Главная
Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

8 Сентября 2018


Почему сбыт полноприводных легковушек больше в Скандинавии и в приальпийских странах?


автор

Александр Климнов, фото автора и autowp.ru


Согласно данным ACEA по проникновению в Западную Европу (15 стран Евросоюза плюс три страны EFTA – Европейской ассоциации свободной торговли, т.е. Швейцария, Норвегия и Исландия) легковых автомобилей 4х4 за период с 1990 про 2017 год, т.е. более чем за четвертьвековой период, совершенно четко видна географическая и экономическая составляющая популярности такого типа трансмиссии в разных западноевропейских странах.
Во-первых, под автомобилями 4х4 ACEA подразумевает как легковые автомобили с интегральной трансмиссией, включая кроссоверы, так и классические внедорожники и пассажирские LCV до 9 мест, включая специальные и специализированные.

Как оно было в 1990-м
Итак, в далеком уже 1990-м трансмиссия 4х4, заняв 2,6% рынка новых машин (т.е. с полным приводом была продана каждая 25-я западноевропейская легковушка, но это «средняя температура по болнице»), уже вышла из разряда экзотики, но еще не стала привычной, тем более в относительно бедных странах Южной Европы, да и бум кроссоверов в Европе был еще далеко впереди, хотя роль полного привода в повышении безопасности при передвижении по скользким (заснеженным и обледенелым, горным etc.) дорогам европейские водители уже успели оценить в полной мере.

MB_300E_4matic.jpg

Одной из первых немецких полноприводных легковых моделей стал Mercedes-Benz 4matic в кузове W124, который очень понравился, например, швейцарцам и австрийцам

 Естественно, что заснеженные горные дороги в Западной Европе встречаются, преимущественно в двух географических зонах: в районе Альпийского горного массива и в Скандинавии, а вот на Апеннинах, Балканах и в Пиренеях со снегом и льдом проблем гораздо меньше, хотя мощные снегопады бывают и там. Отсюда наивысшую долю в 1990-м среди всех 18 стран Западной Европы занимала… конечно, практичная Швейцария (данные по Исландии, впрочем, появились лишь с 1994 года), чья территория в основном и лежит в Альпах, а альпийские горнолыжные курорты дают немалую долю национального дохода. Так, что для собственной безопасности и обеспечения бесперебойной, а, главное, безопасной доставки туристов тогда швейцарцы и активно и раскупали легковые автомобили 4х4 – их доля составила 14,7% от местного рынка, что больше, чем среднеевропейская доля полного привода даже 27 лет спустя! На втором месте с 7,1-процентной долей 4х4, конечно, шла Австрия. И это не удивительно еще и потому что средние доходы на душу населения в обеих альпийских странах вполне позволяли приобретать относительно более дорогие тогда полноприводники. А, вот, в любительнице скоростных автомобилей и обладательнице самых скоростных общедоступных дорог (автобанов) в мире – Германии (ФРГ), доля авто 4х4 тогда составляла лишь 3,2%, т.е. полноприводной была только каждая 31-я проданная тогда в переживавшей объединительный процесс Германии легковая машина. На внедорожники к тому же в Бундесреспублике полагался еще и дополнительный налог, что откровенно ограничивало спрос на них силовыми и социальными госструктурами, а также фирмами оперировавшими в соответствующих географических условиях (часть Альп принадлежит и в общем-то равнинной Германии).

LR_Discovery.jpg

Выпустив в 1989 году среднеразмерный внедорожник Discovery, английская фирма Land Rover смогла прорваться в новый класс полноприводных автомобилей, ставших весьма популярными в последующие десятилетия

Даже в Великобритании доля 4х4 оказалась чуть повыше – 3,3%. Впрочем, бренд Land Rover именно британский, а тогда как раз пошла более массовая модель Land Rover Discovery, предварившая европейский бум на SUV-ы. Характерно, впрочем, что в стране с еще большими доходами и еще более скверными сезонными дорожными условиями, чем в Швейцарии, т.е. в Норвегии доля машин 4х4 была просто мизерной – лишь 0,6%! Ну, не распробовали тогда еще потомки суровых викингов прелестей полного привода! На фоне огромных импортных пошлин на новые автомобили в Норвегии, любая базовая наценка на автомобиль увеличивала его конечную цену весьма существенно.

volkswagen_golf_montana.jpg

Кроссовер Volkswagen Golf Country на базе массовой модели Golf II мог бы стать целым направлением в судьбе европейских SUV, но... остался без наследника

Но, дальнейший ход событий показал, что в норвежцы в полной мере оценили все преимущества привода на все колеса своих автомобилей. Кстати, в Швеции доля 4х4 составила тоже невеликие 1,9%, а вот, в более бедной, хотя и весьма снежной Финляндии – 4,8% (3-й результат в Европе и в 8 раз высшее, чем в более богатой Норвегии!). Очевидно сказывалась популярность местных пилотов, великолепно выступавших в различных ралли.

fiat_panda_4x4_12.jpg

Полноприводный FIAT Panda 4x4 стал своего рода "Нивой-мини" для небогатой Южной Европы

На противоположном полюсе «неприятия» полного привода в 1990-м были: равнинная бедноватая и скуповатая Ирландия с долей в 0,1%, низинная Дания и гористая Португалия с долями всего лишь по 0,4%, а также горная Испания с 0,8%. Интерес гордых испанских водителей к полному приводу отсутствовал тогда почти напрочь, возможно, просто перестраховываться у них считалось ниже достоинства «настоящего идальго», да и благосостояние было пониже. Кстати, по горной Греции данных по продажам машин 4х4 не было до 1997 года. Во Франции доля легковушек 4х4 составила 1,1%, что объясняется все же исторически (еще с XIX века) весьма развитой сетью качественных дорог, для которых полный привод представлялся форменным пижонством. Не то было в Италии, где доля машин 4х4 оказалась почти на уровне Германии – 3,1%. Тогда на местном рынке полноприводных машин была бестселлером FIAT Panda 4х4, вполне справлявшаяся с перевозками в горной местности, а для более серьезных нужд импортировали еще советские LADA Niva (ВАЗ-2121) и UAZ Tundra (УАЗ-3151).

VAZ-2121.jpg

Советская "Нива" ВАЗ-2121 вызывала на Западе сенсацию в конце 1970-х и к началу 1990-х продолжала пользоваться в Западной Европе небольшим, но устойчивым спросом


uaz_martorelli_41.jpg

Для европейцев был доступен и советский армейский внедорожник УАЗ-3151 в тюнинге итальянского дилера Martorelli

Что было в промежутке
Между датами 1990-го и 2017-го рост доли машин 4х4 на рынке шел вверх, впрочем, иногда немного отступая во времена кризисов, когда первостепенной становилась более низкая цена автомобиля. В Испании в связи с изменением налогового законодательства полноприводные легковушки на несколько лет (до 1997 года) фактически ушли с рынка (доля колебалась в районе 0,1–0,2%), а потом стала неспешно расти и к 2017 году увеличилась в 42 раза (!) по сравнению с 1997 годом. Интересна ситуация в Греции. В этой стране до определенного момента полноприводными машинами интересовались только военные, полицейские и пожарные, но в период с 1998-го по 2009-й доля машин 4х4 растала неуклонно с 4,6% до 12,6%, а потом поменялось налоговое законодательство и доля полноприводников в Элладе стала также неуклонно падать – до 2,2% в 2013 году, а потом все же стала расти, но низкими темпами – до 4% в 2017-м, т.е. находиться ниже уровня 20-летней давности! В Германии доля 4х4 плавно росла вплоть до 2017 года, заняв почти 1/5 рынка (19,8%) – рост к 1990-му. В Швейцарии доля сегмента 4х4 так и осталась рекордной, но теперь она составляет уже 45,4% от национального рынка, т.е. почти что каждый второй легковой автомобиль здесь продается с полным приводом. Интересно, что в Исландии максимальная доля полноприводных машин случилась в 2009 году и составляла тогда 49,4% – абсолютный рекорд среди всех стран за рассматриваемый период! С тех пор, правда, такие машины утратили в Исландии популярность (особенно в 2012-м, когда их доля просела сразу вдвое с 31,1 до 15,9%), но затем поднялись с 12,5% в 2014-м до «немецких» 19,5% в 2017-м. Зато Норвегия увлекается в последние годы не только электромобилями, но и полным приводом. Так, доля сегмента 4х4 здесь достигла в 2017 году 34,2% (не без помощи заокеанской марки Tesla). Довольно высок стал процент машин 4х4 и в крохотном, но чрезвычайно богатом Люксембурге – и составляет 28,3%. В Австрии доля таких машин немногим менее четверти – 23,4%. В Финляндии она достигла 20,3%. Этот так сказать нынешние рекордсмены Западной Европы, а ее антирекордисты остались теми же, что и в 90-м: Дания с 3,3%, Португалия с 3,4% и Греция с 4%, т.е. те где высоки налоги и(или) относительно низок уровень жизни населения.

outlander-phev-engine.jpg

Один из самых популярных в Западной Европе подключаемых гибридных полноприводных кроссоверов – Mitsubishi Outlander PHEV

tesla_model_x_7.jpg

Электрокроссовер Tesla Model X первым вышел на мировой рынок и неплохо себя чувствует даже в снежных странах Скандинавии


В 2017-м Европу завоевывали полноприводные гибриды
В 2017 году доля сегмента 4х4 (в который теперь также входят электромобили и гибриды с дополнительными тяговыми электромоторами на задней оси) в 18 странах Западной Европы составила 14,8%, что в 5,7 раза больше, чем в 1990-м. Некоторое снижение интереса к полному приводу в ряде стран в последние годы связано с кризисом дизельных двигателей, известном как «Дизельгейт», ведь подавляющее большинство рамных внедорожников и значительная часть безрамных кроссоверов, а также легковых моделей, начиная со среднеразмерных и бизнес-класса (D и Е) были дизельными, а теперь потеряли спрос, причем, их дизельные версии теснят подзаряжаемые гибриды PHEV.
porsche_panamera_4_e-hybrid_19.jpg

Несмотря на дороговизну полноприводный гибрид Porsche Panamera 4 E-Hybrid пользуется достаточно высоким спросом

SAM_9107.jpg

Великобритания, наконец, сказала свое слово в самом перспективном сегменте электромобилей-кроссоверов моделью Jaguar I-Pace, который вышел и на рынок России


Что будет в перспективе?  
В перспективе очевидно, что дальнейшая перестройка европейского автомобильного рынка под электромобили (и промежуточно под гибриды PHEV) приведет к дальнейшему расцвету именно полного привода, так как развитие технологии мотор-колес и электропривода, вообще, как раз и ведет к оснащению каждой оси и(или) каждого колеса собственным приводом, что позволяет уменьшить габариты трансмиссии, повысить устойчивость и управляемость машины на дороге, а электронное управление ходовыми качествами еще больше повысит безопасность и экономичность будущих электромобилей, а также беспилотников.
SAM_9053.jpg

Эксперты ожидают, что первый электромобиль Porsche Mission E (конечно с полным приводом) сможет дать отпор заокеанской Tesla 




Подписаться

Подписаться бесплатно.


ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Авторынок Китая падает уже 15 месяц подряд, а рынок PEV – третий месяц подряд

Авторынок Китая падает уже 15 месяц подряд, а рынок PEV – третий месяц подряд

Китайский рынок электромобилей и гибридов обвалился в сентябре на треть в результате сворачивания субсидий

14.10.2019

GM вынужден спасать в Китае бюджетный бренд Baojun

GM вынужден спасать в Китае бюджетный бренд Baojun

Вслед за мелкими марками в Китае рушатся продажи уже солидных местных автобрендов

11.10.2019

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Фольксваген Коммерческие автомобили практически не сдал мировые продажи за три квартала 2019 года

Продажи LCV подразделения  Volkswagen NFZ снизились за 9 месяцев 2019 года только на 0,5%

11.10.2019

Рост цен на новые легковушки сентябрь к сентябрю составил 5%, а LCV – 9%

Рост цен на новые легковушки сентябрь к сентябрю составил 5%, а LCV – 9%

Больше всех среди легковых моделей за год подорожала LADA Largus, а LCV – «ГАЗель NEXT»  

10.10.2019

Рынок LCV и пикапов просел за три квартала на 5%

Рынок LCV и пикапов просел за три квартала на 5%

ГАЗ снизил продажи LCV вдвое меньше рынка, а Ford вырос на 14%

08.10.2019

За три квартала 2019 года рынок новых легковушек просел во всех областях кроме трех

За три квартала 2019 года рынок новых легковушек просел во всех областях кроме трех

RAMR подтверждает – продажи новых легковушек за 9 месяцев 2019 года снизились на 2,3% до 1,12 млн

08.10.2019

Сузуки собирает урожай по осени

Сузуки собирает урожай по осени

Продажи автомобилей Suzuki в России оказались наивысшими именно в сентябре

03.10.2019

Возврат к списку


  • Комментарии
Загрузка комментариев...