PwC считает, что продажи на российском рынке могут упасть в этом году до 30%
29 апреля 2020
После стабильного 2019 года авторынок РФ в этом году ждет стресс-сценарий
Александр Климнов, фото автора
Знаменитое аналитическое агентство PwC выпустило новый отчет с итогами 2019 года и сценариями для российского авторынка легковых автомобилей на 2020 год.
Так, констатируя, что в прошлом году рынок был, в принципе, стабилен (снижение курса рубля, благодаря восстановлению цен на нефть к концу года прекратилось), хотя после роста в первом полугодии и перешел к снижению – итог продаж легковушек оказался на 2,3% хуже показателя 2018 года (1 млн 631 тыс. против 1 млн 669 тыс.), хотя в денежном эквиваленте на рынке и был продемонстрирован рост на 6,9% в рублях (до ₽2,54 трлн) и даже на 3,7% в долларах (до $39,2 млрд), что стало возможным из-за роста средневзвешенных цен на автомобили. Интересно, что при снижении физических продаж «российских иномарок» на 4,7% до 982 тыс. (что и утянуло в минус весь рынок) их продажи в рублях выросли больше остальных сегментов – на 10,4% (до ₽1,32 трлн), т.е. производители закладывали в подорожание импортных комплектующих «инфляционные ожидания», что и привело к росту средневзвешенных цен на 16%.
А вот доля импорта в совокупных продажах незначительно увеличилась, достигнув в первом полугодии 2019 года 17%. Данный сегмент рынка сохранил долю и по итогам года, причем , показал рост выше среднерыночного – на 3% в количественном выражении. В денежном же выражении, напротив, рост составил всего 2,6%, причиной чего могла послужить стабильная средняя цена импортных автомобилей (~₽3,5 млн, как и годом ранее), которую сдержало снижение импортных пошлин в конце 2019 года с 30% до 15% (в соответствии с соглашением по вхождению в ВТО, что, впрочем, было в начале 2020 года «скомпенсировано» ростом утилизационного сбора – авт.).
Продажи российских автопроизводителей, хотя и замедлили рост, который наметился в первом полугодии к концу года выросли на 0,5% (в рублях – на 6,9% до ₽247 млрд, а в долларах – на 2,7% до $3,8 млрд). При этом продажи бренда LADA, по итогам года, выросли менее чем на 1%, а его доля рынка, как и годом ранее, осталась на уровне 21%. Продажи УАЗа также сохранили свою долю рынка (1,2%), при том, что продажи внедорожников упали на 4%.
Что же касается прогноза PwC на год нынешний, то разразившаяся пандемия коронавируса COVID-19, спровоцировавшая обвал цен на нефть (в том числе ускоренный развалом соглашения ОПЕК+), фактически посадившая население страны под режим самоизоляции во втором квартале, и ввергнувшая экономику в полномасштабную рецессию, агентством предусматривается в двух вариантах сценария: с учетом «стресс-факторов» и без таковых (вот этот вариант сценария на сегодня можно считать уже чисто умозрительным – авт.).
Так, PwC считает, что реализация сценария будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры и мер поддержки государства. Так, при отсутствии влияния стресс-факторов (что все же признается PwC маловероятным, с учетом событий марта–апреля 2020 года, т.е. падения цен на нефть и пандемии COVID-19), российский рынок должен был бы все же снизиться в 2020 году на 3,7% («российские иномарки» и отечественные марки – на 3,8%, тогда как импортные иномарки – на 3,6%). Это может произойти в случае:
• Восстановления и стабилизации цен на нефть к III кварталу 2020 года;
• Снятия большей части ограничений на передвижение и деятельность предприятий в конце весны – начале лета 2020 года;
• Развития онлайн продаж новых автомобилей;
• Сохранения предпочтений потребителей по владению автомобилем;
• Введение дополнительных мер господдержки автомобильной отрасли.
Падение рынка составит 29,9%, включая сокращение российских марок на 29,9%, «российских иномарок» – на 29,8% и импортных иномарок – почти на 29,9%, т.е. практически в той же самой пропорции.
Загрузка