Производство автомобилей в России может встать из-за санкций

Производство автомобилей в России может встать из-за санкций

25 февраля 2022


Мировые автопроизводители рассматривают возможность сворачивания производственной деятельности в России


автор

Александр Климнов, фото производителей


К сожалению, развитие событий вокруг российской экономики в свете ужесточения антироссийских санкций со стороны США и ЕС не предвещает ничего хорошего ни нашему авторынку, ни автопрому. Впрочем, пока что катастрофы не произошло.

Мировые автопроизводители изучают возможность приостановки своей торговой и производственной (у кого она есть) деятельности. Прежде всего, в числе отказников выступают европейские автопроизводители, над которыми повис меч ограничений со стороны ЕС. Прецеденты уже есть, так в 2018-м французскому концерну PSA (ныне часть группы Stellantis) пришлось уйти из Ирана из-за срыва сделки с США по ядерной программе и введения санкций против этой страны.
3.jpg
Мы уже писали накануне об интервью главы концерна Stellantis Карлоса Тавареса (позавчера), в котором он заявил: «Если реальность будет такова, что мы не сможем производить поставки на завод, мы будем вынуждены либо перенести это производство на другие заводы, либо столкнуться с ограничениями».
2.jpg
Впрочем, в российском офисе Stellantis заявляют, что пока не рассматривают сценарий ухода из России и закрытие завода в Калуге, на котором собирают легковушки и LCV под брендами Peugeot, Citroen, Opel и Fiat, а также дизельные моторы.

Впрочем, такой сценарий исключать нельзя, так как пока что не известен масштаб падения курса рубля, а также и объем и жесткость нового пакета санкций, включая и его влияние на западных автпроизводителей, построивших свои сборочные заводы в РФ.
4.jpg
Помимо группы Stellantis производством автомобилей в России располагает и немецкий концерн Volkswagen Group – это собственный калужский завод ООО «Фольксваген Груп Рус» (здесь также собирают двигатели) и контрактная сборка на ООО «АЗ ГАЗ» в Нижнем Новгороде.

Также в нашей стране выпускается широкий ряд легковых моделей Renault Group на заводах в Москве (ЗАО «Рено Россия») и в Тольятти (АО «АВТОВАЗ»), при этом французский концерн выступает главным акционером АВТОВАЗа (66,7%) и входит в альянс с компанией Nissan Motor (ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»), у которой тоже имеется завод в России (в поселке Парголово под Санкт-Петербургом). В российском представительстве Renault и Nissan ситуацию пока не комментируют, но есть свежее интервью главы Renault Group Луки де Мео изданию Financial Times о рисках остановки российских автозаводов из-за нынешнего геополитического кризиса на Украине.
1.jpg
Глава Renault Group заявил, что под удар могут попасть российские автозаводы группы. В случае запрета на поставку компонентов, в России остановится производство не только автомобилей бренда Renault (выпуск автомобилей брендов Datsun и Nissan на ВАЗе остановлен ранее по чисто маркетинговым соображениям – авт.), но и LADA (фото выше и на заставке).

Пока такой запрет не введен, но он весьма вероятен. Поэтому, по словам главы Renault Group, концерн уже сейчас изучает альтернативные варианты поставок компонентов для своих российских автозаводов. Впрочем, в случае жестких санкций, если иностранным (прежде всего европейским – авт.) компаниям запретят сотрудничать с Россией в плане использования западных технологий или программного обеспечения, это не поможет.

Помимо автосборочных производств на российской территории работают европейские производители комплектующих: шин (например, Bridgstone, Continental, Michelin, Nokian, Pirelli и Yokohama), аккумуляторов, систем ABS/ESP (например Bosch), и так далее. Вот их возможный уход может напрямую остановить российские автозаводы, включая, не только АВТОВАЗ (LADA), но и ГАЗ и УАЗ. Причем над ГАЗом угроза прямых санкций со стороны американского конгресса (из-за попавшего в американский санкционный список его владельца Олега Дерипаски) висит уже не первый год.
Zastavka_1.jpg
Пока что исключением смотрится завод Haval (ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус») в Тульской области, так как комплектующие на него идут непосредственно из Китая.
5.jpg
Корейские бренды Hyundai и KIA (концерн HMC Group) также могут обойти возможные ограничения и решить вопрос с комплектующими (например поставлять их со своих СП в том же Китае – авт.). Однако при любом раскладе отечественный авторынок ожидает очередной большой стресс-тест (после 2009-го и 2015-го годов), вызванный дефицитом новых автомобилей и взлетом цен – в том числе из-за девальвировавшейся российской валюты.

Под санкционный удар по мнению журнала «Авторевю» может попасть весь автопром РФ, а не только локальная сборка «российских иномарок». Например, АВТОВАЗ до 20% комплектующих получает из-за рубежа. У остальных автозаводов (ГАЗ, УАЗ и КАМАЗ) доля импорта не меньше и заменить его реально нечем. Также российские автозаводы используют роботизированные комплексы и системы менеджмента, которые работают под иностранным ПО, которое также может быть заблокировано.
6.jpg
P.S. В конечном итоге, самый пессимистичный сценарий может привести к полной остановке производства легковых и легких коммерческих автомобилей в России (вопрос на какое время), а при решении вопросов с комплектующими весьма сильно просесть (и 5-процентным падением как недавно сообщал ОАО «АСМ-холдинг» тут уже не отделаешься).

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Bosch наносит «удар в сердце» немецкой промышленности

Bosch наносит «удар в сердце» немецкой промышленности

Немецкий автопром на грани коллапса – ведущая отрасль немецкой экономики до 2030 года потеряет около 100 тысяч рабочих мест

29.09.2025

Российский автопром продолжает возврат на транспортные средства системы ЭРА-ГЛОНАСС

Российский автопром продолжает возврат на транспортные средства системы ЭРА-ГЛОНАСС

Российские автозаводы продолжают кампанию по бесплатному дооснащению автомобилей выпуска 2022–2024 гг. системой ЭРА-ГЛОНАСС

26.09.2025

Китай выступает за запрет чисто электрических выдвижных ручек из-за их опасности при ДТП

Китай выступает за запрет чисто электрических выдвижных ручек из-за их опасности при ДТП

В КНР готовится проект техтребований, который фактически вводит запрет на чисто электрические ручки дверей на всех авто

25.09.2025

УАЗ взял серьезный темп по локализации компонентов для внедорожника УАЗ Патриот и пикапов Sollers ST6 и ST8

УАЗ взял серьезный темп по локализации компонентов для внедорожника УАЗ Патриот и пикапов Sollers ST6 и ST8

УАЗ совместно с НАМИ запустил выпуск российской АБС, приступает производству двигателя ZMZ Pro и ввел в строй линию по изготовлению рам для пикапов Sollers

19.09.2025

ВАЗ переводит работников на сокращенную рабочую неделю

ВАЗ переводит работников на сокращенную рабочую неделю

С 29 сентября АВТОВАЗ сокращает рабочую неделю до 4 дней

16.09.2025

В июле и за 7 месяцев выпуск автомобилей в РФ вырос за счет легковых машин

В июле и за 7 месяцев выпуск автомобилей в РФ вырос за счет легковых машин

В июле и за 7 месяцев 2025 года выпуск легковушек в РФ несколько вырос, но грузовики и автобусы сильно упали

27.08.2025

ВАЗ продвинет LADA в Кыргызстан под маркой Muras

ВАЗ продвинет LADA в Кыргызстан под маркой Muras

АВТОВАЗ и кизгизский фонд Central Asia Capital построят совместный завод Muras  мощностью до 7000 автомобилей в год

27.08.2025

Возврат к списку

Нажимая кнопку «Принимаю» и продолжая использовать данный сайт, Вы соглашаетесь с условиями обработки cookie.