Рынок новых легковых автомобилей в феврале ударился в рост
5 марта 2024
За февраль 2024 года продажи новых легковых автомобилей выросли на 85% до 104 тыс., а за 2 месяца 2024-го – на 82% до 184,2 тыс.
Александр Климнов, фото автора
За последний зимний месяц по данным агентства «АВТОСТАТ» со ссылкой на данные АО «ППК» на российском рынке было реализовано 103 954 новых легковых автомобиля, что на 85,1% больше, чем в феврале прошлого года.
На российском рынке по-прежнему доминирует отечественная марка LADA, на долю которой в конце зимы пришлось порядка 28% рынка (год назад ее результат превышал 38%), что в количественном выражении составляет 28 673 ед.
Лидером среди иномарок впервые стал китайский бренд Geely, автомобили которого в феврале разошлись тиражом в 12 262 ед. Следующие семь позиций в марочном рейтинге тоже занимают «китайцы» – Haval (11 974 ед.), Chery (9933 ед.), Changan (5993 ед.), EXEED (3421 ед.), OMODA (3123 ед.), Lixiang (2691 ед.) и TANK (2031 ед.).
Интересно, что опрос среди 4 тыс. автовладельцев насчет возможности покупки легкового автомобиля китайской марки показал разительный контраст с данными 5-летней давности, когда большинство автовладельцев всерьез легковушки из Поднебесной просто не воспринимало
Замыкает Топ-10 японская Toyota (1634 ед.), которая вернулась туда после трехмесячного отсутствия. Все бренды, попавшие в число лидеров рынка, продемонстрировали в феврале положительную динамику.
При этом наилучший рост показал Changan (в 12,7 раза), что объясняется эффектом низкой базы прошлого года. В наименьшей степени увеличились объемы реализации у Toyota (+13,6%).
Интересна разбивка рынка по подсегментам бюджетных марок и премиальных брендов (по методике «АВТОСТАТа»). Если в первом первенство LADA неоспоримо, хотя его рост на 33% более чем вдвое хуже показателя бюджетного подсегмента (+75%) в целом и лишь за ним идут подряд пять китайских марок за счет официально сертифицированных моделей. А вот в премиальном подсегменте все Топ-5 брендов заняли китайские марки (особенно заметен прорыв новой марки Lixiang (произносится как «Лисянь») – почти в 245 раз и второе место среди премиальных брендов) и лишь стойкие поклонники немецких брендов BMW (+61,5%) и Merdedes-Benz (+4,8%), а также японского Lexus (+57,2%), позволили им занять места с 6-го по 8-е, а на 9-м месте все же оказался китайский Hongqi (с 20-кратным ростом!), который смог опередить в Топ-10 Audi с ее умеренным ростом на 27%. Неплохо чувствуют себя здесь и Porsche с ростом на 21,5% (11-е место) и Land Rover с +8,6% (12-е место), ввозимые по параллельному импорту.
И все же по странам происхождения доля китайских и российских марок с начала 2024 года стабилизировалась на ~60% и ~30%, соответственно, а вот ввозимые по параллельному импорту японские, корейские и европейские бренды по чуть-чуть свои доли на рынке повысили.
И тем не менее, средние сроки владения легковушками в 2023-м возобновили рост (в 2021-м и 2022-м они снижались, потому что автомобилисты поспешили упредить рост цен и дефицит уходящих с рынка брендов), а в 2023-м продажи уперлись в потолок платежеспособности как по бюджетным, так и премиальным маркам, что и привело к росту сроков владения.
За два месяца с начала нынешнего года в России было продано 184 166 легковых машин – на 81,7% больше, чем в январе–феврале 2023-го. Здесь «в плюсе» таже находятся все упомянутые бренды, причем наибольший и наименьший показатели роста все у тех же Changan (в 14,2 раза) и Toyota (+14,7%) соответственно.
В модельном рейтинге по-прежнему первенствуют автомобили семейства LADA Granta, которые в феврале разошлись в количестве 13 067 ед., что, впрочем, на 13,7% меньше, чем год назад. Интересно, что только Granta в Топ-10 моделей и показывает падение продаж, в связи с чем ее рыночная доля снизилась более чем вдвое – с почти 27% до 12,6%, тогда как другая ВАЗовская модель – LADA Vesta, напротив, нарастила свою долю в 11 раз!
Это напрямую связано с очень низким показателем февраля 2023-го, когда производство рестайлинговой Vesta NG еще не возобновлялось. Сейчас же она занимает второе место в рейтинге с результатом 7163 экз. и самой высокой динамикой (в 21 раз) среди представленных на рынке легковых моделей.
Бестселлером среди иномарок в стране остался китайский кроссовер Haval Jolion (еще дорестайлинговый – авт.), результат которого составил 5039 ед. (рост в 2,2 раза). За ним расположился еще один «китаец» – кроссовер Geely Monjaro (4830 ед.). Отметку в 4 тысячи реализованных автомобилей преодолели и оба ВАЗовских внедорожника – LADA Niva Travel с 4171 ед. (+18,7%) и LADA Niva Legend с 4144 ед. (+74,6%).
Динамика рынка по итогам двух месяцев аналогична. Так, «в минусе» находится лишь LADA Granta (–13,9%) с 23 288 ед., а наилучший рыночный рост также показала LADA Vesta (почти в 17 раз – на фоне низкой базы прошлого периода) до 12 545 ед. Третье место – за Haval Jolion с 9383 ед. (рост в 2,4 раза).
Рост автокредитов как по физическим объемам (в ед. договоров), так и по финансовым (в млн руб.) говорит о частичной адаптации клиентов к высокой процентной ставке за счет увеличения сроков кредитования до 8–10 лет (что также сказалось и на среднем сроке владения).
Определенный оптимизм исходит и от опроса по поводу приобретения нового автомобиля – отложенный спрос начинает реализовываться, хотя количество не собирающихся покупать новую машину еще велико, зато число уже купивших новую легковушку выросло почти вдвое.
Эксперты того же «АВТОСТАТа» отмечают, что рынок в феврале так поднялся, кроме того, что в этом году он на один день (29 февраля) длиннее, но более всего, потому что покупатели опасаются резкого роста цен, начиная с 1 апреля из-за отмены льгот по ввозу автомобилей из сопредельных стран, входящих в ЕАЭС. Это может привести к еще большему росту в марте (тем более месяц длинный), но что будет в апреле – посмотрим.
Пока же согласно опросу «АВТОСТАТ» большинство дилеров высказалось за рост российского рынка по итогам текущего года и лишь каждый четвертый в этом сомневается.
Прогноз по итогам 2024 года пока не пересмотрен – от миллиона легковушек по пессимистическому сценарию, до 1,25 по базовому сценарию и до 1,4 млн по оптимистическому сценарию, а пересмотр графика по словам г-на главы «АВТОСТАТа» Сергея Целикова будет по итогам марта.
P.S. В целом итоги февраля и начала года на легковом авторынке достаточно оптимистичны, хотя изменения в законодательстве, начиная со II квартала, и могут привести к дополнительной волатильности, но, думается, что при отсутствии глобальных форс-мажоров показатель прошлого года в 1,05 млн будет перекрыт достаточно существенно.