Президент Тойота Мотор протестует против «преждевременных» электромобилей

Президент Тойота Мотор протестует против «преждевременных» электромобилей

Президент Тойота Мотор протестует против «преждевременных» электромобилей

21 декабря 2020


Акио Тоёда высказался против запрета Токио на продажи автомобили с ДВС с 2035 года


автор

Александр Климнов, фото transportenvironment.org


Юристы всего мира любят латинские выражения. Одно из самых забавных – это jus sperniandi, или право кричать и жаловаться на что-то. Так CEO концерна Акио Тойода воспользовался этим правом на недавней итоговой пресс-конференции Ассоциации автопроизводителей Японии (JAMA).
Akio_Toyoda.jpg
В своей речи г-н Тойода громил электромобили и утверждал, что они убьют автомобильный бизнес, потребовав огромных инвестиций и выбрасывая удельно больше диоксида углерода.

Похоже, что г-н Тоёда пытался убедить японское правительство не запрещать продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ICE) как это сделали другие страны. Ходят слухи, что Япония установит 2035 год в качестве крайнего срока для окончания продаж ICE в стране. Пока неясно, будет ли позволено после этого срока реализовывать в старен Восходящего солнца гибриды (HEV) и подключаемые гибриды (PHEV) как в случае с Великобританией.

Вероятно, именно это стало основной причиной нападения главы Toyota на электромобили. Его компания выступает давним поборником гибридов как наиболее безопасного перехода к электромобильности. Когда правительства всего мира в очередь начали запрещать ICE на ископаемом топливе, Toyota пообещала начать продавать электромобили с твердотельными батареями к 2025 году.

Однако запреты не будут отложены на столь долгий срок, и Тоёда это знает. Если его компания хочет остаться в тренде, то она должна будет готова начать продавать аккумуляторные электромобили (BEV) уже к 2021 году. Фактически, бренды Lexus и Toyota были вынуждены сделать это в Китае с первыми чисто электрическими моделями UX и C-HR еще до появления моделей на платформе e-TNGA с модульной электротрансмиссией DIRECT4 (обещается пополнение пробега на 500 км всего за 10 минут).
toyota_c-hr_ev.jpg

Электрокроссовер Toyota C-HR для китайского рынка

lexus-ux-300e.jpg

Электрокроссовер Lexus UX300e (стрелкой показан аккумулятор под днищем машины)

Ранее Toyota пыталась начать продавать электромобили с аккумуляторными батареями и электродвигателями производства Tesla, но давно отказалась от этого, однако при этом никогда не сообщала из-за чего именно. Сейчас компания Toyota пытается выпустить альтернативу ICE в виде электромобиля на водородных топливных элементах (FCEV) модели Mirai, однако, водородная инфраструктура также потребует огромных инвестиций (и удельно в полтора раза больше выбросов СО2). Поэтому весьма, странно, что Toyota связывает проблему инвестиций только с BEV не упоминая HEV и PHEV.
toyota_mirai_g_executive_package.jpg

Водородомобиль Toyota Mirai G Executive Package 2020 года

Из всех трех критических замечаний, которые сделал г-н Тоёда, например, что касается BEV, выбрасывающих якобы больше углекислого газа, недавно уже было эпически опровергнуто в ходе расследования Технического университета в Эйндховене (английское издание The Time сравнивая выбросы кроссовера Volvo XC40 и электромобиля Polestar 2, основанных на единой платформе CMA, получило результат, при котором углеродный след электромобиля становился меньше, чем у бензиновой модели, только начиная с пробега в 50 000 миль (78 000 км) – авт.), что это заблуждение – один из последних мифов «углеродных диссидентов», отрицающих антропогенный характер глобального потепления.
Volvo_XC40_First_Edition_T5_AWD_Automatic.jpg

Выбросы CO2 у кроссовера Volvo XC40 First Edition T5 AWD Automatic оказались на первых 78 тыс. км якобы ниже чем у

Polestar_2.jpg

электромобиля Polestar 2 на той же платформе СМА

Он мог бы еще заявить и о своих опасениях по поводу безопасности литий-ионных батарей из-за риска их теплового разгона, который может привести к пожару или даже к взрыву. Или упомянуть, что сама добыча полезных ископаемых для компонентов таких батарей уже есть проблема для окружающей среды и прав человека. Тем не менее, г-н Тоёда, так и не коснулся этих животрепещущих тем – возможно, потому, что компании Toyota Motor так или иначе придется использовать такие компоненты в своих электромобилях, прежде чем будут готовы обещанные твердотельные аккумуляторы.
opel-ampera-e-fire.jpg

Пожар электромобиля Opel e-Ampera

С другой стороны, BEV действительно потребуют значительных инвестиций. Некоторые из правительств, запрещающих ICE на ископаемом топливе, также начинают учитывать расходы на лечение населения, страдающего от проблем с дыхание – прежде всего те, в которых предусмотрено всеобщее здравоохранение (Великобритания – авт.). Вероятно, что они предпочитают тратить эти деньги на производство электроэнергии (зеленой – авт.).
lexus-ux-300e_2.jpg

По мнению главы Toyota переход на электродвигатели (на фото моторный отсек Lexus UX300e) приведет к потере множества рабочих мест в автомобильной промышленности

Также верен и тезис г-на Тоёды о том, что они убьют автомобильную промышленность в том виде, в котором мы ее знаем сейчас, но при этом электромобили сохранят личный транспорт как таковой. Будет потеряно некоторое количество рабочих мест? Действительно, но взамен будут создаваться новые. Такие рассуждения никогда не были оправданием для торможения технического и социального прогресса. Известные из английской истории луддиты «славны» тем, что ломали машины (ткацкие станки, вытеснявшие ручное ткачество – авт.), которые заменили рабочих во время первой промышленной революции, но их протест с треском провалился.

С тех пор никто не нападал на почтальонов и не перерезал провода, когда, например, Netflix убил Blockbuster. Никто не избегал покупки смартфонов или цифровых фотоаппаратов, чтобы спасти Kodak и других производителей фото- и киноплёнки. Маловероятно, что кто-то будет оплакивать автомобильные компании, которые не могут перестроиться заново, чтобы предложить рынку более качественные, безопасные и экологически чистые продукты.

Если предки г-н Тоёды в сравнительно недавнем прошлом смогли превратить производство ткацких станков в самую дорогую автомобильную компанию мира, то не исключено, что и наследнику их бизнеса г-ну Акио Тоёде также удастся превратить нынешний бизнес в области ICE в бизнес, основанный на электромобильности. Так что, хотя у него и есть право jus sperniandi (императорского эдикта), но ничего в общемировом тренде по электромобильности он таким образом не изменит, но лишь вызывает у окружающих чувство недоумения и сожаления об упускаемых одним из ведущих мировых брендов возможностях.

P.S. Думается, что 2020-е станут десятилетием «великого перелома», когда важнейшими трендами в области развития транспорта будут: развитие устойчивой электромобильности на автомобильном и железнодорожном транспорте; применение углеродонейтрального синтетического топлива (получаемого соединением CO2 из атмосферного воздуха и зеленого водорода (от ветряков) из морской воды) на авиатранспорте и морском транспорте. А вот, ранее восхваляемое зелеными биотопливо оказалось ложным решением – оно вдвое грязнее по углеродному следу (с учетом выращивания технических культур, из-за чего, например, вырубаются джунгли Амазонии и Юго-Восточной Азии), чем дизельного топлива из нефти. Водородное топливо при условии его потребления FCEV, также потребует удельно в 1,5 раза большего расхода электроэнергии, чем прямое применение электричества на BEV.

P.P.S. Задачи эти столь глобальны, что мнение единственного топ-менеджера (или нескольких) пусть даже и одного из самых крупных и уважаемых производителей автомобилей с ДВС вспять мировой тренд декарбонизации уже не повернет – слишком большие средства уже вложены и вкладываются в трансформацию автопрома. А вот утратить позиции на мировом рынке ведущий японский автопроизводитель вполне еще может, оставшись на задворках технического прогресса из-за консерватизма своих боссов. Кстати, это хорошо видно, например, на самом элекрифицированном рынке мира – Норвегии, где бренд Toyota откровенно проваливается со своими неподключаемыми гибридами (HEV), не имея в продуктовой линейке BEV и лишь начиная раскручивать модели PHEV.

Следите за новостями на портале www.rim3.ru 


Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Вторая волна COVID-19 в Чехии грозит перебоями поставок немецкому автопрому

Вторая волна COVID-19 в Чехии грозит перебоями поставок немецкому автопрому

Поставки комплектующих для автозаводов Германии могут прерваться из-за длительного закрытия границы с Чешской республикой

24.02.2021

Мерседес все еще Бенц, но уже не Даймлер

Мерседес все еще Бенц, но уже не Даймлер

Концерн Daimler AG разделился на компании по выпуску легковых и коммерческих автомобилей

08.02.2021

Форд отказывается от СП с Zotye по выпуску электромобилей

Форд отказывается от СП с Zotye по выпуску электромобилей

Ford Motor будет выпускать электрокроссовер Mustang Mach-E в Китае в рамках СП с Changan

05.02.2021

Рено Дастер второго поколения начал сходить с конвейера завода Рено в Москве

Рено Дастер второго поколения начал сходить с конвейера завода Рено в Москве

Второе поколение Renault Duster добралось до российского рынка спустя три года после европейского дебюта!

29.01.2021

Китайский автопром в 2020 году произвел 25,2 млн авто из которых 20 млн – легковушки

Китайский автопром в 2020 году произвел 25,2 млн авто из которых 20 млн – легковушки

Китайский автопром потерял в «ковидном» 2020 году только 2% производства за счет роста выпуска электромобилей и гибридов

27.01.2021

Альянс Stellantis решит, что ему делать с Россией

Альянс Stellantis решит, что ему делать с Россией

Глава новообразованного суперконцерна Stellantis Майк Мэнли гарантирует сохранность всех 14 брендов PSA и FCA

20.01.2021

Легковушкам посчитали российскость

Легковушкам посчитали российскость

Минпромторг высчитал баллы локализации по производимым в РФ моделям

19.01.2021

Возврат к списку