На «Симбирском автобусном заводе» в Ульяновске запускается серийное производство нового низкопольного мидибуса СИМАЗ-4282
12 ноября 2025
Заемщик ФРП запускает в Ульяновске серийное производство новых низкопольных мидибусов модели СИМАЗ-4282
Александр Климнов, фото автора и производителя
«Симбирский автобусный завод» (СИМАЗ) приступил в Ульяновске к серийному производству новой низкопольной модели автобуса среднего класса (мидибуса) СИМАЗ-4282 сразу в двух модификациях по длине и вместимости.
После выхода на проектную мощность предприятие сможет выпускать до 1500 городских и туристических автобусов в год.
Инвестиции в модернизацию производства превысили 750 млн рублей, из которых 101 млн рублей в виде льготного займа по специальной программе «Автокомпоненты» предоставил федеральный Фонд развития промышленности (ФРП).
Низкопольный мидибус СИМАЗ-4282 оборудован газовым рядным четырехцилиндровым 5-литровым двигателем Weichai WP5NG200E51 (200 л.с., 665 Н·м)
экологического класса Евро-5 с интеллектуальной катушкой зажигания, использующим в качестве топлива компримированный природный газ (КПГ), хранящийся на борту в баллонах под давлением более 200 атмосфер, обеспечивающими запас хода на одной заправке газом составляет более 400 км.
Предусмотрена также модификация на сжиженном метане (СПГ).
Кстати, при использовании заднего моста с малым передаточным отношением расход топлива автомобиля снижается еще на 2–3 м3 на 100 км пробега.
Новинка также оснащена электрическим ретардером, добавляющим плавность хода и экономящем тормоза (кстати, дисковые на всех колесах, естественно с ABS), и 6-ступенчатой автоматической коробкой передач Allison.
Модификации СИМАЗ-4282-10 среднего и большого классов длиной 9,5 и 10,1 метра (колесная база 4,47 или 5,07 м соответственно)
различаются также размерами накопительной площадки в средней части кузова при сопоставимой заявленной пассажировместимости.
Так, новые мидибусы, соответствующие программе «Доступная среда», вмещают 67 или 72 пассажира, из которых 25 или 30+2 могут разместиться на антивандальных сиденьях (двое на откидных местах).
Генеральный директор ООО «СИМАЗ» Андрей Лукьянов рассказал: «Расширение производственных мощностей стало возможным благодаря Фонду развития промышленности, а новая модель – это заслуга инженеров предприятия. Автобусы SIMAZ соответствуют всем мировым требованиям к современному пассажирскому транспорту, в том числе к экологичности, безопасности, цифровизации и комфорту пассажиров. Кроме того, для эксплуатантов ульяновский автобус имеет самую выгодную стоимость владения в своем сегменте за счет низких эксплуатационных затрат и ресурса основных узлов и агрегатов автобуса до 1 000 000 км».
Вся продуктовая линейка «СИМАЗ», включая новую модель СИМАЗ-4282, внесена в Реестр промышленной продукции, произведенной на территории России: автобусы подходят для государственных и муниципальных закупок, а также участвуют в государственных программах поддержки автомобильной промышленности.
Среди потенциальных покупателей новинки значатся государственные, муниципальные и частные автобусные предприятия, а также крупные производственные компании с собственными автопарками.
На предприятии полностью локализованы изготовление кузовов, остекления, элементов экстерьера и интерьера, электрооборудования, цифровой комбинации приборов, блока управления кузовной электроникой и системами автобуса, транспортной телематики и т.д.
Среди поставщиков комплектующих для ульяновских автобусов есть и другие заемщики ФРП – НПО «Ростар» (задняя пневмоподвеска), НПП «ИТЭЛМА» (система «Эра-Глонасс»), «РИАТ» (водительские сиденья на пневмоподвеске), «Сибеко» (пассажирские сиденья).
Для серийного выпуска новых автобусов на предприятии запущена новая производственная линия и новый окрасочный комплекс.
Для локализации производства кузовов автобусов компания с привлечением займа ФРП приобрела более 30 единиц технологического оборудования, в числе которого роботизированный сварочный комплекс, установка лазерной резки и станок лазерной сварки и т.д.
На предприятии установлена система контроля геометрии кузова – это комплекс измерительного оборудования, позволяющий обнаружить мельчайшие отклонения геометрии и дефекты кузовной конструкции автомобиля.
Система самостоятельно проводит диагностику и проверку геометрических параметров, совмещает полученные данные с эталонными, обнаруживая отклонения.
Справка: в июле 2017 года, при поддержке правительства Ульяновской области, между российской и японской сторонами подписан меморандум о намерениях по производству автобусов в городе Ульяновске на базе японского шасси Isuzu NPR82. Накопленный опыт по производству как коммерческой техники, так и автобусостроения, широкая техническая база и профессиональная команда специалистов из разных отраслей, в том числе отрасли пассажирских перевозок, дала старт производству новых автобусов под брендом SIMAZ.
Цель проекта – создание современного и качественного продукта в сегменте пассажирских перевозок, удовлетворяющий запросы как перевозчиков, так и пассажиров.
Напомним, что в конце 2024 года на предприятии было перезапущено производство модернизированных автобусов серии СИМАЗ-2258 среднего класса на шасси Dongfeng с передним расположением двигателя в городском и пригородном (категория М3 классы 1 и 2), а также в междугородной (М3 класс 3) модификациях, использующих как дизельное, так и газомоторное топливо (КПГ).
Автобусы СИМАЗ соответствуют Федеральной программе «Доступная Среда», собираются из российских комплектующих и являются российским продуктом, что подтверждается актами экспертизы Торгово Промышленной Палаты, и соответствуют требованиям, предусмотренными постановлениями Правительства РФ №719 от 17 июля и №656 от 14 июля 2014 г. В соответствии с этим, автобусы СИМАЗ подходят для целей осуществления закупок и обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также участвуют в государственных программах поддержки автомобильной промышленности Минпромторга РФ.
Справка: Фонд развития промышленности (ФРП) создан в 2014 году для модернизации российской промышленности, организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Программы ФРП позволяют российским предприятиям получить доступ к льготному заемному финансированию, необходимому для запуска производств уникальных отечественных продуктов, а также аналогов передовых международных разработок.
ФРП предоставляет займы под 3% и 5% годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 2 млрд рублей, стимулируя приток прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
Программа Фонда «Комплектующие изделия» призвана повысить уровень локализации производства конечной российской продукции, программа «Автокомпоненты» – помочь выпускать компонентную базу для автомобильной, сельскохозяйственной и другой техники, а программа «Лизинг» – обеспечить финансирование части аванса на приобретение оборудования, программа «Производительность труда» дает возможность реализовать меры по повышению производительности на предприятии, а программа «Маркировка товаров» – установить оборудование для прослеживаемости продукции.
В ФРП работает Консультационный центр, который в ежедневном режиме помогает предприятиям выбрать программу Фонда, способы участия в конкурсах господдержки, в т.ч. на заключение Специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и на компенсацию процентной ставки по инвесткредитам.
P.S. Впервые мидибус СИМАЗ-4282 как и малый СИМАЗ-2258 были показаны на столичной выставке Comtrans&Urbantrans в конце 2024 года и получили тогда положительные отзывы специалистов и потенциальных клиентов.
Однако стоит учитывать, что на нашем рынке в сегменте газомоторных мидибусов также работают марки КАМАЗ (НефАЗ), Volgabus, LOTOS, а также Группа ГАЗ (ПАЗ, КАвЗ и ЛиАЗ), так что дилерам завода СИМАЗ придется здорово покрутиться, чтобы успешно реализовывать достаточно крупную программу выпуска по 1,5 тысячи машин в год.
Пока же по данным ООО «Автостат Инфо» за 10 месяцев 2025 года регистрации новых автобусов СИМАЗ-2258 составили 118 ед. (–41% к аналогичному периоду 2024-го), впрочем, непосредственно в октябре они подскочили в 3,6 раза – до 54 машин, так что новое производство определенно набирает темп.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.
Карлос Таварес предрекает распад концерна Stellantis, выход Tesla из автомобильного бизнеса и вообще полный переформат европейского и мирового автопрома под руководством азиатских брендов