Франко-японский Альянс хочет перераспределят обязанности вместо полного слияния
Александр Климнов, фото europe.autonews.com
Компании Renault и Nissan отложили планы по полному слиянию, которое затевал бывший лидер Альянса Карлос Гон (кстати, японская фемида добивается выдачи людей, помогших ему бежать в Ливан в начале этого года – авт.), и вместо этого реконструируют свой проблемный альянс, чтобы попытаться оправиться после пандемии коронавируса, сообщили Reuters пять высокопоставленных источников из альянса.
Компания Nissan Motor долгое время сопротивлялась предложениям французского Renault о полномасштабном слиянии, так как руководители японского производителя чувствовали, что французский партнер не полностью выплачивает свою долю за конструкторские работы, которые он проводил в Японии, что посеяло настолько серьезные раздоры, что некоторые наблюдатели даже опасались, что они могут разрушить сам альянс.
Теперь, когда автопроизводители по всему миру переживают кризис из-за пандемии коронавируса, партнеры планируют перестроить франко-японский альянс, который в значительной степени так и не смог преобразовать свой глобальный масштаб в конкурентное преимущество помимо совместной закупки комплектующих.
Обе конфликтующие компании объявят свои среднесрочные планы реструктуризации на этой неделе, что должно будет послужить мирным договором, призванным разрешить давнюю напряженность внутри Альянса, сообщили Reuters пять человек, знакомых с планами коренной перестройки союза.
Один высокопоставленный источник в Nissan сказал: «После дождя земля твердеет», сославшись на популярную японскую пословицу, которая означает, что отношения становятся крепче после периода длительной борьбы.
Все пять источников в альянсе, в который также входит компания Mitsubishi Motors, отказались от комментариев, сославшись, что не уполномочены общаться со СМИ.
Компании Nissan и Renault планируют существенную реструктуризацию и сокращение затрат, которые могут уничтожить десятки тысяч рабочих мест. Японская компания объявит о своих планах 28 мая, а план ее французского партнера, вероятно, последует на следующий день.
Перед этим 27 мая компании Mitsubishi, Nissan и Renault проведут совместную пресс-конференцию, на которой они должны изложить философию своего нового подхода «лидер-ведомый» применительно к Альянсу.
Источники сообщают, что все три компании вряд ли раскроют много деталей соглашения на мероприятиях, намеченных на эту неделю. И особенно о том как именно новый подход будет использоваться для распределения затрат, так как компании все еще работают над своими собственными проектами.
Тем не менее, по словам источников, кризис в Renault и Nissan ускорил усилия по разрешению разногласий, которые блокировали сотрудничество и совместное участие в разработке технологий и продуктов в течение последних пяти лет.
Пока Renault, Nissan и Mitsubishi отказываются официально комментировать новые планы Альянса.
Партнерство внутри Альянса
Концерн Renault-Nissan неуклонно наращивал объемы производства, впервые произведя более 10 миллионов автомобилей в 2017 году, т.е. за первый полный год после присоединения (по сути насильственному – авт.) к альянсу Mitsubishi.
Однако партнерство осложняли постоянные споры по поводу распределения затрат на НИОКР и запуск в серию новых моделей автомобилей, что испортило отношения между компаниями и стали тормозом на пути планов создания унитарного концерна.
Так, руководители Nissan считают, что их инженеры значительно более продуктивны, чем их коллеги из Renault, и то, как французский автопроизводитель предложил объединить технологии и разработку продуктов, не учитывало интеллектуальную собственность Nissan, утверждают три источника из японской компании.
В январе один из инсайдеров Reuters сказал: «Инженеры Nissan в среднем выдали на 40% больше, чем их коллеги из Renault, за то время, которое было потрачено на разработки».
Бывший глава Альянса Карлос Гон после его ареста в конце 2018 года в Токио по обвинению в финансовых злоупотреблениях заявил, что его задержание было частью заговора руководителей Nissan с целью свалить его для блокировки любого слияния компаний.
Ранее в этом году отношения между Nissan и Renault выглядели натянутыми до такой степени, что казалось, что длившийся 21 год Альянс оказался под угрозой краха. Тем не менее, кажется, что теперь выработаны общие планы по реструктуризации, чтобы учесть те интересы, которые источники описали как более справедливый способ обмена технологиями и ресурсами, при сохранении отличительных черт брендов Альянса.
По словам источников Reuters, главный операционный директор Nissan Ашвани Гупта и председатель Renault Жан-Доминик Сенар выступили ключевыми фигурами нового подхода, который они называют системой «лидер-ведомый».
План состоит в том, чтобы одна компания возглавила разработку нового (читай электрического – авт.) типа транспортного средства и технологий, а другая, согласно плану Гупты – взяла на себя возрождение бизнеса коммерческих автомобилей Renault, а также занялась оживлением дел в Nissan.
Во времена, когда Ашвани Гупта руководил бизнесом Renault, его парнер Nissan использовал французские платформы в качестве основы для своих легких развозных фургонов (для европейского рынка – авт.), а Nissan, в свою очередь, предоставлял Renault платформы для производства пикапов.
Nissan может стать лидером на рынке внедорожников в Европе
Испытание нового подхода к Альянсу может пройти в нескольких регионах по всему миру, например, им будет совместная работа Renault и Nissan в Европе и, возможно, в Южной Америке, а также между Nissan и Mitsubishi в Юго-Восточной Азии и Японии.
Согласно новым рабочим отношениям, Nissan может стать «лидером» в сегменте SUV в Европе, работая в качестве «ведомого» в сегменте коммерческих фургонов и ситикаров, используя бейджинжиниринг моделей, производства Renault, сообщили источники.
Они утверждают, что особое значение придается заводу Nissan в английском Сандерленде.
Так, Renault и Nissan планируют превратить данный завод, на котором производят кроссоверы Nissan Qashqai и Juke, в главный центр по выпуску SUV, включая их двойников Renault Kadjar и Captur. Источники сообщили, что компании работают над такими планами, хотя пока и не ясно, когда именно будет принято окончательное решение.
По словам одного из источников, вопрос о том, можно ли рентабельно производить автомобили Renault на английском заводе, неясен, особенно учитывая неопределенность в отношении тарифов по мере осуществления Великобританией выхода из ЕС.
Источник указал: «Это должна быть чисто экономическая сделка, но, скорее всего, она окажется и политическим решением».
На Филиппинах Mitsubishi, вероятно, сможет стать OEM-производителем автомобилей для Nissan, так как у него там уже имеется завод. Одновременно эти два производителя продолжат расширять сотрудничество на своем японском рынке микровэнов K-класса, который составляет около половины рынка легковых автомобилей в стране Восходящего солнца.
Последние усилия по спасению Альянса Renault-Nissan предпринимаются во времена возродившегося антиглобалистского экономического национализма и протекционизма, которые представляют реальную опасность для партнерства.
Впрочем на данный момент, новый подход означает, что обе компании отодвинут на второй план любое обсуждение полного слияния, сообщают источники. На сегодня Groupe Renault владеет 43,4% блокирующего пакета акций Nissan Motor, который, в свою очередь владеет 15% простых акций французского автопроизводителя, т.е. без права голоса.
Один из высокопоставленных источников в Альянсе сказал: «Будет ли в будущем возобновлен разговор о слиянии? Никто не знает. Все должны быть готовы к этому. Но, насколько я знаю, его больше не будируют, но эта перспектива сегодня полностью скрыта от нас».
P.S. Для Российских автомобилистов гораздо большее значение имеет перспектива выполнения Альянсом СПИКа стоимостью 70 млрд рублей, согласно, которому в нашей стране в среднесрочной перспективе кроме Renault и Nissan/Infiniti должны сохраниться бюджетные бренды LADA и Datsun со своими собственными модельными рядами, а на более дальнюю перспективу должно быть освоено и производство электромобилей. P.P.S. Стало известно, что Альянс распределил «зоны лидирования» на планете в таком ключе: Nissan Motor Co. будет «эталонным лидером» на рынках Китая, Северной Америки и Японии, тогда как Groupe Renault будет «лидером» в Европе, России, Южной Америке и Северной Африке, соответственно, Mitsubishi Motors достанутся страны АСЕАН и Океании.
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек