Перезапуск калужского автомобильного кластера – реальность или фикция?

Перезапуск калужского автомобильного кластера – реальность или фикция?

11 сентября 2023


Пока что автозаводы в калужском индустриальном парке «Грабово» выйти на сборку комплектных автомобилей не в состоянии


автор

Александр Климнов, фото agr.auto, rally36.ru, rg.ru



О перезагрузке предприятий калужского автопрома заявил недавно глава региона Владислав Шапша на заседании правительства области, подводя итоги первого полугодия.

Губернатор сообщил: «В центре внимания – автомобильная отрасль. Здесь тоже есть положительные подвижки. Рассчитываю, что нам удастся до конца года перезапустить работу предприятий и существенно улучшить самочувствие отрасли».

Ну, а глава Минпрoмторга РФ вице-премьер Денис Мантуров в кулуарах форума «Армия-2023», отвечая на вопрос о сроках запуска производства машин на предприятии сообщил журналистам, что «В частности, в ближайшие полгода может возобновиться производство на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. Думаю, что до конца года это может произойти».
1667516770.gif
Напомним, что ООО «Фольксваген Груп Рус» остановило производство на своих заводах в России в марте прошлого года. Производственная мощность автозавода, расположенного в индустриальном парке «Грабцево» в Калуге составляет 225 тысяч автомобилей в год. Здесь выпускали недорогие модели Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid. Кроме того немецкий концерн построил в Калуге завод по выпуску 1,6-литровых бензиновых двигателей годовой мощностью 150 тысяч ед.

В апреле этого года правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций разрешила продажу калужского завода ООО «Фольксваген Груп Рус». В это же время появилась информация, что на его конвейерах будут выпускать автомобили китайского автоконцерна Chery. В правительстве региона эту информацию не прокомментировали.

В мае текущего года германский автопроизводитель завершил процесс продажи своих российских активов отечественному инвестору ООО «Арт финанс», связанному с президентом дилера «Авилон» Андреем Павловичем. Продажа оформлена без возможности обратного выкупа, стоимость активов Volkswagen Group в России составляет 125 млн евро. Тогда же было объявлено о кадровых изменениях в руководстве ООО «Фольксваген Груп Рус»: генеральным директором компании стал Артем Курсаков, ранее занимавший должность руководителя департамента стратегии и внешних связей.

О смене названия ООО «Фольксваген Груп Рус» было объявлено 21 июня – компания стала называться ООО «АГР» (AGR Automotive Group). На официальном сайте «АГР» указано, что: «После переименования компания продолжит свою деятельность на российском рынке, а также проведет полномасштабный ребрендинг. Смена названия стала первым шагом в рамках трансформации и перезапуска бизнеса после перехода активов новому собственнику. В мае концерн Volkswagen передал все свои доли в ООО «Фольксваген Груп Рус» и его локальных дочерних компаниях ООО «Арт-Финанс».
Zastavka.gif
В числе активов «АГР» названы завод по производству автомобилей и завод по производству двигателей в Калуге, склад запчастей и аксессуаров в подмосковном Чехове и бизнес в сфере финансовых услуг. Сообщается также, что ребрендинг коснется фирменного корпоративного стиля компании, визуальной идентификации, а также дилерской сети компании, насчитывающей в данный момент более 400 предприятий.

Кстати, в конце прошлого года шведская компания Volvo Group также сообщала о возможности продажи бизнеса в России. Грузовики знаменитого шведского бренда выпускались на калужском заводе Volvo Trucks (сварка и окраска кабин, сборка) мощностью 15 тыс. шасси и грузовиков в год.

По данным сайта компании, за 2021 год российское представительство Volvo реализовало 5 692 новых грузовиков – рост за год составил 31%. Выпуск грузовиков на калужском заводе прекратился в феврале прошлого года. По данным Интерфакса, в июле этого года заинтересованность в активах Volvo Group высказала Белоруссия. Однако пока ничего не известно о том, ведутся ли переговоры о покупке.

Пока же ситуация в автомобильной отрасли в Калужской области остается сложной, в режиме частичного или полного простоя находятся 18 компаний. Впрочем, в правительстве региона полны оптимизма, ведь ни одно промышленное предприятие за прошедший год не закрылось: «На предприятиях автопрома работа остановлена. При этом работники находятся в режиме простоя с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка и с оплатой вынужденного простоя».

В режиме простоя находятся все автопроизводители и значительная часть производителей автокомпонентов, оказавшиеся в не менее сложной ситуации, поскольку специализировались на комплектующих для известных автобрендов.

В региональном министерстве экономического развития и промышленности указывают, что определенный интерес к производственным площадкам проявляют компании из других регионов. При этом часть предприятий автокластера уже взаимодействуют с крупнейшими отечественными компаниями автомобилестроительной отрасли, наладили поставки продукции на российские автозаводы. Так «Калужский завод автомобильного электрооборудования» и «Автоэлектроника» располагают большими заказами от АВТОВАЗа на поставку элементной базы. Компании «Фуяо», «Лир» и «ЯПП» поставляют автокомплектующие на завод ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» в Тульской области.

Ну, а несколько дней назад в Сети появились фотографии с автовозом на территории бывшего завода Volkswagen в Калуге, груженым полноразмерными внедорожниками Volkswagen Talagon: сообщалось, что авто были предъявлены на оценку руководителям предприятия «АГР».

Однако как пишет автоэксперт и автор Telegram-канала «Русский автомобиль» Сергей Цыганов, партию VW Talagon привезли в Калугу совсем не для оценки возможности сборки данной модели в России, а только лишь для комплектации системой ЭРА-ГЛОНАСС.

Эксперт пишет: «Машины из Китая, в том числе и всякие «Фольксвагены», идут на завод сплошным потоком, там им устанавливают системы ЭРА-ГЛОНАСС. Этим пока вся производственная деятельность АГР и ограничивается».

По его данным, из реальных производственных планов на предприятии сейчас – запуск производства кузовных панелей для легковых моделей Volkswagen, которые ранее выпускало предприятие. То есть для компактного кроссовера Volkswagen Tiguan и седанов Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Для них планируют штамповать двери, крышки багажников и проч.

Эксперт Цыганов считает: «Проблема в том, что для изготовления таких сложных деталей нужна штамповка, а ее для завода делал соседний Гестамп. И без его запуска проект не может состояться. Значит, говорят мои источники на заводе, запустят Гестамп, а на самом АГР будут делать сварку, завальцовку, демпфирование, грунтование. Главная сложность – в закупке подходящей «химии», хорошая недоступна, а китайская не очень подходит. И суммы необходимых инвестиций получаются очень большими. Что же касается сборки полнокомплектных машин в Калуге, то тут по-прежнему нет никакой конкретики».
1_79b.gif
Эксперт резюмирует: «Так вот, возвращаясь к сборке автомобилей. Ни одного внятного проекта по сборке у АГР сейчас нет. Ближайшее из обсуждаемого – отверточная сборка 120 экземпляров Chery Tiggo 7 PRO MAX, но и этот договор еще не подписан. CKD-сборку мои собеседники называют «сказками для Мантурова»: в этом году точно ничего такого не запустится, поскольку на организацию процесса нужно не менее 9 месяцев».

P.S. Как говорится гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Впрочем, по ряду объективных и прочих причин сложности с перезапуском автозавода в Калуге, вполне логичны – фактически сейчас идет полное переформатирование автомобилестроительной отрасли РФ как таковой и, если, высокие руководители различных заинтересованных ведомств говорят о повышении уровня локализации как о цели, достижимой, если не в краткосрочной, то уж точно в среднесрочной перспективе, то у производственников и экспертов гораздо более трезвая и пессимистическая позиция – если три десятилетия нужные компетенции по производству комплектующих (особенно электронных) в стране или не создавались, или создавались чисто номинально, то разом преодолеть такую технологическую пропасть не дастся, тем более что и «дружественный» Китай на деле не слишком заинтересован в передаче своих нам новейших наработок…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Руководство по ремонту и эксплуатации Volkswagen

Онлайн автосервис

Справочники и автолитература

Руководства по ремонту автомобилей

Аксессуары для вашего автомобиля

Учебная литература для автошкол


Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

«АВТОТОР» учредил новую марку коммерческих автомобилей – «АМБЕРТРАК»

«АВТОТОР» учредил новую марку коммерческих автомобилей – «АМБЕРТРАК»

Под новую марку грузовиков и пикапов AMBERTRUCK в России уже сформирована сеть из 44 ДЦ

12.02.2024

ВАЗ в 2024 году полностью справится с санкционным давлением

ВАЗ в 2024 году полностью справится с санкционным давлением

В течение 2024-го года АВТОВАЗ восстановит производство полнофункциональных версий всех моделей LADA

08.02.2024

Питерский завод Hyundai возобновит работу весной 2024 года

Питерский завод Hyundai возобновит работу весной 2024 года

На бывшем питерском заводе Hyundai возможно возродят модели Sollers и Creta, но уже под другой маркой

06.02.2024

Новый российский бренд «Амберавто» от «Автотора»

Новый российский бренд «Амберавто» от «Автотора»

В 2024 году «Автотор» запускает новую российскую марку АМБЕРАВТО для компактных электромобилей  

05.02.2024

Производство автомобилей в России выросло в 2023 году на 19%

Производство автомобилей в России выросло в 2023 году на 19%

Выпуск легковушек и грузовиков вырос в 2023-м по 19%

05.02.2024

Toyota не верит в торжество электромобилей и начинает разработку нового поколения ДВС

Toyota не верит в торжество электромобилей и начинает разработку нового поколения ДВС

Глава концерна Toyota Motor Акира Тойода заявил, что компания против диктата законодателей по внедрению электромобилей и приступает к разработке ДВС нового поколения  

02.02.2024

«Автозавод Санкт-Петербург» запустил производство автомобилей под брендом XCITE

«Автозавод Санкт-Петербург» запустил производство автомобилей под брендом XCITE

Бывший питерский завод Nissan начал сборку модели X-Cross 7 под собственным брендом «ИКСÁЙТ»

31.01.2024

Возврат к списку