Российские авиакомпании уменьшили парк авиалайнеров-иномарок на 9% с 2022 года
28 апреля 2025
Парк самолетов после 2022 года нарастили только российские авиакомпании с самолетами отечественного производства
Александр Климнов, фото ato.ru
С конца 2022 года российские авиакомпании вывели из эксплуатации 9% пассажирских самолетов западного производства.
Это следует из данных реестра эксплуатантов и воздушных судов, которые публикует Росавиация.
В аналитическом отчете ATO.ru сравнивается количество самолетов из реестров ведомства, опубликованных в декабре 2022 года и апреле 2025-го.
Учитывались только пассажирские самолеты 20 крупнейших авиакомпаний, которые по итогам 2021 года перевезли 97% авиапассажиров в стране.
Это был последний год, когда Росавиация публиковала подробные рейтинги авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров.
По состоянию на апрель 2025 года в сертификатах эксплуатанта крупнейших российских авиакомпаний числилось 575 самолетов западного производства, что на 54 воздушных судна меньше, чем в конце 2022 года.
Больше всего было выведено самолетов устаревших моделей, например, широкофюзеляжных Boeing 747 (–78% парка) и 767 (–50%), узкофюзеляжных Boeing 757 (–36%), а также узкофюзеляжных авиалайнеров нового поколения A321neo (–38%).
Первое связано с почти полным выводом из эксплуатации Boeing 747 их единственным оператором – авиакомпанией «Россия» и уходом с рынка чартерного перевозчика Royal Flight, в парке которого были Boeing 757 и 767.
Сокращение парка A321neo коснулось только авиакомпании S7, которая единственной в России эксплуатировала эти самолеты с проблемными двигателями PW1100G.
Она вывела из сертификата все восемь своих самолетов этой модели и еще шесть машин укороченной версии A320neo.
Однако авиакомпания компенсировала эти потери добавлением самолетов семейства Airbus A320 предыдущего поколения, отсюда общее сокращение парка составило только 8%.
Из-за введенных санкций с 2022 года российские авиакомпании не могут ввозить новые западные самолеты, а также рассчитывать на услуги западных авиапроизводителей и провайдеров услуг для поставки запчастей и ремонта своих воздушных судов.
С учетом самолетов российского и советского производства крупнейшие перевозчики эксплуатировали в апреле текущего года 748 самолетов, что всего на 6% меньше, чем два с половиной года назад.
За исключением ушедшей Royal Flight, больше всего в процентном соотношении потеряли авиакомпании с небольшими парками: «Икар» (–25%; вывела два Embraer 190), «Якутия» (–22%; один Boeing 737 и два DHC-8) и «Ямал» (–21%; пять A320/321 и один SSJ100).
У пяти перевозчиков: «Алросы», Nordwind, Smartavia, NordStar и «РусЛайна» количество самолетов в сертификатах не поменялось.
Смогли нарастить парк только те авиакомпании, которые рассчитывали на самолеты российского/советского производства.
Так, «ИрАэро» добавила в сертификат шесть турбовинтовых Ан-24/ -26, увеличив парк на 21%.
Парк эксплуатанта SSJ100 – авиакомпании «Азимут» вырос на 18% за счет получения трех машин этого типа.
А вот Red Wings (+13%) вывела из сертификата два A320ceo, но получила четыре SSJ 100 и один Ту-204.
P.S. Учитывая уверенное продвижение к серии полностью локализованных российских авиалайнеров SJ100 NEW, МС-21-310 и проч., а также пока что чисто условной возможности снятия санкций в плане возврата на наш рынок западных авиапроизводителей, российские авиакомпании реально иного варианта обновления и поддержания численности своих парков не имеют.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.