«Аэрофлот» проявляет повышенный интерес к укороченной версии МС-21 с увеличенной дальностью полета
22 ноября 2025
Сертификацию импортозамещенного МС-21-310РУС планируется завершить до конца 2026 года
Александр Климнов, фото ОАК и People's Daily, China
На авиасалоне Dubai Airshow 2025 глава Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов раскрыл новые детали о будущем российской гражданской авиации (РГА), сделав особый акцент на перспективной укороченной версии МС-21.
Г-н Чемезов отметил, что «Аэрофлот» проявляет повышенный интерес к укороченной версии МС-21, видя в этой версии самолета подходящее решение для своих маршрутных сетей.
Однако разработка такой модификации по словам г-на Чемезова потребует не менее двух лет (плюс еще не меньше лет на сертификацию – авт.).
Укороченная до 33,8 м версия лайнера вместимостью менее 140 пассажиров (условно она должна бы называться «МС-21-200», однако, такая версия была изначально спроектирована под американские двигатели PW1428G – авт.) позволит увеличить дальность полета лайнера, которую у стандартной версии МС-310РУС недавно, напомним, была урезана ОАК с 5,1 до 3,83 тыс. км.
Глава «Ростеха» подчеркивает, что увеличение дальности полета остается актуальным направлением развития линейки МС-21.
Он напомнил, что эволюция характеристик авиалайнера – нормальный процесс в гражданском авиастроении.
Так, например, Boeing 737-100 на старте имел дальность 2,6 тыс. км, однако, уже следующая модель – 737-200, имела дальность полета 3,5 тыс. км. Этот показатель совершенствовался в ходе дальнейшего развития модели.
МС-21 с имеющейся дальностью полета (?) в значительной степени покрывает потребности российских перевозчиков, но лайнер будут дорабатывать.
Работа по этому направлению будет включать совершенствование систем и агрегатов, снижение их массы, а также повышение топливной эффективности двигателей без ущерба для надежности и безопасности.
Глава Росавиации Дмитрий Ядров рассказал журналистам, что завершить сертификацию импортозамещенного самолета МС-21-310РУС планируется в конце 2026 года.
По его словам, отечественный авиалайнер на данный момент совершил только 23 сертификационных полета, тогда как всего их планируется 293.
Кстати, 13 ноября второй импортозамещенный образец среднемагистрального самолета МС-21-310РУС успешно совершил беспосадочный перелет из Иркутска в Жуковский.
Полет длился 6 часов 15 минут и проходил на высоте около 11 000 м со скоростью около 800 км/ч.
Командир экипажа летчик-испытатель Андрей Воропаев рассказал: «Длительный перелет завершен успешно. Самолет отработал на отлично, все системы функционировали без сбоев, расход топлива был в норме, мы приземлились с остатком».
В дальнейшем в летно-испытательном и доводочном комплексе ПАО «Яковлев» в Жуковском специалисты проведут подготовку воздушного судна к сертификационным испытаниям.
После этого самолет присоединится к испытательному парку, где уже работает первый опытный МС-21-310, частично оснащенный российскими системами и агрегатами.
Справка: МС-21-310РУС – импортозамещающая модификация российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-300 вместимостью от 181 до 211 пассажиров, оснащенная отечественными двигателями ПД-14. Изначально самолет МС-21-300 готовился в качестве замены Ту-154 и Ту-204, а также иномарок Boeing 737 и Airbus A320. Главная особенность МС-21-300 – рекордная доля композитных материалов, составляющая 40% от конструкции. Однако замена импортных комплектующих на российские аналоги привела к утяжелению конструкции импортозамещенного самолета МС-310. По уточненным на начало 2025 года данным максимальная взлетная масса импортозамещенного самолета МС-21-310РУС увеличилась на 5,75 т и составила 85 т, а максимальная дальность полета в двухклассной компоновке – 5100 км против 6400 км у МС-21-300 с американскими двигателями PW1400G. Но и эта цифра оказалась не окончательной – недавно ОАК обновила официальные данные: максимальная дальность полета в двухклассной компоновке сократилась до 3830 км.
P.S. На фоне пертурбаций с проектом МС-21 дружественный Китай приступает к активному продвижению на международный рынок собственных авиалайнеров – регионального COMAC С909 (начало коммерческой эксплуатации на внутренних линиях с ноября 2015 года) и среднемагистрального С919 (с мая 2023 года). Так на Dubai Airshow'25 были впервые показаны оба этих самолета, причем С909 в бизнес-версии CBJ.
А еще на этой неделе пришло сообщение о покупке непосредственно компанией COMAC 49-процентного пакета акций национального авиаперевозчика Лаоса (больше не отдало само правительство этой страны) – компании Lao Airlines. Сделка была согласована 10 ноября и сейчас проводится аудит и оценка активов, после чего пакет COMAC будет официально оформлен. Когда лайнер С919 появится в парке этого перевозчика, то он станет первым зарубежным оператором для этой модели самолета. Справка: COMAC C909 (до 2024 года именовался ARJ21) – региональный пассажирский турбовентиляторный самолет для рейсов малой и средней дальности на расстояния от 2225 до 3700 км. Вместимость C909 варьируется от 78 до 97 пассажиров в зависимости от конфигурации салона для обычных аваиаперевозок, а также 20 мест в бизнес-версии С909 CBJ. На ноябрь 2025 года поставлено более 162 самолетов этой серии. Одним из его достаточно многочисленных конкурентов выступает и российский Super Jet NEW с российскими моторами ПД-8, который в 2025 году только начал сертификационные полеты.
Справка: COMAC C919 – узкофюзеляжный пассажирский самолет – прямой конкурент таких сверхпопулярных моделей как Boeing 737X Max и Airbus A320Neo, а также перспективного российского МС-21-310. Лайнер вмещает от 158 до 192 пассажиров и имеет дальность полета 4075–5555 км. На сегодня С919 поставлен внутренним китайским авиаперевозчикам в количестве 26 бортов и задействован более чем на 30 маршрутах.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
ОДК успешно завершило цикл сертификационных испытаний винта АВ-112-114 – ключевой детали отечественного турбовинтового двигателя ТВ7-117СТ-01 для самолета Ил-114-300