С 9 августа 2023 года вступил в силу запрет Японии на экспорт ряда автомобилей в Россию
9 августа 2023
В Россию запрещены поставки любых японских машин с моторами более 1,9 л и электродвигателями
Александр Климнов, фото ТАСС
С 18:00 по московскому времени 9 августа 2023 года вступил в силу запрет на ввоз из Японии в Россию целого ряда товаров, включая малолитражные автомобили, гибриды и электромобили.
Машины, которые до наступления данного времени не успели погрузить на суда, так и останутся в японских портах. В первую очередь о подержанных машинах с правым рулем, которые до сих пор были наиболее популярны у жителей Дальнего Востока и Сибири.
Какие именно машины из Японии попали под запрет?
Полностью запрещены поставки из Японии в РФ автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ICE) объемом более 1,9 л, а также с любыми гибридными (HEV и PHEV) или полностью электрическими (BEV) силовыми установками. Причем это касается как новых, так и подержанных машин.
Впрочем, импорт новых автомобилей напрямую из Японии в Россию был фактически остановлен с марта 2022 года. После начала СВО такие автомобили начали попадать в Россию по каналам параллельного импорта, т.е. через третьи страны, в первую очередь Объединенные Арабские Эмираты, Казахстан и Китай.
Основатель компании RuCars Роман Рассудков считает, что повлиять на такой канал поставок власти Японии не могут. По его словам, машины японского производства, а также японских брендов китайского производства, закупаются для России в КНР непосредственно у местных дилеров в Китае.
Большие проблемы возникли с импортом подержанных автомобилей на Дальний Восток. Так, российский рынок лишается таких популярных минивэнов как Toyota Alphard и Nissan Serena, практически всех полноразмерных рамных внедорожников, включая популярные Toyota Land Cruiser всех серий, Nissan Patrol и Mitsubisgi Pajero, полноразмерных седанов моделей Toyota Mark и Nissan Skyline.
Под ограничение подпадают и большинство среднеразмерных кроссоверов, например, таких как Honda CR-V и Toyota RAV4, а также популярные гибриды семейства Toyota Prius и электромобили Nissan LEAF. Эти последние модели до сих пор оставалась самыми массовыми машинами с электроприводом на российском рынке.
Отдельно запрещен ввоз легких коммерческих автомобилей (LCV), включая даже малокубатурные грузовички K-класса и грузопассажирские универсалы, такие как Nissan AD.
В небольших количествах из Японии ввозили также и подержанные премиальные модели европейских брендов, причем, с левым рулем (популярные у японской золотой молодежи – авт.). При небольших пробегах и такие машины из Японии оказывались зачастую дешевле, чем импортируемые непосредственно из Европы.
Запрет не коснулся субкомпактных легковых моделей K-класса с малокубатурными двигателями внутреннего сгорания (0,66 л) или «кейдзидося». В числе таких микроавтомобилей, например, существенная часть модельного ряда Honda и почти все линейки Daihatsu и Suzuki.
Также под запрет не попали такие популярные компактные малолитражки как Toyota Corolla и Vitz, Nissan Note, Subaru Levorg (с 1,6-литровым мотором), Mazda Demio, Mitsubishi Dingo. Хотя у некоторых из них есть попавшие под запрет гибридные версии, но можно купить и ICE-версии с ДВС без электропривода.
Каков объем рынка японских автомобилей в России?
Как рассказал на конференции «Автостат.Оперативка» по итогам июля исполнительный директор агентства Сергей Удалов, за прошлый месяц в Россию было ввезено более 80 тыс. новых машин, но доля «японок» среди них оказалась равной всего лишь 0,4%.
А вот в сегменте подержанных иномарок картина совсем иная – таковых в июле было ввезено 51 323 ед., из которых на японские бренды пришлось почти 55%.
Г-н Удалов отметил, что на японские машины с моторами объемом более 1,9 литра приходится около 10% от всего ввоза машин с пробегом, но в Приморье за последние годы существенно вырос ввоз машин с гибридными силовыми установками, которые теперь попали под запрет.
Накануне введения нового запрета (ранее в прошлом году были запрещены поставки в Россию японских машин дороже 6 млн йен – авт.) японское издание Japan Posts привело данные исследования, подготовленного Teikoku Databank. Согласно ему, с марта 2022 года бизнес японских компаний с Россией сократился на 30%, при этом отдельные отрасли, напротив, выросли.
Так, например, из России в Японию возросли поставки морепродуктов: по этому показателю РФ вышла на четвертое место, уступая только США, Китаю и Чили. В ответ же Япония нарастила поставки в Россию именно подержанных автомобилей.
Ранее ТАСС сообщал со ссылкой на Дальневосточное таможенное управление, что за две недели (с 24 июля по 6 августа) импорт ТС из Японии вырос на 33% по сравнению с предыдущими двумя неделями, с 11 254 до 15 071 машин. При этом издание vl.ru из Владивостока уточняет, что этот рост не связан с запретом со стороны Японии.
Участники рынка рассказали vl.ru, что с момента покупки машины на аукционе в Японии до момента прохождения таможни в России уходит примерно месяц. При этом о том, что Япония готовит новые экспортные ограничения, впервые стало известно 18 июля, а официально решение было принято только 28 июля.
Дальневосточное издание делает вывод, что купленные непосредственно перед 9 августа машины из Японии еще не могли успеть пройти российскую таможню, а рост таможенных оформлений с 24 июля по 6 августа связан с тем, что поставщики спешили ввезти машины и уплатить до 1 августа утилизационный сбор, когда ставки утильсбора для подержанных машин с двигателями объемом свыше 3,0 литров были резко повышены.
Это значит, что в ближайшие недели через таможню на Дальнем Востоке может пройти еще больше машин. Это подтверждает и г-н Удалов, который в начале августа лично посетил Владивосток и видел в тамошнем порту большое скопление японских автомобилей.
От запрета могут выиграть китайцы и АВТОВАЗ
В России любые санкции в отношении страны считают незаконными, а в Кремле настаивают, что они лишь вредят мировой экономике и торговле. Представитель МИДа Мария Захарова заявляла, что такие меры негативно скажутся на торговле между странами, но на деле приведут лишь к развитию отечественной автомобильной промышленности и росту товарооборота с Китаем.
Независимый консультант в области автопрома Сергей Бургазлиев считает, что главной жертвой новых санкций, естественно, станет рынок новых машин в самой Японии.
Эксперт говорит: «Если из страны не уходят подержанные машины, то хуже начинают продаваться новые. Как это может повредить России, я не понимаю, никакой логики в этом нет».
По словам Бургазлиева, никакого дефицита машин даже на Дальнем Востоке из-за решения властей Японии не возникнет. Эксперт называет три типа автомобилей, которые заменят ушедшие с рынка модели.
Во-первых, это все те же японские машины, но модели, которые под санкции не подпали. Поставщики просто переориентируются на другой модельный ряд с моторами объемом до 1,9 литра.
Во-вторых, за счет новых санкций отечественные автомобильные бренды могут пусть немного, но нарастить свое присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке.
Наконец, подержанные машины можно везти не только из Японии, но и из Китая и Кореи, причем не только местных, но и японских брендов, напоминает Бургазлиев. В конечном итоге это может хотя бы частично решить проблему с правым расположением руля на эксплуатируемых в России машинах. По данным «Автостата», во Владивостоке и Приморье доля таких автомобилей сейчас составляет около 80%.
P.S. Японские автопроизводители прекрасно понимают, что ликвидация такого мощного рынка сбыта подержанных автомобилей как Россия, прежде всего, бьет по их продажам на внутреннем рынке, так что уже есть сведения, что местные ведущие бренды уже по-тихому «приподзакрыли» глаза на параллельный импорт своих машин в РФ через КНР.
В любом случае новый запрет еще больше удлинит путь «японок» на российский рынок (преимущественно вторичный), приведет к повышению цен на них и ликвидации какой-либо гарантии. Однако, также ясно, что российские УАЗики внедорожников Toyota Land Cruiser отнюдь не заменят.
P.P.S. Кроме автомобилей под запрет поставок в Россию из Японии попал и ряд запчастей, например, шин для грузовых автомобилей, что также осложнит их эксплуатацию и приведет к росту цен на целую номенклатуру товаров.