Перезапуск калужского автомобильного кластера – реальность или фикция?

Перезапуск калужского автомобильного кластера – реальность или фикция?

11 сентября 2023


Пока что автозаводы в калужском индустриальном парке «Грабово» выйти на сборку комплектных автомобилей не в состоянии


автор

Александр Климнов, фото agr.auto, rally36.ru, rg.ru



О перезагрузке предприятий калужского автопрома заявил недавно глава региона Владислав Шапша на заседании правительства области, подводя итоги первого полугодия.

Губернатор сообщил: «В центре внимания – автомобильная отрасль. Здесь тоже есть положительные подвижки. Рассчитываю, что нам удастся до конца года перезапустить работу предприятий и существенно улучшить самочувствие отрасли».

Ну, а глава Минпрoмторга РФ вице-премьер Денис Мантуров в кулуарах форума «Армия-2023», отвечая на вопрос о сроках запуска производства машин на предприятии сообщил журналистам, что «В частности, в ближайшие полгода может возобновиться производство на бывшем заводе Volkswagen в Калуге. Думаю, что до конца года это может произойти».
1667516770.gif
Напомним, что ООО «Фольксваген Груп Рус» остановило производство на своих заводах в России в марте прошлого года. Производственная мощность автозавода, расположенного в индустриальном парке «Грабцево» в Калуге составляет 225 тысяч автомобилей в год. Здесь выпускали недорогие модели Volkswagen Polo и Tiguan, а также Skoda Rapid. Кроме того немецкий концерн построил в Калуге завод по выпуску 1,6-литровых бензиновых двигателей годовой мощностью 150 тысяч ед.

В апреле этого года правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций разрешила продажу калужского завода ООО «Фольксваген Груп Рус». В это же время появилась информация, что на его конвейерах будут выпускать автомобили китайского автоконцерна Chery. В правительстве региона эту информацию не прокомментировали.

В мае текущего года германский автопроизводитель завершил процесс продажи своих российских активов отечественному инвестору ООО «Арт финанс», связанному с президентом дилера «Авилон» Андреем Павловичем. Продажа оформлена без возможности обратного выкупа, стоимость активов Volkswagen Group в России составляет 125 млн евро. Тогда же было объявлено о кадровых изменениях в руководстве ООО «Фольксваген Груп Рус»: генеральным директором компании стал Артем Курсаков, ранее занимавший должность руководителя департамента стратегии и внешних связей.

О смене названия ООО «Фольксваген Груп Рус» было объявлено 21 июня – компания стала называться ООО «АГР» (AGR Automotive Group). На официальном сайте «АГР» указано, что: «После переименования компания продолжит свою деятельность на российском рынке, а также проведет полномасштабный ребрендинг. Смена названия стала первым шагом в рамках трансформации и перезапуска бизнеса после перехода активов новому собственнику. В мае концерн Volkswagen передал все свои доли в ООО «Фольксваген Груп Рус» и его локальных дочерних компаниях ООО «Арт-Финанс».
Zastavka.gif
В числе активов «АГР» названы завод по производству автомобилей и завод по производству двигателей в Калуге, склад запчастей и аксессуаров в подмосковном Чехове и бизнес в сфере финансовых услуг. Сообщается также, что ребрендинг коснется фирменного корпоративного стиля компании, визуальной идентификации, а также дилерской сети компании, насчитывающей в данный момент более 400 предприятий.

Кстати, в конце прошлого года шведская компания Volvo Group также сообщала о возможности продажи бизнеса в России. Грузовики знаменитого шведского бренда выпускались на калужском заводе Volvo Trucks (сварка и окраска кабин, сборка) мощностью 15 тыс. шасси и грузовиков в год.

По данным сайта компании, за 2021 год российское представительство Volvo реализовало 5 692 новых грузовиков – рост за год составил 31%. Выпуск грузовиков на калужском заводе прекратился в феврале прошлого года. По данным Интерфакса, в июле этого года заинтересованность в активах Volvo Group высказала Белоруссия. Однако пока ничего не известно о том, ведутся ли переговоры о покупке.

Пока же ситуация в автомобильной отрасли в Калужской области остается сложной, в режиме частичного или полного простоя находятся 18 компаний. Впрочем, в правительстве региона полны оптимизма, ведь ни одно промышленное предприятие за прошедший год не закрылось: «На предприятиях автопрома работа остановлена. При этом работники находятся в режиме простоя с соблюдением установленного трудовым законодательством порядка и с оплатой вынужденного простоя».

В режиме простоя находятся все автопроизводители и значительная часть производителей автокомпонентов, оказавшиеся в не менее сложной ситуации, поскольку специализировались на комплектующих для известных автобрендов.

В региональном министерстве экономического развития и промышленности указывают, что определенный интерес к производственным площадкам проявляют компании из других регионов. При этом часть предприятий автокластера уже взаимодействуют с крупнейшими отечественными компаниями автомобилестроительной отрасли, наладили поставки продукции на российские автозаводы. Так «Калужский завод автомобильного электрооборудования» и «Автоэлектроника» располагают большими заказами от АВТОВАЗа на поставку элементной базы. Компании «Фуяо», «Лир» и «ЯПП» поставляют автокомплектующие на завод ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» в Тульской области.

Ну, а несколько дней назад в Сети появились фотографии с автовозом на территории бывшего завода Volkswagen в Калуге, груженым полноразмерными внедорожниками Volkswagen Talagon: сообщалось, что авто были предъявлены на оценку руководителям предприятия «АГР».

Однако как пишет автоэксперт и автор Telegram-канала «Русский автомобиль» Сергей Цыганов, партию VW Talagon привезли в Калугу совсем не для оценки возможности сборки данной модели в России, а только лишь для комплектации системой ЭРА-ГЛОНАСС.

Эксперт пишет: «Машины из Китая, в том числе и всякие «Фольксвагены», идут на завод сплошным потоком, там им устанавливают системы ЭРА-ГЛОНАСС. Этим пока вся производственная деятельность АГР и ограничивается».

По его данным, из реальных производственных планов на предприятии сейчас – запуск производства кузовных панелей для легковых моделей Volkswagen, которые ранее выпускало предприятие. То есть для компактного кроссовера Volkswagen Tiguan и седанов Volkswagen Polo и Skoda Rapid. Для них планируют штамповать двери, крышки багажников и проч.

Эксперт Цыганов считает: «Проблема в том, что для изготовления таких сложных деталей нужна штамповка, а ее для завода делал соседний Гестамп. И без его запуска проект не может состояться. Значит, говорят мои источники на заводе, запустят Гестамп, а на самом АГР будут делать сварку, завальцовку, демпфирование, грунтование. Главная сложность – в закупке подходящей «химии», хорошая недоступна, а китайская не очень подходит. И суммы необходимых инвестиций получаются очень большими. Что же касается сборки полнокомплектных машин в Калуге, то тут по-прежнему нет никакой конкретики».
1_79b.gif
Эксперт резюмирует: «Так вот, возвращаясь к сборке автомобилей. Ни одного внятного проекта по сборке у АГР сейчас нет. Ближайшее из обсуждаемого – отверточная сборка 120 экземпляров Chery Tiggo 7 PRO MAX, но и этот договор еще не подписан. CKD-сборку мои собеседники называют «сказками для Мантурова»: в этом году точно ничего такого не запустится, поскольку на организацию процесса нужно не менее 9 месяцев».

P.S. Как говорится гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Впрочем, по ряду объективных и прочих причин сложности с перезапуском автозавода в Калуге, вполне логичны – фактически сейчас идет полное переформатирование автомобилестроительной отрасли РФ как таковой и, если, высокие руководители различных заинтересованных ведомств говорят о повышении уровня локализации как о цели, достижимой, если не в краткосрочной, то уж точно в среднесрочной перспективе, то у производственников и экспертов гораздо более трезвая и пессимистическая позиция – если три десятилетия нужные компетенции по производству комплектующих (особенно электронных) в стране или не создавались, или создавались чисто номинально, то разом преодолеть такую технологическую пропасть не дастся, тем более что и «дружественный» Китай на деле не слишком заинтересован в передаче своих нам новейших наработок…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Руководство по ремонту и эксплуатации Volkswagen

Онлайн автосервис

Справочники и автолитература

Руководства по ремонту автомобилей

Аксессуары для вашего автомобиля

Учебная литература для автошкол


Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

«Волгу» обещают выпускать в Нижнем Новгороде 100-тысячным тиражом в год

«Волгу» обещают выпускать в Нижнем Новгороде 100-тысячным тиражом в год

Проектом Volga займется не ГАЗ, а на его площадях нижегородское АО «Производство легковых автомобилей»

08.07.2024

BYD раскидывает производство по всему миру

BYD раскидывает производство по всему миру

Компания BYD строит заводы в Венгрии, Турции, Бразилии, Мексике и в Перу

05.07.2024

Российский автопром получит универсальную модульную платформу за 180 млрд рублей

Российский автопром получит универсальную модульную платформу за 180 млрд рублей

Минпромторг РФ и отечественные производители намереваются разработать УПМ для выпуска легковых автомобилей классов C, В и E

04.07.2024

Роботы-гуманоиды начнут собирать машины марок Volkswagen, Nio и Dongfeng

Роботы-гуманоиды начнут собирать машины марок Volkswagen, Nio и Dongfeng

Ubtech Beijing и FAW-Volkswagen будут совместно изучать применение гуманоидных роботов на автозаводе FAW-Volkswagen в Циндао

01.07.2024

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Пекин вложил в развитие производства электромобилей свыше $230 млрд

Вывод экспертов: Китай выиграл у Запада электромобильную гонку

26.06.2024

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

Ferrari строит завод для выпуска электромобилей, но и от гиперкаров с V12 не откажется

В Маранелло будут выпускать параллельно электромобили и суперкары с V12, пока их не запретят

21.06.2024

Империя нанесет ответный удар?

Империя нанесет ответный удар?

Китайские автопроизводители требуют от Пекина введения повышенных пошлин против европейских люксовых и спортивных автомобилей

19.06.2024

Возврат к списку