Российский авторынок из-за эпидемии коронавируса или рухнет, или только упадет

Российский авторынок из-за эпидемии коронавируса или рухнет, или только упадет

21 апреля 2020


Аналитики и дилеры предрекают падение авторынка в России на 30–50%


автор

Александр Климнов, фото автора


Новейший прогноз нашего информационного партнера RAMR по рынку новых транспортных средств на текущий 2020-й и следующий 2021 год сформирован для трех сценариев: базового, оптимистичного и пессимистичного, с учетом возможной продолжительности карантина: до середины мая, до конца мая, до конца июня текущего года. 

При формировании прогноза продаж новых ТС в 2020-2021 гг. учитывались прогнозные значения цены на нефть марки Urals и курса национальной валюты, а также ожидаемая динамика ВВП.
Также учитывалась остановка производства всех типов автомобилей и компонентов в РФ и за рубежом.

Кроме того, для прогноза продаж в 2021 году для каждого типа ТС (легковые, LCV и грузовики) было сформировано два сценария.

Так, «Сценарий 1» предполагает, что основное отрицательное влияние текущей эпидемиологической и экономической ситуации придется на текущий 2020 год, а в следующем 2021 году ожидается постепенное восстановление экономики, связанное с ростом цен на нефть, укреплением национальной валюты, оживлением деловой активности.

«Сценарий 2» предполагает, что отрицательное влияние текущей эпидемиологической и экономической ситуации продолжится и в 2021 году, а темпы восстановления рынка будут невысокими.
В 2020-2021 гг. продажи новых автомобилей будут сдерживаться тем, что в 2020-м и частично в 2021-м на рынке окажутся «свежие» подержанные автомобили, т.к. вследствие банкротств, закрытия предприятий, снижения загрузки автопарков владельцы будут избавляться от достаточно «свежих» автомобилей за их ненадобностью. Физические лица также из-за невозможности обслуживать потребительские кредиты, из-за снижения своих доходов и элементарной потребности в наличных деньгах могут начать избавляться от «свежих подержанных» легковых машин. В результате компании из сегмента МСП и индивидуальные покупатели смогут вместо нового автомобиля переключиться на более дешевые «свежие» подержанные машины.

Легковые автомобили
При составлении прогноза продаж новых легковых автомобилей учитывались следующие факторы:
• действие государственных программ по поддержке автомобильного рынка,
• вынужденный простой в работе дилеров, вызванный карантинными мерами, в зависимости от продолжительности карантина,
• ожидаемый рост числа безработных,
• значительное снижение потребительской уверенности,
• фактор закредитованности частных и корпоративных покупателей,
• ожидаемое снижение платежеспособности частных и корпоративных покупателей,
• снижение закупок в корпоративном сегменте,
• рост цен на новые автомобили, вызванный снижением курса рубля.

гр1.gif
В период самоизоляции слабое развитие онлайн продаж не позволило продавать автомобили активно и удержать рынок от значительного сокращения. С одной стороны, не готовы дилеры – эффективно функционирующих платежных систем мало, возможность совершить полностью онлайн покупку автомобиля предоставляется относительно редко, крайне мало удобных предложений полностью готового сервиса – онлайн кредит, онлайн лизинг, онлайн страховка, онлайн оплата и регистрация в ГИБДД.

С другой стороны, и массовый потребитель не готов совершать покупку автомобиля полностью онлайн – от выбора до оплаты. Многим покупателям важно визуально осмотреть автомобиль и провести реальный тест-драйв. Кроме того, потребитель при покупке дорогостоящего товара предпочитает иметь на руках подписанный договор купли-продажи в бумажном виде.

Для того, чтобы полностью перевести процесс покупки в онлайн дилерам предстоит проделать большой объем работ и преодолеть предубеждения значительной части автовладельцев.

На сегодня на российском авторынке порядка 50% новых легковых автомобилей продается в кредит. В январе-феврале 2020 года НБКИ отметило рост числа выданных автокредитов по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Однако рост выдачи автокредитов происходил на фоне сокращения доли одобрения кредитных заявок. Так, если в январе-феврале 2019 года банки одобряли порядка 47% всех заявок на автокредиты, то в первые два месяца текущего года одобрили только 34% таких заявок. Ожидается, что в течении 2020 и 2021 гг. процент одобрения заявок окажется ниже, чем в предыдущие периоды. С другой стороны, снижение доходов, неуверенность в завтрашнем дне будут останавливать физических лиц от покупки автомобилей в кредит. Эти факторы также будут толкать рынок новых легковых автомобилей вниз.

гр2.gif
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легковых автомобилей в 2020 году. снизятся на 38,3% по сравнению с 2019 г. и составят 978,9 тыс. ед. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 33,5%, по пессимистичному – 49,1%.

Легкие коммерческие автомобили (LCV)
При составлении прогноза продаж новых LCV учитывались следующие факторы:
• действие государственных программ по поддержке автомобильного рынка,
• государственные закупки автомобилей скорой медицинской помощи и школьных автобусов,
• разные темпы восстановления потребляющих отраслей: отрасли были поделены на группы согласно степени негативного влияния текущей ситуации на спрос и восстановление.

«Группа 1» включает отрасли, которые в меньшей степени подверглись негативному влиянию, например, здравоохранение, производство пищевых продуктов и др.
«Группа 2» включает отрасли, которые подверглись негативному влиянию в большей степени, например, почта и курьерская служба и др.,
«Группа 3» включает виды деятельности, оказавшиеся наиболее уязвимыми в текущей ситуации, например, операции с движимым и недвижимым имуществом, деятельность в области искусства и др.

• разные темпы восстановления потребителей: потребители были поделены на группы – частные, МСП, государственные компании, холдинги,
• снижение числа микропредприятий, предприятий малого и среднего бизнеса – основных потребителей легкой коммерческой техники,
• ожидаемый рост числа безработных,
• фактор закредитованности частных и корпоративных покупателей,
• появление «свежих» подержанных LCV в связи с банкротством компаний, снижением деловой активности компаний, ИП
• ожидаемое снижение платежеспособности частных и корпоративных покупателей,
• рост цен на новые автомобили, вызванный снижением курса рубля.

гр3.gif
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легких коммерческих автомобилей в 2020 году снизятся на 41,4% по сравнению с 2019-м и составят 69,6 тыс. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 37,0%, по пессимистичному – 49,1%.
гр4.gif
По данным Boston Consulting Group падение продаж автомобилей в России в 2020 году будет в диапазоне от 20 до 50%, т.е. объем рынка составит от 1,4 млн до 0,9 млн, таким образом, вернувшись при пессимистическом развитии событий в 1990-е. 

Так, РБК передает слова руководителя направления «Автомобилестроение» BСG в СНГ Эдуарда Черкина, который отмечает, что: «Отрасль под жестким влиянием кризиса. Падение рынков по всему миру на 30–40% в 2020 году». По данным BCG, 42% жителей РФ намерены полностью отказаться от таких дорогостоящих покупок как автомобиль. Согласно данным «Ъ» у россиян новый автомобиль идет на третьем месте в числе покупок от которых они готовы отказаться в первую очередь.
Председатель правления автодилерской группы «Авилон» Андрей Павлович ожидает, что по итогам 2020 года российский рынок может рухнуть на 30% при условии сохранения нулевых продаж у автодилеров до конца мая. А гендиректор «Автоспеццентра» Денис Петрунин ждет обрушения на 40%. 

При этом, по словам г-на Петрунина в кризис продажи массовых брендов снижаются значительно сильнее, чем премиальных: «Аудитория премиальных брендов менее подвержена влиянию кризиса и больше склонна инвестировать деньги в дорогостоящие покупки». 

В свою очередь г-н Павлович подтверждает его слова: «Сейчас важнее всего понять то, когда именно снимут карантин и автодилерам разрешат возобновить работу. Так как пока фактически никто не может продавать даже забронированные автомобили (это только онлайн-резерв), логично, что продажи российского авторынка в апреле 2020 года пока стремятся к нулю».

P.S. На фоне сегодняшнего обрушения цены барреля нефти даже до минусовых (по WTI) значений (и это несмотря на «успех» расширенного соглашения «ОПЕК+ 2.0»), сокращение российского авторынка до показателей 1990-х можно назвать еще вполне себе «оптимистическим» сценарием.

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

«Автомаркетолог» уточнил расклад по парку легковушек

«Автомаркетолог» уточнил расклад по парку легковушек

Отечественные марки составляют свыше 2/3 российского парка легковых авто

24.07.2024

В Топ-3 по объему госзакупок вошли марки ГАЗ, УАЗ и LADA

В Топ-3 по объему госзакупок вошли марки ГАЗ, УАЗ и LADA

«Москвичей» для нужд чиновников стали покупать в пять раз больше, чем годом ранее, а Haval прибавил 25%

24.07.2024

Парк автомобилей в России на 1 июля 2024 года превысил 55 миллионов

Парк автомобилей в России на 1 июля 2024 года превысил 55 миллионов

Доля легковых автомобилей в российском автопарке составляет 85%

23.07.2024

Китайские авто: будущее российских дорог или временный тренд?

Китайские авто: будущее российских дорог или временный тренд?

Китайские автомобили успешно занимают российский рынок, но отечественные авто сохраняют ряд преимуществ

22.07.2024

Китайские производители активны во всех сегментах рынка грузовой автотехники

Китайские производители активны во всех сегментах рынка грузовой автотехники

Китайские марки особенно активны в сегментах фургонов и бортовых грузовиков

19.07.2024

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

Рынок новых грузовиков замедлился для российских и иностранных марок

За июнь продажи новых грузовиков упали на 16%, а за полугодие – сократились на 2%

18.07.2024

Российский рынок новых автобусов за I полугодие 2024 года вырос на 16%

Российский рынок новых автобусов за I полугодие 2024 года вырос на 16%

В июне 2024 года новых автобусов продали меньше, чем в прошлом году на 6% из-за падения иномарок на четверть

12.07.2024

Возврат к списку