Российский рынок новых легковых автомобилей стоит на распутье
23 мая 2022
RAMR представил три сценария прогноза по рынку новых легковых автомобилей: базовый, оптимистичный и пессимистичный
Александр Климнов, фото автора, графики RAMR
RAMR представил прогноз по рынку новых легковых автомобилей, сформированный по трем сценариям: базовому, оптимистичному и пессимистичному.
Согласно всем трем сценариям прогноза на российский автомобильный рынок оказали негативное влияние следующие факторы.
Санкции: после 24 февраля 2022 года против РФ были введены экономические санкции, которые затронули в том числе и автомобильный рынок. В частности, был запрещен ввоз микроэлектроники и комплектующих для автомобильной промышленности из стран, которые ввели санкции. Российские заводы: АВТОВАЗ на производственных площадках в Тольятти (ВАЗ) и Ижевске («Лада Ижевск»), Renault в Москве («Рено Россия»), Hyundai-KIA в Санкт-Петербурге ( ООО «Хендэ Мотор Мануфакчуринг Рус»), Nissan в Москве («Рено Россия»), Toyota в Санкт-Петербурге (ООО «Тойота Мотор»), ГК «Автотор» в Калининграде, Mazda (ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус») во Владивостоке, «ПСМА РУС» в Калужской оласти, Volkswagen (ООО «Фольксваген Груп Рус») на площадках в Калуге и Нижнем Новгороде (контрактная сборка на АЗ ГАЗ), ООО «УАЗ» и ряд других предприятий с конца февраля – начала марта были вынуждены приостанавливать свое производство в связи с перебоями в поставках комплектующих. Так, АВТОВАЗ, начиная с 6 июня 2022 года планирует перейти на 4-дневную рабочую неделю.
В середине марта Европейским союзом и США было введено эмбарго на поставки в Россию предметов роскоши, включая дорогие модели автомобилей. В начале апреля подобное эмбарго было ведено в Японии.
Локдауны из-за COVID-19 в Китае. Ограничения в связи с пандемией COVID-19 в Китае в течение 2022 года могут привести к перебоям поставок комплектующих для российского завода Haval и других производителей на территории РФ, использующих автокомпоненты китайского производства, сокращению импорта китайских автомобилей в Россию. Все это приведет к новым простоям производства и увеличению дефицита автомобилей на российском рынке.
Ухудшение макроэкономической ситуации в России. Санкции оказали негативное влияние на макроэкономические показатели. По прогнозам ЦБ российский ВВП в 2022 году может сократится на 8–10% (по наиболее негативным прогнозам и на 17% – авт.).
Темп инфляции в РФ в апреле 2022 года, по данным Росстата, составил 17,8%. По итогам 2022 года Минэкономразвития РФ прогнозирует инфляцию на уровне 17,5%. Рост инфляции приводит к снижению реальных доходов населения и падению совокупного спроса в экономике. Часть покупателей отложат крупные покупки (включая приобретение автомобиля).
Негативно скажется на автомобильном рынке подорожание автокредитов в связи с увеличением ключевой ставки Банка России по сравнению с 2021 годом. С 29 апреля 2022 года данная ставка составляет 14%. По информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2022 года в России было выдано 20,8 тыс. автокредитов, что на 80,7% меньше чем в апреле 2021-го. Одновременно с автокредитами подорожал и автомобильный лизинг, что негативно отразилось на покупках автомобилей юридическими лицами.
Рост цен на новые автомобили. В связи с усложнением логистических цепочек поставок и дефицитом комплектующих для их производства, происходит существенный рост цен на новые легковые автомобили. На фоне падающих реальных доходов населения это приведет к дальнейшему падению спроса на рынке новых легковых автомобилей.
Прекращение действия государственных программ. 23 марта 2022 г. глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что правительство России не планирует перезапускать государственные программы льготного автокредитования и лизинга. Учитывая, что данные программы существенно поддержали рынок в предыдущие годы, их прекращение станет дополнительным фактором, способствующим снижению продаж новых легковых автомобилей.
Повышение стоимости владения автомобилем. В 2022 году существенно выросли цены на запчасти, шины и т.д. Рост стоимости владения может негативно повлиять на принятие решений о покупке новых автомобилей в 2022 году.
Насыщенный рынок подержанных легковых автомобилей. За последние несколько лет в РФ сформировался разнообразный парк подержанной техники. В период кризиса часть потребителей переключатся с покупки новых автомобилей на приобретение подержанных, в том числе завезенных по «серому» импорту. При этом количество предложений подержанных автомобилей на рынке может постепенно сокращаться, так как после продажи подержанного автомобиля, его бывшему владельцу станет проблематично приобрести новый.
Тем не менее, существуют факторы, позволяющие сгладить негативные тенденции на рынке новых легковых автомобилей в нынешнем году.
Легализация параллельного импорта. Минпромторг России опубликовал 6 мая 2022 года перечень автомобилей и запчастей доступных для параллельного импорта, без разрешения правообладателя. В перечень разрешенных брендов попали Land Rover, Jaguar, Bentley, Hummer, Tesla, Mercedes-Benz, Maybach, Lexus, Infiniti, Lamborghini, Ferrari, Aston Martin, Porsche, Rolls-Royce, Maserati, Bugatti, Toyota, Volkswagen, Skoda, BMW, Renault, Audi, Mini и Nissan.
Параллельный импорт обеспечит приток иностранных автомобилей на российский рынок, однако, в связи с логистическими сложностями объемы поставок в текущем году будут невысокими и не приведут к существенному росту рынка.
Прогноз продаж KIA на 2022 г., тыс.
Прогноз продаж HYUNDAI на 2022 г., тыс.
Прогноз продаж по китайским брендам (Haval, Chery, Geely, Exeed и др.) на 2022 год, тыс.
Сохранение российских, южнокорейских и китайских брендов на рынке. Южнокорейские и китайские бренды планируют продолжать поставки и производство автомобилей в России. Несмотря на то, что они столкнулись с логистическими проблемами при осуществлении импорта автомобилей и комплектующих, эти компании намерены остаться на российском рынке и осуществлять продажи. АВТОВАЗ планирует продолжить производство популярного автомобиля Renault Duster под брендом LADA, и сохранит производство простых комплектаций автомобилей собственного модельного ряда. Ульяновский автозавод (УАЗ) продолжит собирать простые комплектации моделей автомобилей Hunter, Patriot и Pickup.
Прогноз продаж LADA (без учета LCV) на 2022 год, тыс.
Базовый сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 года. АВТОВАЗ продолжит производство простых комплектаций автомобилей и начнет производство Renault Duster под брендом LADA в IV квартале 2022 года в небольших объемах (до 800 автомобилей в месяц). Южнокорейские и китайские бренды во II полугодии 2022 года смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию и сохранят объемы продаж на уровне или чуть ниже апрельских показателей. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозится в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца 2022 года будет находится в депрессивном состоянии, но без резких спадов.
Оптимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 года, но будут постепенно смягчаться. АВТОВАЗ нарастит производство простых комплектаций автомобилей и начнет выпуск Renault Duster под брендом LADA в IV квартале 2022 г. в существенных объемах (свыше 800 автомобилей в месяц). Южнокорейские и китайские бренды во II полугодии 2022 года смогут наладить логистические цепочки для поставок автомобилей и комплектующих в Россию и немного нарастят объемы продаж и производства на территории РФ по сравнению с апрельскими результатами, хотя и не смогут выйти на показатели января – февраля. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозится в страну по параллельному импорту в небольших объемах. Российская экономика до конца 2022 года будет находится в депрессивном состоянии, но с улучшением ряда макроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.
Пессимистичный сценарий прогноза предполагает, что санкции против РФ сохранятся до конца 2022 г. и будут ужесточаться. АВТОВАЗ сократит производство даже простых комплектаций автомобилей из-за недостатка комплектующих, а выпуск Renault Duster под брендом LADA в 2022 года не начнется. Южнокорейские и китайские бренды во II полугодии 2022 г. будут сталкиваться с трудностями при поставках автомобилей и комплектующих в Россию и существенно сократят объемы продаж и производства на территории РФ. Легковые автомобили, поставки которых на территорию РФ запрещены, будут завозиться в страну по параллельному импорту в незначительных объемах. Российская экономика до конца 2022 года будет находится в депрессивном состоянии, с ухудшением макроэкономических показателей во второй половине года относительно марта-апреля.
Прогноз структуры рынка новых легковых автомобилей в 2022 году
Согласно базовому сценарию прогноза, продажи новых легковых автомобилей в 2022 году снизятся на 66,95% по сравнению с 2021-м и составят 454,1 тыс. По оптимистичному сценарию сокращение продаж составит 65,69%, а по пессимистичному – 73,92%.
P.S. Думается, что реальность все же окажется ближе к пессимистическому сценарию RAMR, причем, негативные факторы 2022 года перейдут и на год 2023-й.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка