«Автотор» и BMW договорились об углубленном сотрудничестве до 2028 года
11 февраля 2022
BMW продолжит CKD-сборку своих моделей в Калининграде даже без компенсации утильсбора
Александр Климнов, фото производителя
Компании «Автотор» и BMW договорились об развитии и углублении локализации и продолжении выпуска машин на калининградской площадке до 2028 года, так как действующий договор истекает в конце марта 2022 года.
Генеральный директор BMWGroup Россия Ирина Шрамко и гендиректор АО «Автотор» Руслан Садыков подписали довогор о сотрудничестве своих компаний до 2028 года
Переговоры заняли около трех лет, но во втором полугодии 2021 года баварский концерн не смог получить компенсации утильсбора за собираемые на «Автоторе» автомобили, что сильно ударило по финансовой стороне проекта.
На сегодня компания приступает к сварке и окраске моделей BMW X5, X6, X7, а также 5-й серии, которая не производилась с весны (т.е. с середины весны 2021 года на «Автоторе» выпускались только первые три модели). Впрочем, это не даст ей доступа к большому объему господдержки, но для BMW важнее обеспечить стабильные поставки российским клиентам.
Основатель завода Владимир Щербаков в интервью «Ъ» уточнил, что еще до июля 2021 года компания могла продолжать проект с BMW «на прежних условиях» сборки. А вот после этого срока собираемые на площадке «Автотора» автомобили должны были перейти на режим сварки и окраски (CKD), но этого так и не случилось.
Компании достигли согласия по продолжению совместной работы еще осенью, однако, они ждали изменений в специнвестконтракте (СПИК) «Автотора».
Гендиректор BMW Group Россия Ирина Шрамко отметила: «Продолжение сотрудничества и расширение производства на мощностях нашего российского партнера позволит обеспечить стабильные поставки клиентам наиболее востребованных моделей на фоне растущего спроса на автомобили BMW в России».
В октябре «Автотор» завершил строительство нового корпуса для сборки автомобилей BMW и в здании проходили внутренние монтажно-отделочные работы.
Строительство отдельного корпуса понадобилось потому что на основной площадке уже не было места для развертывания линий по сварке и окраске.
Справка: BMW по итогам 2021 года (по данным АЕБ) вошла в Топ-10 самых продаваемых марок автомобилей, нарастив продажи на 10%, до 46,8 тыс. машин.
Доля марки на рынке составила 2,8% (без учета бренда Mini), что больше, чем у Mercedes-Benz с его 2,6%, который уже несколько лет осуществляет сварку и окраску на своем заводе в подмосковном Солнечногорске.
Г-жа Шрамко говорит, что: «Дальнейшее развитие локального производства с учетом ключевых требований госрегулирования российской автомобильной промышленности укрепит позиции для долгосрочного присутствия нашей компании на рынке».
В начале 2022 года Ирина Шрамко заявляла СМИ, что локальное производство необходимо баварскому концерну в том числе из-за невозможности наращивать квоты поставок с площадок за рубежом.
Гендиректор АО «Автотор» Руслан Садыков сообщил, что рад тому что: «давний партнер принял решение о продолжении сотрудничества». Это, по его словам, внесет вклад в «широкомасштабную» инвестпрограмму калининградского автозавода в рамках подписанного недавно дополнительного соглашения к СПИК.
В «Автоторе» уточняют, что согласно допсоглашению, подписанному в декабре 2021 года, они обеспечивают «реализацию инвестиционных проектов, направленных на повышение локализации производства колесных транспортных средств, сырья и материалов, импортозамещение, повышение конкурентоспособности продукции российского производства». Впрочем, в ГИСП факт внесения изменений все еще не отразился.
В «Автоторе» сообщают, что объем инвестиций в проект составляет не менее 32 млрд руб., однако, фактически допсоглашение предполагает увеличение объема на 20 млрд руб. с изначально заявленных, так как эта сумма помимо основного проекта с BMW также включает собственное производство электромобилей.
Сварка и окраска дают лишь ~900 баллов по 719-му постановлению о локализации, чего недостаточно для доступа к существенному объему госкомпенсаций утильсбора. Тем не менее, производство на калининградской площадке дает BMW определенные преференции. Так, «Автотор» дает доступ к компенсациям таможенных пошлин на товары. До 2020 года «Автотору» компенсировалось 100% пошлин, но с 1 января 2020 года размер компенсаций начинает ежегодно снижаться на 5% и должен обнулиться к 2031 году.
P.S. Сборочные площадки иностранных производителей в России крайне зависимы от законодательных изменений и конъюнктуры рынка. Так, мы уже были свидетелями ухода из РФ концернов GM и Ford Motor (последний, впрочем, успешно действует в рамках СП «СОЛЛЕРС Форд», выпуская LCV серии Transit).
P.P.S. Проблемы BMW, кстати, показывают, что Mercedes успешно «заскочил на последнюю ступеньку уходившего поезда» промсборки.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек