Китай выступает за запрет чисто электрических выдвижных ручек из-за их опасности при ДТП
25 сентября 2025
В КНР готовится проект техтребований, который фактически вводит запрет на чисто электрические ручки дверей на всех авто
Александр Климнов, фото производителей
Электромобиль Tesla Model S, который принес в автоиндустрию моду на выдвижные наружные ручки дверей, дебютировал еще в 2012 году.
В результате дверные ручки такой конструкции за последние годы весьма быстро стали символом инноваций и модным атрибутом современных машин со всеми типами силовых установок.
Естественно, что такие дверные ручки особенно «зашли» у китайских автопроизводителей подвинутых на инновациях и стали фактически стандартом даже на массовых моделях.
Но дело в том, что каждая медаль имеет свою оборотную сторону – оказалось, что такая продвинутая конструкция ручек дверей несет и ощутимые неудобства и даже больше: кроме трудностей с открыванием в зимних условиях, они, что еще хуже, оказались попросту опасными при авариях.
Критические сбои в системе безопасности: в случае несчастных случаев, связанных с отключением электроэнергии или пожаром, электрические дверные ручки (как внешние, так и внутренние) могут выйти из строя, что серьезно затруднит спасательные работы и эвакуацию пассажиров.
• В 2024 году в Чанчуне произошел инцидент с «замерзшей дверью» пассажиры NEV оказались в ловушке из-за замерзшего двигателя ручки, пропустив критически важное время для спасения.
• Во время сезона сильных дождей в провинции Гуандун в 2024 году во многих автомобилях с электрическими дверными ручками произошло короткое замыкание, что не позволило открыть двери и вынудило пассажиров разбивать окна, чтобы спастись.
• Краш-тесты China Insurance Automotive Safety Index (C-IASI) показали, что автомобили с электронными дверными ручками достигли только 67% успеха при боковых столкновениях, что резко контрастирует с 98% успеха механических ручек.
• Национальная система углубленного расследования несчастных случаев (NAIS) сообщила о 47% увеличении числа несчастных случаев, вызванных поломками дверных ручек, в 2024 году, причем на скрытые ручки приходится ошеломляющие 82% этих инцидентов.
• Ассоциация потребителей отметила рост на 132% в годовом исчислении жалоб на защемление детских пальцев скрытыми дверными ручками в 2024 году, включая крайние случаи переломов костей.
В итоге на проблему обратили внимание сертификационные и регуляторные органы Китая – MIIT (осуществил всестороннее исследование конфигураций дверных ручек более чем 230 моделей автомобилей и провел валидационные испытания более чем 20 моделей) и CATARC (провел обширные исследования с участием более 20 компаний и 63 моделей автомобилей).
Обсуждение «ручечной» темы велось еще с начала сентября, а сейчас регуляторы подготовили и опубликовали проект обязательных технических требований к безопасности автомобильных дверных ручек.
Документ уже находится на стадии публичных слушаний, а все заинтересованные лица могут оставить отзывы и предложения до 22 ноября.
Проект нового стандарта вводит обязательную для всех внешних дверей автомобиля (кроме багажной) функцию механического открывания рукояток.
При аварии неповрежденные двери должны свободно открываться без использования дополнительных инструментов.
Также внешние дверные ручки должны иметь достаточные размеры для ручного открывания, т.е. не менее 60х20х25 мм.
Имеются требования и для внутренних ручек, которые должны будут предполагать возможность механической разблокировки замков, причем тоже без дополнительных инструментов.
При наличии же электронных замков – они обязательно должны быть продублированы механической ручкой.
Кроме того, внутренние ручки должны быть отчетливо видимыми и установлены на расстоянии не более 300 мм от кромок дверей.
Регламент еще не утвержден, но вероятность принятия весьма высока.
При его введении автомобильную индустрию, очевидно, ожидает массовый возврат к традиционным дверным ручкам.
И речь идет не только о Поднебесной, ведь и все иностранные автопроизводители, желающие и далее оставаться на важнейшем в мире национальном рынке, тоже будут поставлены перед необходимостью подстраивания под местное законодательство.
Например, главный дизайнер бренда Tesla, который и задал моду на выдвижные ручки, недавно уже пообещал внедрить возможность механического открывания дверей. P.S. Отечественных автовладельцев, судя по блогам, больше волнуют не сами ручки, а обмерзание зимой (при резких похолоданиях) дверных проемов в целом, что иногда часами не дает возможность владельцам проникнуть в салон своих авто… Ну, а возврат механических разблокировок замков также должны горячо приветствовать работники МЧС и медики, ведь чем быстрее пострадавшие в ДТП будут доставлены в больницы – тем выше вероятность их выживания. Так что мода – модой, но требования безопасности выше эстетики.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
УАЗ совместно с НАМИ запустил выпуск российской АБС, приступает производству двигателя ZMZ Pro и ввел в строй линию по изготовлению рам для пикапов Sollers