Российский авторынок из-за эпидемии коронавируса или рухнет, или только упадет

Российский авторынок из-за эпидемии коронавируса или рухнет, или только упадет

21 апреля 2020


Аналитики и дилеры предрекают падение авторынка в России на 30–50%


автор

Александр Климнов, фото автора


Новейший прогноз нашего информационного партнера RAMR по рынку новых транспортных средств на текущий 2020-й и следующий 2021 год сформирован для трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного, с учетом возможной продолжительности карантина: до середины мая, до конца мая, до конца июня текущего года. 

При формировании прогноза продаж новых ТС в 2020-2021 гг. учитывались прогнозные значения цены на нефть марки Urals и курса национальной валюты, а также ожидаемая динамика ВВП.
Также учитывалась остановка производства всех типов автомобилей и компонентов в РФ и за рубежом.

Кроме того, для прогноза продаж в 2021 году для каждого типа ТС (легковые, LCV и грузовики) было сформировано два сценария.

Так, «Сценарий 1» предполагает, что основное отрицательное влияние текущей эпидемиологической и экономической ситуации придется на текущий 2020 год, а в следующем 2021 году ожидается постепенное восстановление экономики, связанное с ростом цен на нефть, укреплением национальной валюты, оживлением деловой активности.

«Сценарий 2» предполагает, что отрицательное влияние текущей эпидемиологической и экономической ситуации продолжится и в 2021 году, а темпы восстановления рынка будут невысокими.
В 2020-2021 гг. продажи новых автомобилей будут сдерживаться тем, что в 2020-м и частично в 2021-м на рынке окажутся «свежие» подержанные автомобили, т.к. вследствие банкротств, закрытия предприятий, снижения загрузки автопарков владельцы будут избавляться от достаточно «свежих» автомобилей за их ненадобностью. Физические лица также из-за невозможности обслуживать потребительские кредиты, из-за снижения своих доходов и элементарной потребности в наличных деньгах могут начать избавляться от «свежих подержанных» легковых машин. В результате компании из сегмента МСП и индивидуальные покупатели смогут вместо нового автомобиля переключиться на более дешевые «свежие» подержанные машины.

Легковые автомобили
При составлении прогноза продаж новых легковых автомобилей учитывались следующие факторы:
• действие государственных программ по поддержке автомобильного рынка,
• вынужденный простой в работе дилеров, вызванный карантинными мерами, в зависимости от продолжительности карантина,
• ожидаемый рост числа безработных,
• значительное снижение потребительской уверенности,
• фактор закредитованности частных и корпоративных покупателей,
• ожидаемое снижение платежеспособности частных и корпоративных покупателей,
• снижение закупок в корпоративном сегменте,
• рост цен на новые автомобили, вызванный снижением курса рубля.

гр1.gif
В период самоизоляции слабое развитие онлайн продаж не позволило продавать автомобили активно и удержать рынок от значительного сокращения. С одной стороны, не готовы дилеры – эффективно функционирующих платежных систем мало, возможность совершить полностью онлайн покупку автомобиля предоставляется относительно редко, крайне мало удобных предложений полностью готового сервиса – онлайн кредит, онлайн лизинг, онлайн страховка, онлайн оплата и регистрация в ГИБДД.

С другой стороны, и массовый потребитель не готов совершать покупку автомобиля полностью онлайн – от выбора до оплаты. Многим покупателям важно визуально осмотреть автомобиль и провести реальный тест-драйв. Кроме того, потребитель при покупке дорогостоящего товара предпочитает иметь на руках подписанный договор купли-продажи в бумажном виде.

Для того, чтобы полностью перевести процесс покупки в онлайн дилерам предстоит проделать большой объем работ и преодолеть предубеждения значительной части автовладельцев.

На сегодня на российском авторынке порядка 50% новых легковых автомобилей продается в кредит. В январе-феврале 2020 года НБКИ отметило рост числа выданных автокредитов по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Однако рост выдачи автокредитов происходил на фоне сокращения доли одобрения кредитных заявок. Так, если в январе-феврале 2019 года банки одобряли порядка 47% всех заявок на автокредиты, то в первые два месяца текущего года одобрили только 34% таких заявок. Ожидается, что в течении 2020 и 2021 гг. процент одобрения заявок окажется ниже, чем в предыдущие периоды. С другой стороны, снижение доходов, неуверенность в завтрашнем дне будут останавливать физических лиц от покупки автомобилей в кредит. Эти факторы также будут толкать рынок новых легковых автомобилей вниз.

гр2.gif
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легковых автомобилей в 2020 году. снизятся на 38,3% по сравнению с 2019 г. и составят 978,9 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 33,5%, по пессимистичному – 49,1%.

Легкие коммерческие автомобили (LCV)
При составлении прогноза продаж новых LCV учитывались следующие факторы:
• действие государственных программ по поддержке автомобильного рынка,
• государственные закупки автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов,
• разные темпы восстановления потребляющих отраслей: отрасли были поделены на группы согласно степени негативного влияния текущей ситуации на спрос и восстановление.

«Группа 1» включает отрасли, которые в меньшей степени подверглись негативному влиянию, например, здравоохранение, производство пищевых продуктов и др.
«Группа 2» включает отрасли, которые подверглись негативному влиянию в большей степени, например, почта и курьерская служба и др.,
«Группа 3» включает виды деятельности, оказавшиеся наиболее уязвимыми в текущей ситуации, например, операции с движимым и недвижимым имуществом, деятельность в области искусства и др.

• разные темпы восстановления потребителей: потребители были поделены на группы – частные, МСП, государственные компании, холдинги,
• снижение числа микропредприятий, предприятий малого и среднего бизнеса – основных потребителей легкой коммерческой техники,
• ожидаемый рост числа безработных,
• фактор закредитованности частных и корпоративных покупателей,
• появление «свежих» подержанных LCV в связи с банкротством компаний, снижением деловой активности компаний, ИП
• ожидаемое снижение платежеспособности частных и корпоративных покупателей,
• рост цен на новые автомобили, вызванный снижением курса рубля.

гр3.gif
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легких коммерческих автомобилей в 2020 году снизятся на 41,4% по сравнению с 2019-м и составят 69,6 тыс. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 37,0%, по пессимистичному – 49,1%.
гр4.gif
По данным Boston Consulting Group падение продаж автомобилей в России в 2020 году будет в диапазоне от 20 до 50%, т.е. объем рынка составит от 1,4 млн до 0,9 млн, таким образом, вернувшись при пессимистическом развитии событий в 1990-е. 

Так, РБК передает слова руководителя направления «Автомобилестроение» BСG в СНГ Эдуарда Черкина, который отмечает, что: «Отрасль под жестким влиянием кризиса. Падение рынков по всему миру на 30–40% в 2020 году». По данным BCG, 42% жителей РФ намерены полностью отказаться от таких дорогостоящих покупок как автомобиль. Согласно данным «Ъ» у россиян новый автомобиль идет на третьем месте в числе покупок от которых они готовы отказаться в первую очередь.
Председатель правления автодилерской группы «Авилон» Андрей Павлович ожидает, что по итогам 2020 года российский рынок может рухнуть на 30% при условии сохранения нулевых продаж у автодилеров до конца мая. А гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин ждет обрушения на 40%. 

При этом, по словам г-на Петрунина в кризис продажи массовых брендов снижаются значительно сильнее, чем премиальных: «Аудитория премиальных брендов менее подвержена влиянию кризиса и больше склонна инвестировать деньги в дорогостоящие покупки». 

В свою очередь г-н Павлович подтверждает его слова: «Сейчас важнее всего понять то, когда именно снимут карантин и автодилерам разрешат возобновить работу. Так как пока фактически никто не может продавать даже забронированные автомобили (это только онлайн-резерв), логично, что продажи российского авторынка в апреле 2020 года пока стремятся к нулю».

P.S. На фоне сегодняшнего обрушения цены барреля нефти даже до минусовых (по WTI) значений (и это несмотря на «успех» расширенного соглашения «ОПЕК+ 2.0»), сокращение российского авторынка до показателей 1990-х можно назвать еще вполне себе «оптимистическим» сценарием.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Переходная команда Трампа намерена ликвидировать 7,5-тысячный госкредит Байдена на покупку электромобиля

Переходная команда Трампа намерена ликвидировать 7,5-тысячный госкредит Байдена на покупку электромобиля

Переходной команде Трампа не терпится свернуть Закон президента Джо Байдена о снижении инфляции (IRA)

15.11.2024

Рынок новых LCV вырос в октябре на 43%

Рынок новых LCV вырос в октябре на 43%

За 10 месяцев 2024 года в Росси реализовано около 96 тысяч новых LCV – на четверть больше, чем годом ранее

13.11.2024

Япония неожиданно сняла санкции на импорт Россией мягких гибридов

Япония неожиданно сняла санкции на импорт Россией мягких гибридов

В антироссийском санкционном барьере возникла первая трещина?

12.11.2024

Российский рынок новых легковых автомобилей в октябре показал рост до рекордных показателей

Российский рынок новых легковых автомобилей в октябре показал рост до рекордных показателей

В октябре продажи новых легковушек выросли более чем наполовину, а с начала года – на 3/5

08.11.2024

АВТОСТАТ предсказывает рынку новых легковушек в 2025 году продажи на уровне нынешнего года

АВТОСТАТ предсказывает рынку новых легковушек в 2025 году продажи на уровне нынешнего года

Согласно сценариям «АВТОСТАТа» рынок новых легковых автомобилей в 2025 году останется на уровне 1,6 млн – плюс-минус 10%

08.11.2024

Количество китайских дилерских центров по продаже легковушек выросло в три раза за три года

Количество китайских дилерских центров по продаже легковушек выросло в три раза за три года

Из более чем 4 тысяч ДЦ в России 2/3 торгуют китайскими легковушками

01.11.2024

Китай нажаловался в ВТО на ЕС за повышение тарифов на импорт электромобилей

Китай нажаловался в ВТО на ЕС за повышение тарифов на импорт электромобилей

Несмотря на окончательное повышение импортных тарифов ЕС на китайские BEV Брюссель и Пекин ищут компромисс

30.10.2024

Возврат к списку