Российский рынок автомобилей с пробегом в апреле притормозил
21 мая 2024
Дилеры снижают цены на подержанные легковушки для сохранения объемов перепродаж
Александр Климнов, фото автора
Вторичный рынок перепродаж автомобилей с пробегом затормаживается.
Так, за апрель 2024-го россияне купили 552 905 подержанных легковушек, что на 1% больше мартовского показателя, но на 3% меньше показателя за апрель 2023-го, следует из данных «Автомаркетолога».
При этом с начала года рынок показывал стабильный прирост более чем на 20% ежемесячно.
В апреле наибольшим спросом на вторичке пользовались автомобили брендов LADA, KIA и Renault, тогда как перепродажи брендов Toyota и Ford обвалились на 10% год к году.
Дилеры считают, что чаще всего россияне останавливают свой выбор на более «свежих моделях» стоимостью от 2 до 4 млн руб.
Президент Союза автомобильных дилеров Вячеслав Жигалов отмечает, что предложений именно в данном сегменте рынка становится меньше.
Из-за этого клиенты чаще переключаются на новые машины, однако, и в этом сегменте спрос заметно замедляется: «В целом сейчас автомобильный рынок не очень живой, по отзывам, апрель был слабее по спросу, чем март. Сейчас, в середине и второй половине весны, уровень спроса хуже, чем можно было бы ожидать.
Что касается автомобилей с пробегом, все-таки этот рынок является производным от рынка новых автомобилей. То есть для того, чтобы мы имели достаточно перепродаж, нужно сначала продать достаточно много новых машин. Поскольку у нас за последние годы очень сильно упали продажи новых авто, то и база вторичного рынка сокращается. Машины стареют, средний возраст перевалил за 15 лет, и парк, который является целевым для вторичного рынка, это в пределах семи лет, уменьшается.
На рынке новых авто на фоне слабого спроса продавцы, производители и дилеры стараются предложить максимальные выгоды, различные акции. Цены действительно не растут. Однако есть несколько важных симптомов, которые нам обещают веселое лето, что называется.
Во-первых, выступление президента АВТОВАЗа с предложениями поднять утильсбор, причем не просто однократно поднять, а запрограммировать целую серию таких подъемов вплоть до 2030 года. Для китайских автомобилей это повышение составит уже более 600 тыс. руб. Во-вторых, политика Центробанка, с 1 июля будут увеличены надбавки к рискам и выдача автокредитов».
При этом предложение в сегменте автомобилей с пробегом по итогам апреля выросло. В «Авто.ру» говорят об увеличении числа объявлений на 6% по сравнению с мартом. По их данным, пополнение происходило, в том числе за счет машин, завезенных по параллельному импорту.
Директор по продажам и развитию «Авто.ру» Бизнес Даниил Шкурыгин отмечает, что спрос на автомобили с пробегом стабилен, однако, сами продавцы стали чаще снижать цены, чтобы ускорить реализацию.
Он говорит: «Количество активных объявлений о продаже автомобилей с пробегом в апреле 2024 года выросло на 6%, по сравнению с предыдущим месяцем. При этом средний срок продажи не изменился и составляет 48 дней, что говорит о стабильном уровне спроса и предложения. Достаточное наличие в структуре предложений иностранных производителей ушедших брендов поддерживается параллельным импортом.
В апреле в Россию было ввезено более 30 тыс. машин с пробегом. На основе данных из объявлений о продаже легковых автомобилей с пробегом в апреле 2024 года сервис «Авто.ру» фиксирует снижение средней стоимости третий месяц подряд.
Продавцы вынуждены снижать цены, так как результаты продаж на вторичном рынке по итогам четырех месяцев этого года хуже, чем за аналогичный период прошлого года. При этом мы продолжаем наблюдать за взрывным ростом продаж новых легковушек.
За четыре месяца рост составил 84% к такому же периоду 2023 года. Очевидно, что спрос частично перераспределился с подержанных машин на новые».
Снижение стоимости автомобиля с пробегом фиксируют и аналитики «Автостата». По их данным, в апреле цена снизилась на 1,5%. На вторичном рынке легковой автомобиль с пробегом в среднем стоит чуть более 1,5 млн руб.
P.S. С апреля нынешнего года вторичный рынок (сам по себе весьма инертный) все же начинает перестройки в сегменте «свежих» легковушек, из-за резкого снижения ввоза машин по параллельному импорту, хотя Топ наиболее популярных моделей на «вторичке» остается почти что неизменным. Впрочем, лидирующая и в производстве, и на первичном рынке LADA Granta уже вплотную подтянулась к лидеру – седану ВАЗ-2107, который сняли с производства свыше десяти лет назад.