В 2024 году были реализованы рекордные 19,7 тысяч новых автобусов и электробусов

В 2024 году были реализованы рекордные 19,7 тысяч новых автобусов и электробусов

5 февраля 2025


Рекордные продажи новых автобусов в 2024 году даже несколько омолодили их парк


автор

Александр Климнов, фото автора и производителей



По данным ООО «Автостат Инфо» за январь-декабрь 2024 года российский рынок новых автобусов кроме категории М2 и без учета продаж силовым и дипломатическим структурам в РФ, показал рекордный результат в 19 704 ед., (+15,4%), из них электробусов продали 1 072 ед. (125,7%), а их доля на рынке составила 5,4%.
Tab0.jpg
Доля городских автобусов на рынке составляет 48%, междугородных/туристических – 23%, а служебных (преимущественно переднемоторных) – 30%.

Доля российских марок составила 78,1% (15,4%), а китайских – 20,3% (4,0 тыс.) из доли в 21,9% иномарок (4,3 тыс.).
Выпущен 2000-й электробус КАМАЗ-6282
Например, в Москве, где электробус КАМАЗ-6282 стал вообще самой популярной моделью года с 579 ед. (+53%), а нижегородский ЛиАЗ e-CITYMAX 12 (рестайлинговая версия ЛиАЗ-6274) с 291 ед. стал пятым, реально влияя на обновление столичного парка, где на начало 2025 года числились 3,75 тыс. таких электробусов. Они составили 12,9% от всего столичного парка и 16,6% от парка отечественных марок.

Расклад по типам топлива новых автобусов – почти 2/3 (64,8%) – 12,8 тыс. регистраций пришлось на традиционные дизельные автобусы, еще 18,5% (3,65 тыс.) – на газомоторные автобусы на сжатом метане (КПГ), плюс сюда же нужно отнести 92 ед.
битопливных (бензинг+КПГ) автобусов с долей 0,5%, а также совсем незначительные объемы газомоторных автобусов (63 ед.) на сжиженном нефтяном газе [пропан-бутан] (СНГ), которые заняли 0,3% рынка.

На бензиновые автобусы (практически только марки ПАЗ) пришлось 9,8% (1,92 тыс.) вследствие возобновления моторостроительным заводом ЗМЗ выпуска двигателей бензиновых V8, которые ставятся на такие модели как ПАЗ-3205 и -3206.
Tab1.jpg
В Топ-3 вошли следующие марки: ПАЗ – 8,1 тыс. (+26%), ЛиАЗ – 2,9 тыс. (+63%), Yutong – 2,2 тыс. (+6%).

Доля отечественных марок по итогам года составила 78% (+23,7%).
Zastavka.jpg
Самой продаваемой моделью автобуса стал ПАЗ Vector NEXT (3,8 тыс.).
URAL_vahtovka.jpg
В 2024 году продажи вахтовых автобусов «Урал» снизились на 31% и составили 106 ед., а продажи вахтовок НефАЗ снизились на 58% – до 105 ед.
Tab2.jpg
В Топ-3 новых электробусов вошли отечественные марки КамАЗ, ЛиАЗ, НефАЗ.

В 2025 году из-за окончания в 2024 году нескольких программ стимулирования закупок автобусов и ряда экономических факторов (высокой ставки ЦБ и лизинга) ожидается спад продаж автобусов до 25% и более.

Остается надеяться, что продление программы обновления общественного транспорта (ПООТ) и льготного лизинга все же поможет сохранить рынок автобусов на уровне 2024 года.

Развитие сегмента электробусов в дальнейшем, очевидно, будет связано преимущественно с Москвой и столичным регионом, а все прочие регионы, закупавшие такие машины преимущественно в единичных количествах или в лучшем случае мелкими партиями ввиду их дороговизны, после сворачивания и урезания федеральных программ интерес к ним потеряют до восстановления рынка.
PAZ-3205.jpg

Выпускаемый с 1989 года малый автобус ПАЗ-3205 составляет и значительную часть парка – 26,2% (84 тыс.), из которых в возрасте до 3 лет – 6,3 тыс. – 7,5%, а 10 лет – 62,7% или ~2/3 от парка модели

Парк автобусов в России на начало 2025 года составил 320,9 тыс., что на 0,2% меньше, чем на начало 2024 года (321,5 тыс.).

Парк иномарок вырос на 51,9 тыс. (+5,2%), тогда как отечественные марки (269 тыс.) снизились на 1%.

При этом доля отечественных марок в парке выросла за 2024 год с 80,3% до 84%, а доля иномарок снизилась с 19,7% до 16%.

Доля новых автобусов (до 3 лет) в столичном парке составляет 9,6 тыс. или 33%, то есть каждый третий автобус в Москве новый, а старых машин в возрасте свыше 10 лет — 25,2%, то есть каждый четвертый.

Такие показатели разительно отличаются от показателей по стране, где парк «трехлеток» увеличился на 12,7% и составил 46,5 тыс., что составляет 14,5% от всего парка (при этом 20,6% из этого количества числятся в Москве).

Тогда как автобусов старше 10 лет в общероссийском парке 185,7 тыс. (–4,5% к 2023 году) или 57,9% от всего парка против 60,5% годом ранее.

Таким образом, как показывают данные «Автостат Инфо», наибольшую динамику в московском парке, как и в общефедеральном, показали именно китайские производители.

При этом столичный рынок новых автобусов показал в 2024 году снижение на 2% до 3,74 тыс.
Tab4.jpg

Доля автобусов в парке газомоторных ТС относительно невелика кроме СПГ, но на сжиженном метане работает пока еще мизерная часть парка

При этом парк газобаллонных автобусов на СУГ на 2024 год составлял 160 тыс. (включая «ГАЗели», относимые к LCV), на КПГ – 36 тыс., а на СПГ ~2,3 тыс.

Отсюда также можно сделать вывод, что программа газификации автобусного транспорта без поддержки федеральных программ забуксует окончательно.

P.S. При серьезном падении продаж новых автобусов в 2025 году их парк снова начнет стареть и, прежде всего, в регионах с дефицитом бюджета, которые окажутся неспособны профинансировать обновление парка.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Сегмент новых мотоциклов в августе вышел на уверенный рост

Сегмент новых мотоциклов в августе вышел на уверенный рост

За август продажи новых мотоциклов в России выросли на 22%, а за 8 месяцев 2025 года – на 17%

12.09.2025

Минпромторг России намеревается обложить автомобили мощнее 160 л.с. дополнительным утильсбором

Минпромторг России намеревается обложить автомобили мощнее 160 л.с. дополнительным утильсбором

Минпромторг РФ предлагает обновить механику начисления утилизационного сбора на автомобили

12.09.2025

Перспективы индийских автомобилей на российском рынке неоднозначны

Перспективы индийских автомобилей на российском рынке неоднозначны

Пробьется ли продукция индийского автопрома на российский рынок без господдержки?

11.09.2025

Блумберг утверждает, что сокращение экспорта китайских автопроизводителей в Россию вынуждает их переориентироваться на иные рынки

Блумберг утверждает, что сокращение экспорта китайских автопроизводителей в Россию вынуждает их переориентироваться на иные рынки

Китайскому автопрому из-за падения экспорта в Россию приходится активнее осваивать рынки других стран

10.09.2025

В августе продажи новых коммерческих автомобилей продолжали падать

В августе продажи новых коммерческих автомобилей продолжали падать

В августе сильно сократились продажи в сегментах грузовиков и автобусов

04.09.2025

Август стал вторым месяцем 2025 года с рекордным показателем продаж новых легковых автомобилей

Август стал вторым месяцем 2025 года с рекордным показателем продаж новых легковых автомобилей

В августе продано 122,2 тыс., а за 8 месяцев 2025 года – 733,3 тыс. новых легковушек

03.09.2025

BYD бъет Tesla в Европе и далее

BYD бъет Tesla в Европе и далее

По итогам продаж NEV в ЕС за 7 месяцев BYD значительно опередил Tesla и наращивает свой автовозный флот

29.08.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.