Продажи электромоблей растут во всем мире на фоне обвала в США

Продажи электромоблей растут во всем мире на фоне обвала в США

18 ноября 2025


Отмена Трампом 7,5-тысячной дотации на покупку электромобиля обвалила в октябре американский рынок BEV после рекордных продаж в августе и сентябре  


автор

Александр Климнов, фото autonews.com



В то время как потеря федерального налогового кредита на электромобили в Соединенных Штатах нарушила показатели продаж на американском рынке в октябре, глобальная картина рынка NEV, т.е. автомобилей на новых источниках энергии, включающих чисто аккумуляторные электромобили (BEV), подключаемые гибриды (PHEV) и электромобили на топливных элементах (FCEV) показала более оптимистичную историю.

Так, новые данные Rho Motion за октябрь 2025 года показывают, что мировые продажи NEV выросли на 23% – почти до 1,9 млн, чему способствовал всплеск спроса в Европе и Китае.

Однако эта цифра оказалась все же немного ниже, чем 2,1 млн NEV, проданных в сентябре.

Неудивительно, что данные Rho Motion показывают, что Китай продолжает лидировать: в октябре было продано в общей сложности 1,3 млн NEV, что на 6% больше, чем в октябре 2024-го.

В Европе октябрьские регистрации NEV подскочили на 36% по сравнению с прошлым годом до – 372,8 тыс., в том числе BEV показали рост на 32%, а PHEV подскочили еще больше – на 47%.

Несмотря на то, что общее количество NEV в октябре снизилось по сравнению с 427 тыс., зарегистрированными в сентябре, рост продаж электромобилей в Европе с начала текущего года остается на уровне 32%.

Так, в Германии BEV выросли на 45% с начала года, в то время как в Великобритании – на 31%.

Франция, однако, показала минус 2%.

Зато в Испании продажи «электричек» подскочили более чем в два раза, а Италия с 45-процентным ростом с начала года сравнялась по темпам с Германией.

В октябре в странах Северной Европы было зарегистрировано ~57 тыс. новых легковых электромобилей.

Наибольший рост наблюдался в Дании, в Финляндии также наблюдался небольшой рост.

В Норвегии и Швеции продажи немного снизились по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

При этом доля проникновения электромобилей в продажах новых автомобилей остается рекордно высокой во всех странах Северной Европы.

Так, Норвегия остается на первом месте с ~96% электромобилей среди новых легковых автомобилей, за ней следует Дания с более чем 70%.

В Швеции и Финляндии эта доля составляет ~36%, что стало явным признаком того, что электрификация уже прочно укоренилась во всем этом регионе Европы.

В октябре в Норвегии по данным Норвежского совета по информации о дорожном движении (OFV) было зарегистрировано более 11,1 тыс. новых легковых автомобилей, что на 414 ед. меньше (–3,6%), чем в октябре 2024 года.

Директор OFV Гейр Инге Стокке сказал: «После нескольких месяцев высокой скорости [продаж] в Норвегии закономерно наблюдается небольшое снижение спроса. Исторически октябрь также является более спокойным месяцем для продаж новых автомобилей в Норвегии. В то же время, данные показывают, что и Дания, и Финляндия добиваются значительного прогресса. Это свидетельствует о стабильности автомобильного рынка в странах Северной Европы и высоких темпах электрификации».

С начала года было зарегистрировано 124,5 тыс. новых легковых автомобилей, что на 21,1 тыс. больше (+20,4%), чем за аналогичный период прошлого года.

Среди новых легковых автомобилей в октябре доля рынка NEV составила 97,4%, тогда как годом ранее она составляла ровно 94%.

Доля проникновения NEV на норвежском рынке с начала года составляет 95,2%, тогда как в 2024-м достигала 88,8%.

Средний уровень выбросов CO2 для всех новых легковых автомобилей, зарегистрированных в октябре, составил 3,1 г/км, а для легковых автомобилей с начала года средний уровень выбросов составляет 4,8 г/км.

Надо отметить, что проект государственного бюджета Норвегии на 2026 год содержит существенные изменения в налоге на автомобили с 1 января.

Налоговая система упрощается, но, по данным Министерства финансов, налог на автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ICE), включая гибриды (HEV) и подключаемые гибриды (PHEV), увеличится на 20–30 000 норвежских крон за машину.

Порог НДС для электромобилей (BEV) будет снижен до 300 тыс. норвежских крон, что фактически означает скачок стоимости большинства моделей BEV в следующем году.

Например, электромобиль стоимостью полмиллиона норвежских крон ($49 500), который в настоящее время освобожден от НДС, в следующем году сразу же подорожает на 50 тыс. норвежских крон ($4950).

Отсюда в стортинге еще ведутся споры о необходимости столь резкого снижения льгот на покупку BEV, так как это может замедлить темпы перехода всего автомобильного парка страны на электричество (пока что BEV составляют 21% в норвежском парке легковых автомобилей – авт.).

За пределами этих регионов продажи электромобилей и PHEV в остальном мире выросли на 37% до 141,4 тыс.

Однако контраст с провалом рынка BEV в Северной Америке вряд ли может быть более резким.

Что произошло в Северной Америке?
После того, как администрация Трампа ликвидировала с 1 октября налоговый вычет (фактически федеральный кредит – авт.) в размере до $7500 для вновь приобретенных или арендованных BEV, их продажи в Северной Америке рухнули на 41% до 100,4 тыс., что последовало за рекордными максимумами продаж в августе и сентябре, когда покупатели поспешили получить эту льготу.

Сравнения по месяцам показывают, насколько резким было падение.

Так, продажи BEV бренда Ford (Mach-E, F-150 Lightning, E-Transit) упали на 60%, электромобили Hyundai (модели серии Ioniq) обвалились на 77%, так же как и у Kia (модели EV6, EV9), Honda (Prologue) упала на 83%, а Subaru (Solterra) почти исчезла, обрушившись на 97%.

Естественно, что у каждого бренда также наблюдалось снижение по сравнению с прошлым годом.

По Канаде Rho Motion сообщает, что продажи электромобилей оставались вялыми весь 2025 год, отягощенные снижением стимулов к покупке и сентябрьским решением Оттавы приостановить льготы на электромобили на 2026 год.

Перспективы рынка
Менеджер по данным Rho Motion Чарльз Лестер ожидает, что европейские и китайские рынки останутся сильными до конца года: «В Европе общий показатель роста с начала года остается относительно высоким, и мы ожидаем высоких продаж к концу года».

Он добавил, что китайский рынок должен оставаться устойчивым в ноябре и декабре, чему будет способствовать эффект «забегания вперед», поскольку Пекин переходит от полного освобождения от налога на покупку NEV к только 50-процентному освобождению.

Ожидается рост активности в Норвегии в ближайшие месяцы
В Норвегии в октябре было зарегистрировано 11 138 новых легковых автомобилей — на 3,6% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. За десять месяцев продажи новых автомобилей выросли на 20,4%: с начала года было зарегистрировано 124 463 автомобиля. Доля электромобилей в общем объёме продаж новых автомобилей в октябре осталась на уровне 97,4%.

Стокке говорит: «Норвегия практически на пути к переходу всех новых автомобилей на электротягу, хотя нам ещё предстоит пройти долгий путь в плане увеличения общего автопарка. Многие сейчас внимательно следят за рассмотрением Стортингом предложения правительства о снижении порога НДС на электромобили до 300 000 норвежских крон. Дания обрела предсказуемость после отмены повышения налога в 2026 году, и подобные разъяснения со временем будут иметь большое значение для рынков. В Норвегии мы всё ещё ждём рассмотрения Стортингом, и разъяснения относительно уровня налога будут важны для будущего развития».

Он добавляет: «Норвежская автомобильная промышленность уже сигнализирует о возросшей активности, отчасти потому, что все больше людей хотят приобрести электромобиль до того, как объявленные изменения в налогообложении вступят в силу 1 января 2026 года. Поэтому мы ожидаем увидеть результаты в статистике регистрации в ближайшие месяцы».

Среди топовых моделей в списке новых регистраций легковушек в Норвегии доминируют такие электромобили как Tesla Model Y, Volvo EX40 и Volkswagen ID.7, тогда как BYD Sealion 7 знаменует собой наступление «китайского элемента».

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Самым продаваемым в России электромобилем стал АмберАвто А5, опередивший Zeekr 001

Самым продаваемым в России электромобилем стал АмберАвто А5, опередивший Zeekr 001

Российская марка электромобилей «АмберАвто» опередила в октябре китайский бренд Zeekr

17.11.2025

Российский рынок шин предлагают защитить от демпингующего Китая

Российский рынок шин предлагают защитить от демпингующего Китая

Доля китайских брендов шин подскочила за пять лет с 11 до 35%, что угрожает отечественным производителям

13.11.2025

Рынок новых автобусов в октябре – свет в конце тоннеля?

Рынок новых автобусов в октябре – свет в конце тоннеля?

Рынок новых автобусов в октябре 2025 года из минуса не вышел, но падение к 2024 году замедлилось

13.11.2025

Автокредиты в октябре побили рекорды

Автокредиты в октябре побили рекорды

Выдача автокредитов в октябре выросла как на новые, так и на подержанные легковушки  

10.11.2025

Октябрьский рынок новых легковых автомобилей «взлетел ракетой»

Октябрьский рынок новых легковых автомобилей «взлетел ракетой»

Причины и следствия роста продаж новых легковушек в октябре 2025 года по мнению агентства «АВТОСТАТ»  

07.11.2025

Автомобильный рынок в октябре вырос к сентябрю, но показателей прошлого года так и не достиг

Автомобильный рынок в октябре вырос к сентябрю, но показателей прошлого года так и не достиг

В сентябре новых ТС было продано 183,5 тыс, а за 10 месяцев – около 1,2 млн

06.11.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.