Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

Полный привод – географический фактор в исторической ретроспективе

8 Сентября 2018


Почему сбыт полноприводных легковушек больше в Скандинавии и в приальпийских странах?


автор

Александр Климнов, фото автора и autowp.ru


Согласно данным ACEA по проникновению в Западную Европу (15 стран Евросоюза плюс три страны EFTA – Европейской ассоциации свободной торговли, т.е. Швейцария, Норвегия и Исландия) легковых автомобилей 4х4 за период с 1990 про 2017 год, т.е. более чем за четвертьвековой период, совершенно четко видна географическая и экономическая составляющая популярности такого типа трансмиссии в разных западноевропейских странах.
Во-первых, под автомобилями 4х4 ACEA подразумевает как легковые автомобили с интегральной трансмиссией, включая кроссоверы, так и классические внедорожники и пассажирские LCV до 9 мест, включая специальные и специализированные.

Как оно было в 1990-м
Итак, в далеком уже 1990-м трансмиссия 4х4, заняв 2,6% рынка новых машин (т.е. с полным приводом была продана каждая 25-я западноевропейская легковушка, но это «средняя температура по болнице»), уже вышла из разряда экзотики, но еще не стала привычной, тем более в относительно бедных странах Южной Европы, да и бум кроссоверов в Европе был еще далеко впереди, хотя роль полного привода в повышении безопасности при передвижении по скользким (заснеженным и обледенелым, горным etc.) дорогам европейские водители уже успели оценить в полной мере.

MB_300E_4matic.jpg

Одной из первых немецких полноприводных легковых моделей стал Mercedes-Benz 4matic в кузове W124, который очень понравился, например, швейцарцам и австрийцам

 Естественно, что заснеженные горные дороги в Западной Европе встречаются, преимущественно в двух географических зонах: в районе Альпийского горного массива и в Скандинавии, а вот на Апеннинах, Балканах и в Пиренеях со снегом и льдом проблем гораздо меньше, хотя мощные снегопады бывают и там. Отсюда наивысшую долю в 1990-м среди всех 18 стран Западной Европы занимала… конечно, практичная Швейцария (данные по Исландии, впрочем, появились лишь с 1994 года), чья территория в основном и лежит в Альпах, а альпийские горнолыжные курорты дают немалую долю национального дохода. Так, что для собственной безопасности и обеспечения бесперебойной, а, главное, безопасной доставки туристов тогда швейцарцы и активно и раскупали легковые автомобили 4х4 – их доля составила 14,7% от местного рынка, что больше, чем среднеевропейская доля полного привода даже 27 лет спустя! На втором месте с 7,1-процентной долей 4х4, конечно, шла Австрия. И это не удивительно еще и потому что средние доходы на душу населения в обеих альпийских странах вполне позволяли приобретать относительно более дорогие тогда полноприводники. А, вот, в любительнице скоростных автомобилей и обладательнице самых скоростных общедоступных дорог (автобанов) в мире – Германии (ФРГ), доля авто 4х4 тогда составляла лишь 3,2%, т.е. полноприводной была только каждая 31-я проданная тогда в переживавшей объединительный процесс Германии легковая машина. На внедорожники к тому же в Бундесреспублике полагался еще и дополнительный налог, что откровенно ограничивало спрос на них силовыми и социальными госструктурами, а также фирмами оперировавшими в соответствующих географических условиях (часть Альп принадлежит и в общем-то равнинной Германии).

LR_Discovery.jpg

Выпустив в 1989 году среднеразмерный внедорожник Discovery, английская фирма Land Rover смогла прорваться в новый класс полноприводных автомобилей, ставших весьма популярными в последующие десятилетия

Даже в Великобритании доля 4х4 оказалась чуть повыше – 3,3%. Впрочем, бренд Land Rover именно британский, а тогда как раз пошла более массовая модель Land Rover Discovery, предварившая европейский бум на SUV-ы. Характерно, впрочем, что в стране с еще большими доходами и еще более скверными сезонными дорожными условиями, чем в Швейцарии, т.е. в Норвегии доля машин 4х4 была просто мизерной – лишь 0,6%! Ну, не распробовали тогда еще потомки суровых викингов прелестей полного привода! На фоне огромных импортных пошлин на новые автомобили в Норвегии, любая базовая наценка на автомобиль увеличивала его конечную цену весьма существенно.

volkswagen_golf_montana.jpg

Кроссовер Volkswagen Golf Country на базе массовой модели Golf II мог бы стать целым направлением в судьбе европейских SUV, но... остался без наследника

Но, дальнейший ход событий показал, что в норвежцы в полной мере оценили все преимущества привода на все колеса своих автомобилей. Кстати, в Швеции доля 4х4 составила тоже невеликие 1,9%, а вот, в более бедной, хотя и весьма снежной Финляндии – 4,8% (3-й результат в Европе и в 8 раз высшее, чем в более богатой Норвегии!). Очевидно сказывалась популярность местных пилотов, великолепно выступавших в различных ралли.

fiat_panda_4x4_12.jpg

Полноприводный FIAT Panda 4x4 стал своего рода "Нивой-мини" для небогатой Южной Европы

На противоположном полюсе «неприятия» полного привода в 1990-м были: равнинная бедноватая и скуповатая Ирландия с долей в 0,1%, низинная Дания и гористая Португалия с долями всего лишь по 0,4%, а также горная Испания с 0,8%. Интерес гордых испанских водителей к полному приводу отсутствовал тогда почти напрочь, возможно, просто перестраховываться у них считалось ниже достоинства «настоящего идальго», да и благосостояние было пониже. Кстати, по горной Греции данных по продажам машин 4х4 не было до 1997 года. Во Франции доля легковушек 4х4 составила 1,1%, что объясняется все же исторически (еще с XIX века) весьма развитой сетью качественных дорог, для которых полный привод представлялся форменным пижонством. Не то было в Италии, где доля машин 4х4 оказалась почти на уровне Германии – 3,1%. Тогда на местном рынке полноприводных машин была бестселлером FIAT Panda 4х4, вполне справлявшаяся с перевозками в горной местности, а для более серьезных нужд импортировали еще советские LADA Niva (ВАЗ-2121) и UAZ Tundra (УАЗ-3151).

VAZ-2121.jpg

Советская "Нива" ВАЗ-2121 вызывала на Западе сенсацию в конце 1970-х и к началу 1990-х продолжала пользоваться в Западной Европе небольшим, но устойчивым спросом


uaz_martorelli_41.jpg

Для европейцев был доступен и советский армейский внедорожник УАЗ-3151 в тюнинге итальянского дилера Martorelli

Что было в промежутке
Между датами 1990-го и 2017-го рост доли машин 4х4 на рынке шел вверх, впрочем, иногда немного отступая во времена кризисов, когда первостепенной становилась более низкая цена автомобиля. В Испании в связи с изменением налогового законодательства полноприводные легковушки на несколько лет (до 1997 года) фактически ушли с рынка (доля колебалась в районе 0,1–0,2%), а потом стала неспешно расти и к 2017 году увеличилась в 42 раза (!) по сравнению с 1997 годом. Интересна ситуация в Греции. В этой стране до определенного момента полноприводными машинами интересовались только военные, полицейские и пожарные, но в период с 1998-го по 2009-й доля машин 4х4 растала неуклонно с 4,6% до 12,6%, а потом поменялось налоговое законодательство и доля полноприводников в Элладе стала также неуклонно падать – до 2,2% в 2013 году, а потом все же стала расти, но низкими темпами – до 4% в 2017-м, т.е. находиться ниже уровня 20-летней давности! В Германии доля 4х4 плавно росла вплоть до 2017 года, заняв почти 1/5 рынка (19,8%) – рост к 1990-му. В Швейцарии доля сегмента 4х4 так и осталась рекордной, но теперь она составляет уже 45,4% от национального рынка, т.е. почти что каждый второй легковой автомобиль здесь продается с полным приводом. Интересно, что в Исландии максимальная доля полноприводных машин случилась в 2009 году и составляла тогда 49,4% – абсолютный рекорд среди всех стран за рассматриваемый период! С тех пор, правда, такие машины утратили в Исландии популярность (особенно в 2012-м, когда их доля просела сразу вдвое с 31,1 до 15,9%), но затем поднялись с 12,5% в 2014-м до «немецких» 19,5% в 2017-м. Зато Норвегия увлекается в последние годы не только электромобилями, но и полным приводом. Так, доля сегмента 4х4 здесь достигла в 2017 году 34,2% (не без помощи заокеанской марки Tesla). Довольно высок стал процент машин 4х4 и в крохотном, но чрезвычайно богатом Люксембурге – и составляет 28,3%. В Австрии доля таких машин немногим менее четверти – 23,4%. В Финляндии она достигла 20,3%. Этот так сказать нынешние рекордсмены Западной Европы, а ее антирекордисты остались теми же, что и в 90-м: Дания с 3,3%, Португалия с 3,4% и Греция с 4%, т.е. те где высоки налоги и(или) относительно низок уровень жизни населения.

outlander-phev-engine.jpg

Один из самых популярных в Западной Европе подключаемых гибридных полноприводных кроссоверов – Mitsubishi Outlander PHEV

tesla_model_x_7.jpg

Электрокроссовер Tesla Model X первым вышел на мировой рынок и неплохо себя чувствует даже в снежных странах Скандинавии


В 2017-м Европу завоевывали полноприводные гибриды
В 2017 году доля сегмента 4х4 (в который теперь также входят электромобили и гибриды с дополнительными тяговыми электромоторами на задней оси) в 18 странах Западной Европы составила 14,8%, что в 5,7 раза больше, чем в 1990-м. Некоторое снижение интереса к полному приводу в ряде стран в последние годы связано с кризисом дизельных двигателей, известном как «Дизельгейт», ведь подавляющее большинство рамных внедорожников и значительная часть безрамных кроссоверов, а также легковых моделей, начиная со среднеразмерных и бизнес-класса (D и Е) были дизельными, а теперь потеряли спрос, причем, их дизельные версии теснят подзаряжаемые гибриды PHEV.
porsche_panamera_4_e-hybrid_19.jpg

Несмотря на дороговизну полноприводный гибрид Porsche Panamera 4 E-Hybrid пользуется достаточно высоким спросом

SAM_9107.jpg

Великобритания, наконец, сказала свое слово в самом перспективном сегменте электромобилей-кроссоверов моделью Jaguar I-Pace, который вышел и на рынок России


Что будет в перспективе?  
В перспективе очевидно, что дальнейшая перестройка европейского автомобильного рынка под электромобили (и промежуточно под гибриды PHEV) приведет к дальнейшему расцвету именно полного привода, так как развитие технологии мотор-колес и электропривода, вообще, как раз и ведет к оснащению каждой оси и(или) каждого колеса собственным приводом, что позволяет уменьшить габариты трансмиссии, повысить устойчивость и управляемость машины на дороге, а электронное управление ходовыми качествами еще больше повысит безопасность и экономичность будущих электромобилей, а также беспилотников.
SAM_9053.jpg

Эксперты ожидают, что первый электромобиль Porsche Mission E (конечно с полным приводом) сможет дать отпор заокеанской Tesla 




ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Вы можете добавлять комментарии.

 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений