Фольксваген ищет российского покупателя на свой завод в Калуге
13 февраля 2023
Немецкий концерн Volkswagen AG готовится продать свой автозавод в Калуге новому инвестору
Александр Климнов, фото производителя
Судьба большинства российских филиалов иностранных автоконцернов фактически уже определилась.
Если одни из них и продолжат собирать автомобили, то уже китайских брендов (бывшие заводы «Рено Россия» в Москве и «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус» в Питере), а другие или будут или законсервированы на неопределенный срок как сборочная площадка концерна VW в Нижнем Новгороде или перепрофилированы как завод Toyota в Санкт-Петербурге (под деревообрабатывающее производство – авт.).
Но калужский автокластер, где располагаются сборочные заводы «Фольксваген Груп Рус» и СП «ПСМА Рус» концерна Stellantis и Mitsubishi, пока что находятся в состоянии неопределенности.
Оба автозавода пытались возобновить производство в прошлом году, но из-за санкций, запрещающих поставку комплектующих стоимостью свыше 300 евро, сделать это оказалось невозможно.
Кроме того, антироссийский общественный резонанс в Европе и Америке в этом случае мог бы навредить репутации производителей. Поэтому иностранные владельцы российских автозаводов стоят перед непростой дилеммой – либо продавать активы и потерять на этом деньги (например, на сегодня стандартная скидка для зарубежных инвесторов составляет до 50% от стоимости предприятия), либо ждать нормализации политической ситуации и также продолжать терять средства, оплачивая простой сотрудникам.
В СП «ПСМА Рус», очевидно, выбрали второй вариант. Однако, история с заводом «Фольксваген Рус», наверное, пойдет по первому варианту. Так, по данным издания «Ъ» этим активом заинтересовалась АФК «Система» Владимира Евтушенкова. В данный холдинг входят: лесопромышленная Segezha Group, сборщик электроники Sitronics, производитель медикаментов Биннофарм Групп, тогда как автомобильных активов в нем нет совсем.
Так что в качестве партнера для управления заводом в Калуге могут привлечь казахстанскую AllurGroup, владеющую местными автозаводами «Агромашхолдинг» и «СарыаркаАвтоПром».
Так, что же будет собирать на калужском заводе ««Фольксваген Рус» после его продажи АФК «Системе»? Это пока неизвестно, так как возобновлению сборки моделей под марками VW и Skoda мешают санкции, а организация производства машин китайских марок требует времени и немалых инвестиций, если речь о более глубокой, чем «отверточная» сборка. Однако решение, которое позволило бы начать выпуск автомобилей без переналадки конвейера, существует. Например, в Китае у концерна VW пошел локальный бренд Jetta, под которым производятся седаны модели VA3 (ва три, а не ВАЗ как писали некоторые СМИ – авт.), построенные на той же платформе, что и калужские VW Polo и Skoda Rapid. Также в линейке марки Jetta имеется кроссовер VS5 – весьма близкий родственник Skoda Karoq и VW Taos, которые ранее собирали в России.
Интересно, что и седан, и кроссовер Jetta уже продаются в России, благодаря ввозу по схеме параллельного импорта. Если бы их локализация в нашей стране состоялась бы, то это, возможно, смогло бы несколько снизить цену и обеспечить владельцев полноценной гарантией и запчастями. Ведь, практически все комплектующие для организации сборки этих моделей в Калуге можно без особых проблем привезти из Поднебесной. Так, что какой именно вариант будет выбран станет известно уже в начале весны.
P.S. В условиях санкций и недоинвестиций для выживания автопрома могут быть задействованы самые экзотические варианты, однако, всерьез нарастить объемы без серьезных госдотаций в ближайшем будущем вряд ли удастся…
Автодилер и избранный сенатор от Огайо Берни Морено предлагает группе Stellantis вернуть независимость ее американским брендам Chrysler, Jeep, Dodge и Ram