Трамп отменяет политику навязывания электромобилей и планирует ввести 25-процентные тарифы для Мексики и Канады с 1 февраля
21 января 2025
Политика Белого дома при Дональде Трампе в отношении электромобилей и импорта поменяется радикально
Александр Климнов, фото AFP
Как и обещал вступивший в должность 47-й президент США Дональд Трамп, уже в свой первый рабочий день (20 января) он наряду с рекордным количеством различных документов (более 200) преимущественно отменяющих распоряжения прежней администрации Байдона, подписал и распоряжения, по сворачиванию значительной части программы масштабной электрификации США, развернутой при Байдене.
Так, он уже поставил на паузу выдачу субсидий под строительство общенациональной сети зарядных станций и свернул государственную программу по достижению к 2030 году 50-процентной доли электромобилей в структуре продаж новых легковых автомобилей.
Однако, окончательное решение об отмене федеральной льготы на покупку электромобиля в размере $7500 еще не принято, так как за этот закон вступились влиятельные лоббисты и представители местного автопрома.
Субсидии на электромобили под угрозой
В директиве Трампа по электромобилям, включенной в широкий указ, ориентированный на энергетику, утверждается, что помощь электромобилям и другие «непродуманные рыночные искажения, навязанные правительством [Байдена]», фактически обязывают их закупку.
В то время как в США отсутствует жесткий национальный запрет на выпуск традиционных автомобилей с ДВС (ICE), недавно введенные ограничения на уровень вредных выбросов ICE вынуждают автопроизводителей продавать больше электромобилей с нулевым выбросом (ZEV).
Трамп не стал прямо указывать Агентству по охране окружающей среды (EPA) пересмотреть или переписать эти правила, а Министерству транспорта (TD) – пересмотреть нормативы экономии топлива (CAFE), которые также были ужесточены при президенте Джо Байдене.
Указ, однако, конкретно призывает к отмене исключений, которые позволяют штатам ограничивать продажи ICE с бензиновыми двигателями, указывая на то, что Трамп на этом основании будет стремиться снова взяться за Калифорнию.
Этот крупнейший штат США требует, чтобы автопроизводители ежегодно поставляли все большее количество ZEV до 2035 года, когда все новые продаваемые машины должны будут соответствовать нулевому уровню выбросов.
Трамп также поручил агентствам приостановить выделение средств, выделенных в соответствии с двумя законами, подписанными Байденом – Законом о снижении инфляции (IRA) и Законом об инвестициях в инфраструктуру и рабочих местах (IIJA), — включая финансирование зарядных станций для электромобилей.
Закон об инфраструктуре предусматривал выделение $7,5 млрд на строительство сети общественных зарядок по всей стране.
Когда Трамп был избран президентом, советники рекомендовали ему отменить те положения федеральной политики, которые повышают потребительский спрос на электромобили, включая федеральный налоговый кредит (налоговый вычет) в размере до $7500 для покупателей новых электромобилей (BEV) и подключаемых гибридов (PHEV), продолжая при этом развивать внутреннюю цепочку поставок для производства экологически чистых автомобилей (ICE).
В то время как для полной отмены потребительской скидки потребуется акт Конгресса, у Трампа есть полномочия расширить лимиты на то, какие именно компании имеют право на получение скидок, и внести другие изменения.
На создание юридически безупречного правила могут уйти месяцы.
Введение 25-процентных таможенных тарифов для Канады и Мексики
В ответ на вопросы журналистов в Овальном кабинете в понедельник вечером Трамп в частности сказал: «Мы думаем о 25 процентах [импортной пошлины] в отношении Мексики и Канады, потому что они разрешают огромному количеству людей [нелегальным мигрантам и наркокурьерам] въезжать в США. Я думаю, мы сделаем это 1 февраля».
Планы Трампа по введению тарифов в отношении двух сопредельных стран, жизненно важных для импорта энергоносителей и автомобилей в США, угрожают спровоцировать торговую войну между странами, подписавшими соглашение USMCA (преемственное к прежнему соглашению NAFTA) между США, Мексикой и Канадой, заключенного по настоянию Трампа еще во время его первого срока.
По данным за 2022 год, это соглашение регулировало поток торговли товарами и услугами на сумму $1,8 трлн.
Канада и Мексика заявили, что примут ответные меры против американских товаров, если Трамп введет на них тарифы до планового пересмотра USMCA в 2026 году.
Интересно, что в Китае (и его биржах) наблюдалось некоторое облегчение, поскольку Трамп не объявил о немедленных санкциях против второй по величине экономики мира.
Тарифы такого масштаба, которые Трамп предлагает ввести в отношении соседей США, будут означать «форменную катастрофу» для автомобильной промышленности США и Большой детройтской тройки, каждый из которых импортирует значительное количество автомобилей из Канады и Мексики, заявили аналитики Bernstein еще в своей ноябрьской аналитической записке.
Так, концерн Stellantis импортирует около 40% автомобилей, которые продает в США, в то время как концерн General Motors импортирует около 30%, а Ford Motor – 25%, говорили они в то время.
Дополнительные сборы ударят и по автозапчастям на сумму около $97 млрд, и по 4 млн готовых автомобилей, которые импортируются в США из этих стран, что может повысить средние цены на новые автомобили примерно на $3000, по данным агенства Wolfe Research.
Трамп также сказал, что все еще рассматривает возможность введения универсального тарифа на весь иностранный импорт в США, но пока что «еще не готов к этому».
«Мы бы установили универсальный тариф для всех, кто занимается бизнесом в Соединенных Штатах, потому что они приходят и крадут наше богатство», – сказал он, добавив, что реализация может быть «быстрой».
Канада уже составила первоначальный список товаров американского производства на сумму 150 миллиардов канадских долларов ($105 млрд), по которым будут введены повышенные тарифы, если Трампа выпустит первый реальный залп таможенной войны, после своего провокационного заявления Канаде с приглашением стать 51-м штатом США.
В декабре правительство канадского премьера Трюдо (еще до его отставки) представило план потратить около миллиарда долларов на дополнительные меры, такие как увеличение количества вертолетов и беспилотников для использования вблизи канадско-американской границы.
Мексика стремясь избежать введения повышенных тарифов, предпринимала действия, чтобы успокоить Трампа, в том числе сократив импорт из Китая и осуществив рекордную конфискацию наркотических веществ.
Правительство президента Мексики Клаудии Шейнбаум заявило, что повышенные тарифы могут повлиять на годовой товарооборот между странами в размере $800 млрд и потенциально подстегнут инфляцию в США.
P.S. Итак, Дональд Трамп, что называется с ходу и в карьер, ринулся выполнять предвыборные обещания, в том числе и по поводу «зеленого перехода», т.е. жесткого перехода исключительно на электромобили к 2035 году (прежде всего отмене обязательной 50-процентной квоты для автопроизводителей к 2030 году), а также введения повышенных таможенных тарифов на импорт автомобилей и электромобилей, а также автозапчастей из Мексики и Канады, что фактически дезавуирует инвестиции в эти страны со стороны не только китайских, европейских и японских автопроизводителей, как раз нацеливавшихся таким образом обойти повышенные тарифы США, но и самой Большой тройки из Детройта. В случае вступления всех этих изменений в силу произойдет перетряска всего не только американского, но и мирового автопрома, причем, более сильная, чем во время финансового кризиса 2008–2009 годов…
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.