпийских странах вполне позволяли приобретать относительно более дорогие тогда полноприводники. А, вот, в любительнице скоростных автомобилей и обладательнице самых скоростных общедоступных дорог (автобанов) в мире – Германии (ФРГ), доля авто «4х4» тогда составляла лишь 3,2%, т.е. полноприводной была только каждая 31-я проданная тогда в переживавшей объединительный процесс Германии легковая машина. На внедорожники к тому же в Бундесреспублике полагался еще и дополнительный налог, что откровенно ограничивало спрос на них силовыми и социальными госструктурами, а также фирмами оперировавшими в соответствующих географических условиях (часть Альп принадлежит и в общем-то равнинной Германии).

LR_Discovery.jpg

Выпустив в 1989 году среднеразмерный внедорожник Discovery, английская фирма Land Rover смогла прорваться в новый класс полноприводных автомобилей, ставших весьма популярными в последующие десятилетия

Даже в Великобритании доля 4х4 оказалась чуть повыше – 3,3%. Впрочем, бренд Land Rover именно британский, а тогда как раз пошла более массовая модель Land Rover Discovery, предварившая европейский бум на SUV-ы. Характерно, впрочем, что в стране с еще большими доходами и еще более скверными сезонными дорожными условиями, чем в Швейцарии, т.е. в Норвегии доля машин «4х4» была просто мизерной – лишь 0,6%! Ну, не распробовали тогда еще потомки суровых викингов прелестей полного привода! Кроме того, на фоне огромных импортных пошлин на новые автомобили в Норвегии, любая базовая наценка на автомобиль увеличивала его конечную цену весьма существенно,а это также ограничивало рынок полноприводников.

volkswagen_golf_montana.jpg

Кроссовер Volkswagen Golf Country на базе массовой модели Golf II мог бы стать целым направлением в судьбе европейских SUV, но... остался без наследника

Впрочем, дальнейший ход событий показал, что в норвежцы со временем в полной мере оценили все преимущества привода на все колеса на своих автомобилях. Кстати, в Швеции доля 4х4 составила тоже невеликие 1,9%, а вот, в более бедной, хотя и весьма снежной Финляндии – 4,8% (3-й результат в Европе и в 8 раз высшее, чем в более богатой Норвегии!). Очевидно сказывалась популярность местных пилотов, великолепно выступавших в различных ралли.

fiat_panda_4x4_12.jpg

Полноприводный FIAT Panda 4x4 стал своего рода «Нивой-мини» для небогатой Южной Европы

На противоположном полюсе «неприятия» полного привода в 1990-м были: равнинная бедноватая и скуповатая Ирландия с долей в 0,1%, низинная Дания и гористая Португалия с долями всего лишь по 0,4%, а также горная Испания с 0,8%. Интерес гордых испанских водителей к полному приводу отсутствовал тогда почти напрочь, возможно, просто перестраховываться у них считалось ниже достоинства «настоящего идальго», да и благосостояние было пониже. Кстати, по горной Греции данных по продажам машин «4х4» не было до 1997 года. Во Франции доля легковушек 4х4 составила 1,1%, что исторически объясняется весьма развитой сетью качественных дорог (еще с XIX века), для которых полный привод представлялся форменным пижонством. Не то было в Италии, где доля машин «4х4» оказалась почти на уровне Германии – 3,1%. Тогда на местном рынке полноприводных машин была бестселлером FIAT Panda 4х4, вполне справлявшаяся с перевозками в горной местности, а для более серьезных нужд импортировали еще советские LADA Niva (ВАЗ-2121) и UAZ Tundra (УАЗ-3151).

VAZ-2121.jpg

Советская «Нива» (ВАЗ-2121) вызвала на Западе подлинную сенсацию в конце 1970-х и даже к началу 2010-х продолжала пользоваться в Западной Европе небольшим, но устойчивым спросом


uaz_martorelli_41.jpg

Для европейцев был доступен и советский армейский внедорожник УАЗ-3151, например, в тюнинге от итальянского дилера Martorelli

Что было в промежутке
Между датами 1990-го и 2017-го рост доли машин «4х4» на рынке шел вверх, впрочем, иногда немного отступая во времена кризисов, когда первостепенной становилась более низкая цена автомобиля. Так, в Испании в связи с изменением налогового законодательства полноприводные легковушки на несколько лет (до 1997 года) фактически ушли с рынка (доля колебалась в районе фоновых 0,1–0,2%), а потом стала неспешно расти и к 2017 году увеличилась в 42 раза (!) по сравнению с 1997 годом. Интересна ситуация в Греции. В этой стране до определенного момента полноприводными машинами интересовались только военные, полицейские и пожарные, но в период с 1998-го по 2009-й доля машин «4х4» нарастала неуклонно с 4,6% до 12,6%, а потом поменялось налоговое законодательство и доля полноприводников в Элладе стала также неуклонно падать – до 2,2% в 2013 году, но потом все же стала расти, однако, по-прежнему низкими темпами – до 4% в 2017-м, т.е. находится даже ниже уровня 20-летней давности! В Германии доля «4х4» плавно росла вплоть до 2017 года, заняв почти 1/5 рынка (19,8%). В Швейцарии доля сегмента «4х4» так и осталась рекордной, но теперь она составляет уже 45,4% от национального рынка, т.е. почти что каждый второй легковой автомобиль здесь продается с полным приводом. Интересно, что в Исландии максимальная доля полноприводных машин случилась в 2009 году и составляла тогда 49,4% – абсолютный рекорд среди всех стран за рассматриваемый период! С тех пор, правда, такие машины утратили в Исландии популярность (особенно в 2012-м, когда их доля рынка просела сразу вдвое с 31,1 до 15,9%), но затем поднялись с 12,5% в 2014-м до «немецких» 19,5% в 2017-м. Зато Норвегия увлекается в последние годы не только электромобилями, но и полным приводом. Так, доля сегмента «4х4» здесь достигла в 2017 году 34,2% (не без помощи заокеанской марки Tesla). Довольно высок стал процент машин «4х4» и в крохотном, но чрезвычайно богатом Люксембурге – и составляет 28,3%. В Австрии доля таких машин немногим менее четверти – 23,4%. В Финляндии она достигла 20,3%. Это, так сказать, нынешние рекордсмены Западной Европы, а ее антирекордисты остались теми же, что и в 1990-м: Дания с 3,3%, Португалия с 3,4% и Греция с 4%, т.е. те где высоки налоги и(или) относительно низок уровень жизни населения.

outlander-phev-engine.jpg

Один из самых популярных в Западной Европе подключаемых гибридных полноприводных кроссоверов – Mitsubishi Outlander PHEV

tesla_model_x_7.jpg

Электрокроссовер Tesla Model X первым вышел на мировой рынок и неплохо себя чувствует даже в снежных странах Скандинавии


В 2017-м Европу завоевывали полноприводные гибриды
В 2017 году доля сегмента «4х4» (в который теперь также входят электромобили и гибриды с дополнительными тяговыми электромоторами на задней оси) в 18 странах Западной Европы составила 14,8%, что в 5,7 раза больше, чем в 1990-м. Некоторое снижение интереса к полному приводу в ряде стран в последние годы связано с кризисом дизельных двигателей, известном как «дизельгейт», ведь подавляющее большинство рамных внедорожников и значительная часть безрамных кроссоверов, а также легковых моделей, начиная со среднеразмерных и бизнес-класса (D и Е) были дизельными, а теперь потеряли спрос, причем, их дизельные версии теснят подключаемые гибриды PHEV.
porsche_panamera_4_e-hybrid_19.jpg

Несмотря на дороговизну полноприводный гибрид Porsche Panamera 4 E-Hybrid пользуется достаточно высоким спросом

SAM_9107.jpg

Великобритания, наконец, сказала свое слово в самом перспективном сегменте электромобилей-кроссоверов моделью Jaguar I-Pace, который вышел и на рынок России


Что будет в перспективе?  
В перспективе очевидно, что дальнейшая перестройка европейского автомобильного рынка под электромобили (и промежуточно под подключаемые гибриды PHEV) приведет к дальнейшему расцвету именно полного привода, так как развитие технологии мотор-колес и электропривода, вообще, как раз и ведет к оснащению каждой оси и(или) каждого колеса собственным приводом, что позволяет уменьшить габариты трансмиссии, повысить устойчивость и управляемость машины на дороге, а электронное управление ходовыми качествами еще больше повысит безопасность и экономичность будущих электромобилей, а также беспилотников.
SAM_9053.jpg

Эксперты ожидают, что первый электромобиль Porsche Mission E (конечно с полным приводом) сможет дать отпор заокеанской Tesla 


Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Российский парк мотоциклов в 2024 году составляет 2,155 млн

Российский парк мотоциклов в 2024 году составляет 2,155 млн

Продажи в России новых мотоциклов в I квартале 2024 года составили 3,5 тыс.

23.04.2024

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Каждый третий россиян по статистике владеет легковым автомобилем

Россияне владеют 322 легковыми автомобилями на тысячу человек населения

22.04.2024

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

В марте российский рынок новых LCV вырос на 28%

За I квартал 2024 года рост рынка новых LCV составил свыше 42%, а доля российских марок на нем составила 92,5%

12.04.2024

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

До 75% такси в РФ могут оказаться китайскими

Таксисты бьют тревогу в связи с резким ростом доли китайских марок в таксопарках

09.04.2024

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Налог на роскошь расширили, а утильсбору установили нижнюю границу

Минпромторг РФ расширил список «роскошных» моделей и установил нижнюю границу исчисления утильсбора

05.04.2024

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

В марте рынок новых легковых автомобилей жил в опасении повышения цен в апреле

Рост продаж новых легковушек в марте 2024-го составил 109%, а по кварталу – 93%

04.04.2024

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Правила ввоза иномарок снова изменились с 1 апреля

Дешевая растаможка иномарок через страны ЕАЭС для «физиков и юриков» закончилась

02.04.2024

Возврат к списку