Стоит ли российским водителям переходить обратно с сжиженного газа на бензин?
Александр Климнов, фото автора, производителей и Яндекс
Нынешней весной средняя стоимость пропан-бутана (сжиженного углеводородного газа или сокращенно СУГ) резко скакнула до рекордных 29 рублей 30 копеек. Автомобилистам казалось, что это рекорд, но на этой неделе СУГ опять взлетел. Да еще как! На некоторых газовых заправках уже можно увидеть ценник «32.50». И это, как пишут блогеры не предел!
Однако особый резонанс в сети вызвали видеоролики, записанные в Воронежской области разными авторами на заправках одной из топливозаправочных сетей. На разных станциях этого поставщика топлива в понедельник-вторник цена одного литра газа подскочила до 42 руб. за литр (!).
Один из роликов записан в Борисоглебске, второй – возле села Орлово. В комментариях один из пользователей разместил фото из Ставрополья – с ценой на газ в 40 рублей за литр. При таких расценках на пропан-бутан и его повышенном по сравнению с бензином расходе уже выгоднее возвращаться на бензин АИ-92, уверен один из авторов ролика, и с ним согласны многие комментаторы.
В чем же причина таких ценовых скачков? Оказывается, 5 августа случился большой пожар на Уренгойском заводе «Газпрома» по подготовке конденсата. На этом фоне поставки топлива по газопроводу «Ямал-Европа» сначала упали вдвое, а затем – втрое. Кроме того, отгрузка пропан-бутана железнодорожным транспортом оказалась остановлена по всем направлениям.
Разумеется, авария вызвала биржевой скачок цен на СУГ. Так, в Европе среди трейдеров произошла откровенная паника, так как они испугались недобора газа во время предстоящего зимнего сезона. Сейчас немецкие хранилища заполнены только на 53% (главное газохранилище Газпрома в Германии заполнено менее чем на 7% – авт.) против прошлогодних 90%, и это сильно беспокоит европейских коммунальщиков.
В то же время Газпром на протяжении августа и сентября традиционно наполняет свои российские подземные хранилища, а потому не имеет ресурсов для наращивания поставок внешним покупателям. И вполне логично, что вслед за европейскими котировками начали расти и российские… В итоге, с начала года биржевая цена СУГ выросла более чем вдвое.
Почему российские водители массово отказываются от пропан-бутана, переходя обратно на бензин?
Операторы газовых заправок считают, что оптовая стоимость пропан-бутана имеет все шансы догнать бензин АИ-92! Так, тонну СУГ на бирже сейчас торгуют по 50 947 руб., а тонну АИ-92 — по 58 031 руб. Вслед за биржевыми, разумеется, пошли вверх и розничные цены на АГНКС: только за одну неделю рост составил ~2 руб.
Баллоны под СУГ можно установить как под днищем легковушки,
так и прямо в салоне
Эксперты неоднократно уточняли, что переход на пропан-бутан выгоден для автомобилистов лишь тогда, когда он стоит не более чем 50% от цены АИ-92, ведь расход газового топлива значительно выше, чем бензина. Поэтому многие автомобилисты сейчас экономически вынуждены переходить обратно на «92-й» и «95-й».
Кстати в отличие от сжатого метана (КПГ) на который законом установлена планка в 50% от цены бензина, стоимость СУГ никак не регулируется государством, а это значит, совсем скоро ценники в 35 рублей за литр пропан-бутана на заправках станут обычным делом.
Пока же по данным ресурса russiabase.ru, на момент публикации этого материала цена одного литра СУГ, например, в Воронежской области составляет ~27–33 руб., в Самарской области – 27–33 руб., в Татарстане – 23–32 руб., в Свердловской области – 25–30 руб., а в столице – от 30 до 33 рублей. Тем не менее, даже и эти цифры показывают существенной рост цен в последнее время.
Потребители газомоторного топлива по итогам 2019 года
В принципе, вице-премьер РФ Александр Новак поручил Минэнерго проработать меры стабилизации рынка СУГ, чтобы гарантировать достаточный уровень предложения для потребителей. И уже было объявлено, что компании переориентируют на внутренний рынок дополнительно около 40 000 т газа. Однако сгоревший газпромовский завод давал 180 000 т и понятно, что компенсировать такую потерю быстро вряд ли удастся.
P.S. Совершенно очевидно, что цены на СУГ у нас с некоторым лагом повторяют тренды цен на бензин, а значит в ближайшие недели ничего хорошего ждать не приходится: цены на АГЗС продолжат скакать, а поэтому таксисты (основные потребители СУГ в сегменте ленковых автомобилей) и другие перевозчики (прежде всего на LCV, читая «ГАЗелях») будут вынуждены активно переориентироваться с некогда экономичного и достуного пропан-бутана на постоянно дорожающий, кстати вопреки заявлениям властей, бензин. Ну и оплачивать этот переход придется, разумеется, конечному потребителю – то есть всем нам.
С одной стороны вспоминаются оптимистичные заявления чиновников, что: газ – это топливо будущего, но дьявол кроется в деталях – они имели виду именно сжатый (КПГ/CNG) и сжиженный (СПГ/LNG) метан,
тогда как тысячи автомобилистов потратились на газомоторное оборудование (ГБО) под СУГ для легковых и легких коммерческих автомобилей, которое сейчас становится невыгодным.
Кроме того, по данным например портала «Автовзгляд» десятки частных AГНКС готовятся к закрытию, так как поток клиентов иссякает и газовые заправщики вынуждены ставить свой бизнес на паузу. Как считается, пока до октября.