Mercedes и Volkswagen вынуждены скорректировать амбициозные планы по электрификации
22 ноября 2022
Планы немецких автопроизводителей по внедрению электромобилей начинают пробуксовывать из-за проблем с разработкой софта
Александр Климнов, фото производителей
Попытка немецкой автомобильной промышленности отобрать у американской компании Tesla Inc. корону лидера электрификации мирового автопрома на этой неделе была фактически отбита из-за неудач концернов Volkswagen и Mercedes-Benz.
Выход топовой модели VW Trinity на платформе SSP задерживается на два года, в частности, из-за проблем с разработкой софта
По словам инсайдера Automotive News of Europe, знакомого с ситуацией, VW планирует отложить свой ключевой проект по запуску флагманского электромобиля Trinity как минимум на два года после того как возникли проблемы с программным обеспечением.
Mercedes-Benz вынужденно снизил цены на свой флагманский электромобиль EQS в Китае на ~$33 000 из-за неправильной оценки рынка
Данные факты стали тревожным сигналом для отрасли, которая вкладывает беспрецедентные средства в электрификацию, т.е. переход на электромобили (BEV), да еще и при амбициозных сроках их внедрения. В то время как автопроизводители во всем мире столкнулись с огромными издержками отказа от автомобилей с ДВС (ICE), ставки оказались наиболее высоки именно для немецких производителей, привыкших к премиальным ценам, основанным на передовых технологиях и роскошных комплектациях, выпускаемых ими легковых моделей.
Аналитик из Bloomberg Intelligence Майкл Дин сказал: «Немецкие автопроизводители объявили о смелых планах по электрификации и заявляют, что лидируют в этом процессе, что пока что реально не подстверждается. Так, что им предстоит еще пройти долгий путь».
После многих лет неудачных попыток вытеснить Tesla Inc. и амбициозных китайских «выскочек», готовящих свои собственные планы по выпуску все большей номенклатуры электромобилей, немецкие автопроизводители ускоряются с тем чтобы выиграть гонку в сегменте электромобилей, отойдя от прежней практики внесения постепенных усовершенствований в конструкцию своих ICE, которые на протяжении десятилетий доминировали на мировом рынке.
Так, компании BMW Group, Mercedes-Benz AG и Volkswagen Group вкладывают более 100 миллиардов евро в расширение производства принципиально новых технологических платформ, аккумуляторных заводов и программного обеспечения для выпуска электромобилей нового поколения. Их руководство надеется, что эти усилия приведут к увеличению дальности пробега, а также к новым цифровым продуктам (в том числе в виде «интернета вещей» – авт.), которые смогут задействовать новые источники дохода и позволят опередить иностранных конкурентов.
Генеральный руководитель автомобильного подразделения консалтинговой фирмы Accenture Аксель Шмидт сказал: «С точки зрения машинной части я не сомневаюсь, что они могут делать превосходные автомобили, но сможет ли производитель продукции со 120-летней историей справиться со сложностями разработки программного обеспечения необходимого качества? Я в этом не уверен».
VW может быть вынужден инвестировать больше в свою платформу MEB, которая лежит в основе электромобилей ID, например, таких как электрокроссовер ID4
Последние события показывают как VW Group вынужден пересматривать стратегии, продвигавшиеся бывшим CEO Гербертом Диссом, которого после ряда крупных профессиональных неудач, в сентябре сменил глава Porsche Оливер Блюм.
Для Mercedes-Benz неудача с его премиальной моделью электромобиля в Китае стала «холодным душем», поскольку уже с 2030 года эта компания планирует перейти исключительно на выпуск BEV, переключая свой инвестиционный портфель исключительно на этот наиболее перспективный рынок.
Для VW Group последствия нынешних неудач с электромобилями также могут иметь далеко идущие последствия. Если перенос проекта топового электромобиля Trinity после первоначальной даты запуска в 2026 году, все же будет подтвержден, то автопроизводитель сможет также отказаться и от планов строительства в Германии завода стоимостью 2 млрд евро. Но это также будет означать, что бренд Volkswagen потеряет шанс сократить свой технологический разрыв с Tesla Inc., особенно в отношении технологий автоматического (беспилотного) вождения.
Проект Audi Artemis, который должен конкурировать с Tesla Model S, отодвигается до 2027 года из-за проблем у софтового подразделения Cariad
Задержка проекта Trinity на платформе SSP (Scalable Systems Platform) связана с официально подтвержденными трудностями в подразделении VW по разработке программного обеспечения Cariad. Эта дочерняя компания столкнулась с технологическими сбоями и неэффективным управлением, которые уже отодвинули на три года – до 2027-го, выпуск роскошного электромобиля Audi Artemis – ответа премиальной полноразмерной Tesla Model S.
Майкл Дин, который еще в июне говорил, что VW находится в «хорошей форме» и нацелен бросить вызов Tesla в 2024 году, теперь считает, что: «Блюм явно пересматривает всю стратегию BEV и программного обеспечения, и поэтому теперь только 2026 год станет самым ранним, когда VW сможет бросить реальный вызов Tesla, причем, с оговоркой об отсутствии дальнейших задержек с разработкой платформы и программного обеспечения».
Любая задержка проекта Trinity (кросс-брендовая платформа SSP – авт.) будет означать для VW необходимость наращивать инвестиции в свою нынешнюю платформу MEB, которая стала основой для серии электромобилей ID. Репутация этой серии электромобилей оказалась подмочена многочисленными проблемами с софтом, включая такой громкий дефект как внезапные торможения из-за глюков системы слежения за движением и зависания дисплеев на панели приборов.
Теперь Cariad сосредоточится на доработке новой архитектуры программного обеспечения для моделей премиум-класса от Porsche и Audi, но отложит кросс-брендовую платформу SSP, которая должна была поддержать проект Trinity и предоставить возможности автономного вождения 2-го, а опционально и 4-го, уровня автономности.
Доля немецких автопроизводителей на мировом рынке электромобилей
Берлинский аналитик автомобильной промышленности Матиас Шмидт не без сарказма отметил: «Похоже, что в последнее время немцы немного спотыкаются. Врожденный перфекционизм может стать их злейшим врагом и, вероятно, может замедлять работу в быстро меняющемся мире электромобилей».
Напомним, что бренд Volkswagen планирует полностью отказаться от производства ICE в Европе к 2033 году, что стало более ранней датой, чем ранее декларируемые сроки.
Глава бренда Volkswagen Томас Шефер пообещал нынешним летом, что его компания полностью перейдет на электромобили в Европе с 2033 года, вместо ранее заявляемого 2035 года.
Так, Шефер заявил, что головное подразделение концерна Volkswagen Group выпустит 10 новых электромобилей к 2026 году, включая модель начального уровня, которую автопроизводитель хочет продавать по цене менее 25 000 евро ($25 161).
Рендер предполагаемой дешевой модели VW ID.1 или ID.2
По его словам, у бюджетного («начального») электромобиля будет две версии – хэтчбек и кроссовер. Ожидается, что данные электромобили получат названия ID1 и ID2 (не исключено, что он будет называться и ID.Golf – авт.).
Шефер также сообщил, что в следующем году автопроизводитель проведет фейслифтинг своего компактного электрохэтчбека ID3 – первого электромобиля нового поколения (т.е. полностью оригинальной модели BEV IV типа – авт.).
Первый оригинальный (а не конвертированный) электромобиль VW ID.3 будет модернизирован не только ради моды, но и с целью повышения надежности работы электроники
По его словам, модернизированный ID.3 сделает «значительный и заметный скачок вперед с точки зрения качества сборки, материалов и стабильности электронных систем».
По словам Шефера, VW также интенсивно работает над кроссоверной версией ID.3.
Шефер сказал также, что бренд Volkswagen сместит производственный акцент с выпуска единственной модели на заводе на «платформенное мышление», которое использует один и тот же базовый дизайн для разных моделей, чтобы обеспечить экономию за счет масштаба выпуска.
По его словам, размещение производства на одном заводе не только моделей одной марки, но даже и разных брендов экономит средства: «У нас исторически сложилось много перерасхода в производственной системе, которую мы можем ликвидировать».
Шефер объявил, что в ближайшее десятилетие массовые бренды концерна VW Group сократят количество предлагаемых платформ и моделей, чтобы сосредоточиться на наиболее востребованных из них с целью увеличения прибыли для всех массовых брендов – Volkswagen, Seat, Skoda и коммерческих автомобилей VW – до 8% к 2025 году.
Он подчеркнул: «Делать меньше, но лучше».
По словам Шефера, улучшение и стандартизация химического состава и формата аккумуляторных батарей станут ключом к достижению этой цели, а также к масштабному производству.
Г-н Шефер заявил, что «Единственная компания, которая на данный момент может масштабироваться на этой территории – это мы. Данное направление выступает четким полнообъемным трендом для всех брендов компании».
P.S. Итак, даже такие безусловные авторитеты в мировом автопроме как немецкие концерны «Мерседес-Бенц» и «Фольксваген» споткнулись на маркетинге и технологических проблемах с комплектующими и софтом при переходе к массовому производству электромобилей. К тому же сейчас обострился мировой дефицит лития, так что битва за пальму первенства в сегменте BEV с учетом прогресса китайских производителей (среди которых сверхбыстро развиваются как уже солидные фирмы, так и целый сонм стартапов), при сохраняющемся лидировании все той же Tesla, будет только усиливаться.
P.P.S. Кстати, в Москве сегодня прошел форум «IT-Революция в автобизнесе – 2022», организованный агентством «АВТОСТАТ», в рамках которого также прошла выставка электромобилей тех брендов, которые сейчас на слуху. Подробности вскоре последуют.