Выиграют ли китайские марки от ухода из России европейских автопроизводителей?
11 марта 2022
Российский рынок может сократиться на 70% в 2022 году, но доля китайских производителей на нем может возрасти
Александр Климнов, фото Bloomberg
Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (полной массой до 6 т) в России по итогам января–февраля 2022 года составили 206 тыс., показав снижение на 4,3%.
По сравнению с январем–февралем 2022 года значительно выросли продажи новых легковых автомобилей и LCV китайских брендов (+85,8%), благодаря этому доля китайских автомобилей выросла почти на 5% и достигла 9,7% рынка.
В отличие от китайских брендов, продажи автомобилей российских марок сократились на 14,5%, что привело к снижению их доли на рынке почти на 3%.
Как пишет издание Automotive News of China китайские автопроизводители могут извлечь выгоду из российского рынка после того, как мировые бренды прекратят экспорт в страну и окончательно приостановят производство на российских автозаводах в связи с украинским кризисом.
Так, концерны Volkswagen Group, BMW Group, Hyundai Motor и Toyota Motor входят в число автопроизводителей, которые остановили производство на своих российских заводах после того, как западные правительства ввели санкции против РФ после начала ее «спецоперации» на Украине. Другие бренды, включая Porsche и Bentley, прекратили экспорт в Россию.
Китайские автопроизводители, работающие в России, пока умалчивают о том, будут ли они продолжать вести бизнес в сопредельной стране.
Россия стала важным рынком для китайских брендов, включая Haval компании Great Wall, Chery и Geely, главным образом, в сегменте SUV, т.е. кроссоверов и внедорожников.
Старший аналитик банка Bankers Bernstein Юнис Ли, специализирующийся на азиатском автомобильном рынке говорит в своем отчете: «В случае, если санкции США и Европейского союза в отношении России сохранятся в течение длительного периода времени, а американским и европейским автопроизводителям будет фактически запрещено вести бизнес в России, у китайских автопроизводителей появится потенциал расширить свою долю на российском рынке».
Пекин пока еще не вводил санкции против России, что позволяет ее предприятиям продолжать работу.
При этом, например, Geely заявила, что ее операции в России «в основном прекратились» в ее заявлении для издания Automotive News Europe, но не уточнила подробности.
По словам Бернштейна, экспорт автомобилей из Китая в Россию утроился до 122,8 тыс. в 2021 году с 42,7 тыс. в 2020-м.
Компания Great Wall производит автомобили в России на заводе в Тульской области недалеко от Москвы, в то время как у Geely есть завод в пророссийской Беларуси.
Компания Chery ведет переговоры с одним из местных заводов (УАЗом – авт.) о сборке автомобилей в России, сообщила в конце прошлого года российская отраслевая аналитическая компания «Автостат».
По данным Автостата, в прошлом году 18% из 1,67 млн легковых автомобилей, проданных в России, были импортированы, а остальные произведены на месте, включая иностранные бренды.
Так, Haval стал 12-м самым продаваемым брендом в России в 2021 году с 39 126 ед. Согласно данным АЕБ, Chery заняла 13-е место с объемом продаж 37 118 автомобилей, а Geely – 16-е место с объемом продаж 24 587 автомобилей.
По данным АЕБ, в феврале Haval и Chery заняли 10-е и 11-е место среди самых продаваемых брендов соответственно. Geely заняла 13-е место, а престижный бренд Chery Exceed занял 19-е место, опередив Toyota Lexus. Компактный кроссовер Haval Jolion стал 16-й самой продаваемой моделью в стране.
АВТОВАЗ, принадлежащий Renault, лидирует на рынке с брендом LADA местного производства и занял 24% рынка в феврале, показывают данные AEB. Kia заняла второе место с долей 13,8%.
Группа Renault публично не обсуждала свою стратегию в России, втором для нее по величине рынке в мире, но ее перспективы не слишком хороши, поскольку ее производство встает из-за распада логистических цепочек.
Филипп Ушуа сообщил агентству Bloomberg: «Для Renault было бы совершенно законным рассмотреть вопрос о выходе из АВТОВАЗа. Renault может пережить эту потерю, но решение об уходе будет трудным».
Аналитик Jefferies прогнозирует, что производство автомобилей в России упадет на 70% в 2022 году.
P.S. Итак, западные аналитики все же дают российскому рынку и автопрому хоть какой-то шанс в 2022-м, хотя и говорят о кратном сокращении производства и продаж.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка