США заключили с ЕС пакт о 15-процентном импортном тарифе, в том числе на автомобили
28 июля 2025
Жесткий пакт между США и ЕС был заключен менее чем за неделю до вступления в силу высоких тарифов президента Дональда Трампа
Александр Климнов, фото Bloomberg
США и Европейский союз договорились о жесткой сделке, в соответствии с которой европейцы столкнутся с 15-процентными тарифами на большую часть своего экспорта, включая автомобили, чтобы предотвратив торговую войну, которая могла бы нанести сокрушительный удар по мировой экономике.
«Пакт» был заключен менее чем за неделю до 1 августа, когда должны были бы вступить в силу более высокие тарифы, предложенные президентом Дональдом Трампом, поэтому был быстро одобрен несколькими европейскими лидерами.
Так, канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что сделка предотвратила торговый конфликт, который сильно ударил бы по экспортно-ориентированной экономике Германии и ее наиболее значимому автомобильному сектору.
Немецкие автопроизводители Volkswagen Group, Mercedes-Benz AG и BMW Group оказались одними из самых пострадавших от действующего в настоящее время американского тарифа на импорт автомобилей и запчастей в размере 27,5%.
Трамп и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявили о сделке 27 июля в гольф-клубе Трампа в шотландском Тернберри, хотя и не раскрыли все детали пакта и не опубликовали никаких письменных материалов.
По словам американского чиновника, 15-процентные ставки вступят в силу 1 августа.
Трамп с удовлетворением сказал: «Это самая крупная из всех сделок».
В то время как фон дер Ляйен добавила, что это принесет «стабильность» и «предсказуемость».
Впрочем, Фон дер Ляйен и Трамп разошлись во мнениях по некоторым ключевым условиям сделки, о которой они объявили.
Из таблицы, сосnавленной агентством Bloomberg, хорошо видно, что автомобили составляют вторую по объему (в финансовом плане) статью импорта США из ЕС (7,5%), хотя и сильно уступают продукции фармацевтической индустрии, на которую приходится четверть всего импорта!
Так, Трамп сказал, что уровень тарифов будет применяться к «автомобилям и всему остальному», но не к фармацевтике и металлам.
Тогда как Фон дер Ляйен заявила позже на пресс-конференции, что 15-процентная ставка будет действовать по принципу «все включено», не будет накладываться на отраслевые тарифы и будет распространяться на лекарства, компьютерные чипы и автомобили.
По ее словам, пошлины на металлы «будут снижены, и будет введена система квот».
По словам Трампа, ЕС согласился закупить американские энергоносители на сумму $750 млрд, а также инвестировать в экономику США $600 млрд в дополнение к существующим расходам, открыть рынки европейских стран для торговли с Америкой по «нулевым» тарифам и закупить «огромное количество» военной техники (которая пойдет понятно куда – авт.).
Базовый 15-процентный тариф по-прежнему будет рассматриваться многими в Европе как слишком высокий, по сравнению с первоначальными надеждами Европы на заключение соглашения по тарифам «ноль на ноль».
Немецкий социал-демократ Бернд Ланге, возглавляющий комитет по торговле Европарламента, заявил, что принятые тарифы несбалансированы, и огромные инвестиции ЕС, предназначенные для США, вероятно, будут получены за счет самого блока.
Трамп сохраняет за собой возможность повысить тарифы в будущем, если европейские страны не будут выполнять свои инвестиционные обязательства, заявил журналистам 27 июля высокопоставленный представитель администрации США.
США сохранят 50-процентный тариф на сталь и алюминий.
Фон дер Ляйен предложила заменить этот тариф системой квот, а высокопоставленный чиновник администрации сказал, что лидеры ЕС попросили обе стороны продолжить переговоры по этому вопросу.
Фон дер Ляйен также заявила, что ни одна из сторон не будет вводить тарифов на самолеты и их запчасти, некоторые химикаты и непатентованные лекарства, полупроводниковое оборудование, а также отдельные сельскохозяйственные продукты, природные ресурсы и критически важное сырье.
Она сказала: «Мы будем продолжать работать над тем, чтобы добавить больше продуктов в этот список», добавив, что тарифы на экспорт спиртных напитков из ЕС все еще находятся в стадии обсуждения.
Официальные лица США заявили, что ЕС согласился снизить нетарифные барьеры для автомобилей и определенных сельскохозяйственных товаров, хотя официальные лица ЕС предположили, что детали все еще обсуждаются.
P.S. Объединенная Европа может выдохнуть – ибо 15% лучше, чем 27,5? Ой ли? Во всяком случае, немецкому автопрому с его высочайшими в мировой автоиндустрии затратами на зарплаты работников и прочими издержками, все равно придется крайне не сладко (ау, «Северный поток»!), к тому же Трамп сказал, что может эти тарифы еще и пересмотреть в сторону повышения, а это уже подрывает долгосрочные инвестиции, ну или, напротив, настоятельно зовет европейских автопроизводителей, размещать свои сборочные мощности именно на территории США, но окупятся ли инвестиции после ухода 47-го американского президента – еще большой вопрос…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Эксперты отмечают затоваривание рынка легковушками российского производства, тогда как дилеры китайских марок активно запродают запасы за счет масштабных скидок