Российский парк легковых автомобилей к 2022 году достиг 44 миллионов

Российский парк легковых автомобилей к 2022 году достиг 44 миллионов

3 марта 2022


Парк легковых автомобилей на начало 2022 года достиг 44,04 млн и большую его часть по прежнему составляют ВАЗы и LADA


автор

Александр Климнов, фото автора, инфографика «Автостат Инфо»


Аналитическое агенство ООО «Автостат Инфо» опубликовало свежие данные (на 01.01.2022) по российскому парку легковых автомобилей.
Top-10_brands_Cars.jpg
Так на начало нынешнего года в стране числились 44 млн 40,4 тысячи легковых автомобилей (или 50 млн 804 тыс. автомобилей всех типов), из которых на долю наиболее популярной марки LADA (до 2005 года – ВАЗ) приходилось 12 млн 950,7 тыс. или 29,4%, что объясняется большим парком машин выпуска до 2010 года, включая времена СССР. На втором месте по распространенности в парке японская Toyota с 3 629,9 тыс. (8,2%), модели которой активно завозили в 1990-2000-х через Дальний Восток (т.е. значительная часть из них праворульные – авт.). На третьем месте корейская марка KIA с 2 млн 506,1 тыс. (5,7%), которая как раз, напротив, получила наибольшее распространение в 2010-х за счет локализации производства ряда моделей в России.
Топ-20_моделей.jpg
Лидерство по распространенности в парке среди моделей сохраняет заднеприводный седан LADA 2107 (ВАЗ-2107 – в просторечии «классика» или «семерка») с 1 млн 456,9 тыс. (3,3% от парка, т.е. каждая 30-я легковушка в стране именно этой модели!), производство которого велось в нашей стране в 1982–2012 гг.

На втором месте переднеприводный ВАЗ-2109 «Спутник/Самара-1» (или «девятка») с 1 млн 197,2 тыс. (2,7% от парка), выпускавшийся в 1987–2004 гг., впрочем, сюда определенно включен и седан ВАЗ-21099 выпуска 1990–2004 гг.).

На третьем месте – заднеприводная ВАЗ-2106 («шестерка»), которая была произведена в 1976–2006 гг. в количестве свыше 4,3 млн. Таким образом, первая тройка самых распространенных легковушек в стране, представлена уже давно снятыми с производства моделями, самой младшей из которых уже почти 10 лет. Отсюда и влияние на средний возраст парка.

И только на 4-м месте «российская иномарка» KIA Rio с чуть более чем миллионом экземпляров (1 млн 0,6 тыс. и 2,3% парка). Данная модель стала весьма популярной в последние годы в бюджетном сегменте, в том числе, и за счет использования в такси и сервисах каршеринга и проката.

На 5-м месте также отечественная модель ВАЗ-2121 с модификациями (в 1977–2005 гг. – «Нива», а в 2006–2020 гг. – LADA 4x4, а с 2021-го – LADA Niva Legend) с 965,3 тыс. (2,2%). Выпуск этого внедорожника продолжается до сих пор (и в связи с последними событиями, очевидно, продолжится еще целый ряд лет).

Характерно, что в Топ-20 моделей все без исключения (вплоть до находящегося в конце списка Renault Duster) в разные годы производились или производятся на территории РФ.
Сегментация-парка-PC.jpg
Распределение по сегментам в парке таково: наибольшая доля в 12 млн 593,8 тыс. (28,6% от парка) приходится на С-сегмент, к которому относятся многие иномарки и ряд советских марок; сегмент внедорожников и кроссоверов – SUV с 11 млн 994,9 тыс. занимает почти 30% от парка и стремительно догоняет компактный С-сегмент; на бюджетный В-сегмент (7 млн 560,9 тыс.) приходится 17,2% парка. В данном сегменте также много ВАЗов и LADA. На чуть более крупногабаритный сегмент В+ приходится 4 млн 390,1 тыс. или 10% парка, который активно нарастал в последние годы за счет более свежих моделей бюджетных «российских иномарок» и моделей LADA. На верхнесредний D-сегмент приходится 3 млн 366 тыс. машин или 7,6%. Доля отечественных машин в нем изначально не слишком велика (преимущественно «Москвич-2141») и не влияет на динамику. Впрочем, в последнее десятилетие именно чисто легковые сегменты уступают сегменту SUV, теряя свою удельную долю как в продажах новых машин, так и на вторичном рынке и, соответственно, в парке.
Топ-10_территорий-PC.jpg
Среди регионов по-прежнему лидирует Москва с 3 млн 905,9 тыс. (8,9% от парка страны), на втором месте, вполне естественно, Московская область с 2 млн 727,4 тыс. (6,2% парка), а на третьем – житница страны, Краснодарский край с 1 млн 899,3 тыс. (4,3%). На 4-м месте – «вторая столица» Санкт-Петербург с 1 млн 667,4 тыс. (3,8%)., а на 5-м – «кузница страны» Свердловская область с 1 млн 399,4 тыс. (3,2%). Интересны также данные по уровню автомобилизации, так по стране в целом он достигает 300,66 автомобилей на 1000 человек населения, в Москве достигает уровня 302,11 автомобиля, в МО – 394,38 авто, в Краснодарском крае – 354,9 авто, в Питере – 319,33 тыс. и в Свердловской обл. – 323,01 авто. Заметное превышение уровня автомобилизации Московской области над Столицей объясняется большим жилищным строительством в ней за последние годы и вытекающей из этого необходимостью жителям новостроек Подмосковья перемещаться на работу и по другим делам в Москву и обратно.

P.S. Очевидно, что в связи с нынешним сворачиванием деятельности иностранных автопроизводителей в России, рост автопарка легковушек замедлится (если вообще не остановится), средний возраст парка начнет расти, а доля иномарок снижаться. Впрочем, возможно, что кризис будет преодолен в меньшие сроки и часть иностранных автопроизводителей (прежде всего, корейских и китайских) на нем сохранится.

Продолжение по паркам LCV, грузовиков и автобусов следует.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Июльские продажи новых легковых автомобилей стали рекордными для 2025 года

Июльские продажи новых легковых автомобилей стали рекордными для 2025 года

За семь месяцев 2025 года продажи новых легковушек упали почти на четверть

07.08.2025

Мировые цены на литий упали на 90% после бума 2022 года из-за перепроизводства

Мировые цены на литий упали на 90% после бума 2022 года из-за перепроизводства

Рынок лития ищет новую равновесную цену, но спад на рынке электромобилей может сбить планку вниз

04.08.2025

Росстандарт представил обширный стоп-лист на грузовики популярных китайских марок

Росстандарт представил обширный стоп-лист на грузовики популярных китайских марок

Кризис на рынке новых грузовиков ведет к ужесточению сертификации

31.07.2025

США заключили с ЕС пакт о 15-процентном импортном тарифе, в том числе на автомобили

США заключили с ЕС пакт о 15-процентном импортном тарифе, в том числе на автомобили

Жесткий пакт между США и ЕС был заключен менее чем за неделю до вступления в силу высоких тарифов президента Дональда Трампа

28.07.2025

Китайский автопром всерьез намерен отобрать кусок европейского пирога

Китайский автопром всерьез намерен отобрать кусок европейского пирога

Китайские бренды строят автозаводы в Европе и в Турции для обхода пошлин ЕС

24.07.2025

Минпромторг РФ отчитался об итогах реализации программ поддержки спроса на автомобили в первом полугодии 2025 года

Минпромторг РФ отчитался об итогах реализации программ поддержки спроса на автомобили в первом полугодии 2025 года

За первое полугодие 2025 года по льготным госпрограммам реализовано свыше 82,4 тыс. автомобилей

17.07.2025

Возврат к списку