В 2024 году были реализованы рекордные 19,7 тысяч новых автобусов и электробусов

В 2024 году были реализованы рекордные 19,7 тысяч новых автобусов и электробусов

5 февраля 2025


Рекордные продажи новых автобусов в 2024 году даже несколько омолодили их парк


автор

Александр Климнов, фото автора и производителей



По данным ООО «Автостат Инфо» за январь-декабрь 2024 года российский рынок новых автобусов кроме категории М2 и без учета продаж силовым и дипломатическим структурам в РФ, показал рекордный результат в 19 704 ед., (+15,4%), из них электробусов продали 1 072 ед. (125,7%), а их доля на рынке составила 5,4%.
Tab0.jpg
Доля городских автобусов на рынке составляет 48%, междугородных/туристических – 23%, а служебных (преимущественно переднемоторных) – 30%.

Доля российских марок составила 78,1% (15,4%), а китайских – 20,3% (4,0 тыс.) из доли в 21,9% иномарок (4,3 тыс.).
Выпущен 2000-й электробус КАМАЗ-6282
Например, в Москве, где электробус КАМАЗ-6282 стал вообще самой популярной моделью года с 579 ед. (+53%), а нижегородский ЛиАЗ e-CITYMAX 12 (рестайлинговая версия ЛиАЗ-6274) с 291 ед. стал пятым, реально влияя на обновление столичного парка, где на начало 2025 года числились 3,75 тыс. таких электробусов. Они составили 12,9% от всего столичного парка и 16,6% от парка отечественных марок.

Расклад по типам топлива новых автобусов – почти 2/3 (64,8%) – 12,8 тыс. регистраций пришлось на традиционные дизельные автобусы, еще 18,5% (3,65 тыс.) – на газомоторные автобусы на сжатом метане (КПГ), плюс сюда же нужно отнести 92 ед.
битопливных (бензинг+КПГ) автобусов с долей 0,5%, а также совсем незначительные объемы газомоторных автобусов (63 ед.) на сжиженном нефтяном газе [пропан-бутан] (СНГ), которые заняли 0,3% рынка.

На бензиновые автобусы (практически только марки ПАЗ) пришлось 9,8% (1,92 тыс.) вследствие возобновления моторостроительным заводом ЗМЗ выпуска двигателей бензиновых V8, которые ставятся на такие модели как ПАЗ-3205 и -3206.
Tab1.jpg
В Топ-3 вошли следующие марки: ПАЗ – 8,1 тыс. (+26%), ЛиАЗ – 2,9 тыс. (+63%), Yutong – 2,2 тыс. (+6%).

Доля отечественных марок по итогам года составила 78% (+23,7%).
Zastavka.jpg
Самой продаваемой моделью автобуса стал ПАЗ Vector NEXT (3,8 тыс.).
URAL_vahtovka.jpg
В 2024 году продажи вахтовых автобусов «Урал» снизились на 31% и составили 106 ед., а продажи вахтовок НефАЗ снизились на 58% – до 105 ед.
Tab2.jpg
В Топ-3 новых электробусов вошли отечественные марки КамАЗ, ЛиАЗ, НефАЗ.

В 2025 году из-за окончания в 2024 году нескольких программ стимулирования закупок автобусов и ряда экономических факторов (высокой ставки ЦБ и лизинга) ожидается спад продаж автобусов до 25% и более.

Остается надеяться, что продление программы обновления общественного транспорта (ПООТ) и льготного лизинга все же поможет сохранить рынок автобусов на уровне 2024 года.

Развитие сегмента электробусов в дальнейшем, очевидно, будет связано преимущественно с Москвой и столичным регионом, а все прочие регионы, закупавшие такие машины преимущественно в единичных количествах или в лучшем случае мелкими партиями ввиду их дороговизны, после сворачивания и урезания федеральных программ интерес к ним потеряют до восстановления рынка.
PAZ-3205.jpg

Выпускаемый с 1989 года малый автобус ПАЗ-3205 составляет и значительную часть парка – 26,2% (84 тыс.), из которых в возрасте до 3 лет – 6,3 тыс. – 7,5%, а 10 лет – 62,7% или ~2/3 от парка модели

Парк автобусов в России на начало 2025 года составил 320,9 тыс., что на 0,2% меньше, чем на начало 2024 года (321,5 тыс.).

Парк иномарок вырос на 51,9 тыс. (+5,2%), тогда как отечественные марки (269 тыс.) снизились на 1%.

При этом доля отечественных марок в парке выросла за 2024 год с 80,3% до 84%, а доля иномарок снизилась с 19,7% до 16%.

Доля новых автобусов (до 3 лет) в столичном парке составляет 9,6 тыс. или 33%, то есть каждый третий автобус в Москве новый, а старых машин в возрасте свыше 10 лет — 25,2%, то есть каждый четвертый.

Такие показатели разительно отличаются от показателей по стране, где парк «трехлеток» увеличился на 12,7% и составил 46,5 тыс., что составляет 14,5% от всего парка (при этом 20,6% из этого количества числятся в Москве).

Тогда как автобусов старше 10 лет в общероссийском парке 185,7 тыс. (–4,5% к 2023 году) или 57,9% от всего парка против 60,5% годом ранее.

Таким образом, как показывают данные «Автостат Инфо», наибольшую динамику в московском парке, как и в общефедеральном, показали именно китайские производители.

При этом столичный рынок новых автобусов показал в 2024 году снижение на 2% до 3,74 тыс.
Tab4.jpg

Доля автобусов в парке газомоторных ТС относительно невелика кроме СПГ, но на сжиженном метане работает пока еще мизерная часть парка

При этом парк газобаллонных автобусов на СУГ на 2024 год составлял 160 тыс. (включая «ГАЗели», относимые к LCV), на КПГ – 36 тыс., а на СПГ ~2,3 тыс.

Отсюда также можно сделать вывод, что программа газификации автобусного транспорта без поддержки федеральных программ забуксует окончательно.

P.S. При серьезном падении продаж новых автобусов в 2025 году их парк снова начнет стареть и, прежде всего, в регионах с дефицитом бюджета, которые окажутся неспособны профинансировать обновление парка.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Рынок новых легковых автомобилей в феврале упал более чем на четверть

Рынок новых легковых автомобилей в феврале упал более чем на четверть

За 2 месяца 2025 года рынок новых легковушек сократился на 11%

07.03.2025

В феврале 2025 года рынок новых автомобилей упал почти на треть

В феврале 2025 года рынок новых автомобилей упал почти на треть

С начала 2025 года рынок новых ТС сократился на 14%, но вторичный рынок вырос на 3%

06.03.2025

Дональд Трамп твердо намерен повысить импортные пошлины со 2 апреля

Дональд Трамп твердо намерен повысить импортные пошлины со 2 апреля

Президент Трамп намеревается ввести импортные тарифы со 2 апреля, что может превратить американский автопром в «тонущий титаник»

17.02.2025

Как теряют в цене иномарки из «недружественных» стран

Как теряют в цене иномарки из «недружественных» стран

Наибольшую остаточную стоимость среди 5- и 10-летних иномарок сохраняет Toyota RAV4

07.02.2025

Январский рынок новых легковушек показал снижение роста

Январский рынок новых легковушек показал снижение роста

Рост рынка новых легковушек в январе 2025-го оказался вчетверо слабее, чем в начале 2024 года

06.02.2025

Среднетоннажники и тяжелые грузовики в 2024 году двигались разнонаправленно

Среднетоннажники и тяжелые грузовики в 2024 году двигались разнонаправленно

В 2024 году продажи MCV выросли на 22%, тогда как HCV упали на 19%

05.02.2025

Возврат к списку