Производство автомобилей в России может встать из-за санкций

Производство автомобилей в России может встать из-за санкций

25 февраля 2022


Мировые автопроизводители рассматривают возможность сворачивания производственной деятельности в России


автор

Александр Климнов, фото производителей


К сожалению, развитие событий вокруг российской экономики в свете ужесточения антироссийских санкций со стороны США и ЕС не предвещает ничего хорошего ни нашему авторынку, ни автопрому. Впрочем, пока что катастрофы не произошло.

Мировые автопроизводители изучают возможность приостановки своей торговой и производственной (у кого она есть) деятельности. Прежде всего, в числе отказников выступают европейские автопроизводители, над которыми повис меч ограничений со стороны ЕС. Прецеденты уже есть, так в 2018-м французскому концерну PSA (ныне часть группы Stellantis) пришлось уйти из Ирана из-за срыва сделки с США по ядерной программе и введения санкций против этой страны.
3.jpg
Мы уже писали накануне об интервью главы концерна Stellantis Карлоса Тавареса (позавчера), в котором он заявил: «Если реальность будет такова, что мы не сможем производить поставки на завод, мы будем вынуждены либо перенести это производство на другие заводы, либо столкнуться с ограничениями».
2.jpg
Впрочем, в российском офисе Stellantis заявляют, что пока не рассматривают сценарий ухода из России и закрытие завода в Калуге, на котором собирают легковушки и LCV под брендами Peugeot, Citroen, Opel и Fiat, а также дизельные моторы.

Впрочем, такой сценарий исключать нельзя, так как пока что не известен масштаб падения курса рубля, а также и объем и жесткость нового пакета санкций, включая и его влияние на западных автпроизводителей, построивших свои сборочные заводы в РФ.
4.jpg
Помимо группы Stellantis производством автомобилей в России располагает и немецкий концерн Volkswagen Group – это собственный калужский завод ООО «Фольксваген Груп Рус» (здесь также собирают двигатели) и контрактная сборка на ООО «АЗ ГАЗ» в Нижнем Новгороде.

Также в нашей стране выпускается широкий ряд легковых моделей Renault Group на заводах в Москве (ЗАО «Рено Россия») и в Тольятти (АО «АВТОВАЗ»), при этом французский концерн выступает главным акционером АВТОВАЗа (66,7%) и входит в альянс с компанией Nissan Motor (ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус»), у которой тоже имеется завод в России (в поселке Парголово под Санкт-Петербургом). В российском представительстве Renault и Nissan ситуацию пока не комментируют, но есть свежее интервью главы Renault Group Луки де Мео изданию Financial Times о рисках остановки российских автозаводов из-за нынешнего геополитического кризиса на Украине.
1.jpg
Глава Renault Group заявил, что под удар могут попасть российские автозаводы группы. В случае запрета на поставку компонентов, в России остановится производство не только автомобилей бренда Renault (выпуск автомобилей брендов Datsun и Nissan на ВАЗе остановлен ранее по чисто маркетинговым соображениям – авт.), но и LADA (фото выше и на заставке).

Пока такой запрет не введен, но он весьма вероятен. Поэтому, по словам главы Renault Group, концерн уже сейчас изучает альтернативные варианты поставок компонентов для своих российских автозаводов. Впрочем, в случае жестких санкций, если иностранным (прежде всего европейским – авт.) компаниям запретят сотрудничать с Россией в плане использования западных технологий или программного обеспечения, это не поможет.

Помимо автосборочных производств на российской территории работают европейские производители комплектующих: шин (например, Bridgstone, Continental, Michelin, Nokian, Pirelli и Yokohama), аккумуляторов, систем ABS/ESP (например Bosch), и так далее. Вот их возможный уход может напрямую остановить российские автозаводы, включая, не только АВТОВАЗ (LADA), но и ГАЗ и УАЗ. Причем над ГАЗом угроза прямых санкций со стороны американского конгресса (из-за попавшего в американский санкционный список его владельца Олега Дерипаски) висит уже не первый год.
Zastavka_1.jpg
Пока что исключением смотрится завод Haval (ООО «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус») в Тульской области, так как комплектующие на него идут непосредственно из Китая.
5.jpg
Корейские бренды Hyundai и KIA (концерн HMC Group) также могут обойти возможные ограничения и решить вопрос с комплектующими (например поставлять их со своих СП в том же Китае – авт.). Однако при любом раскладе отечественный авторынок ожидает очередной большой стресс-тест (после 2009-го и 2015-го годов), вызванный дефицитом новых автомобилей и взлетом цен – в том числе из-за девальвировавшейся российской валюты.

Под санкционный удар по мнению журнала «Авторевю» может попасть весь автопром РФ, а не только локальная сборка «российских иномарок». Например, АВТОВАЗ до 20% комплектующих получает из-за рубежа. У остальных автозаводов (ГАЗ, УАЗ и КАМАЗ) доля импорта не меньше и заменить его реально нечем. Также российские автозаводы используют роботизированные комплексы и системы менеджмента, которые работают под иностранным ПО, которое также может быть заблокировано.
6.jpg
P.S. В конечном итоге, самый пессимистичный сценарий может привести к полной остановке производства легковых и легких коммерческих автомобилей в России (вопрос на какое время), а при решении вопросов с комплектующими весьма сильно просесть (и 5-процентным падением как недавно сообщал ОАО «АСМ-холдинг» тут уже не отделаешься).

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Глава французской компании Valeo Кристоф Перийя заявил о необходимости экстренных мер для сохранения автопрома Европы

Глава французской компании Valeo Кристоф Перийя заявил о необходимости экстренных мер для сохранения автопрома Европы

CEO производителя автокомпонентов Valeo Кристоф Перийя выступил с резким предупреждением европейским лидерам о растущей конкуренции со стороны Китая

21.11.2024

Причины первенства Китая по электромобилям

Причины первенства Китая по электромобилям

Почему китайский автопром столь успешно теснит европейских и американских конкурентов?

15.11.2024

Великобритания намеревается учинить дизельгейт 2.0

Великобритания намеревается учинить дизельгейт 2.0

Расследование британского Министерства транспорта грозит отзывом от 47 до более чем 200 моделей

13.11.2024

ВАЗу не обойтись без господдержки из-за долгов

ВАЗу не обойтись без господдержки из-за долгов

Долги АВТОВАЗа превышают 100 млрд рублей и при нынешней ключевой ставке Банка РФ ему не обойтись без поддержки госбюджета

12.11.2024

В России построят высокоавтоматизированный автозавод

В России построят высокоавтоматизированный автозавод

Китай поможет построить «Ростеху» в Подмосковье или в Сибири высокоавтоматизированный автомобильный завод

11.11.2024

«Рольф» запустит производство автомобилей под собственным брендом в 2026-м или 2027-м годах

«Рольф» запустит производство автомобилей под собственным брендом в 2026-м или 2027-м годах

ГК «Рольф» выбрал площадку для будущего автозавода в индустриальном парке «Пущино» города Серпухов

11.11.2024

Nissan признался в кризисе

Nissan признался в кризисе

Nissan объявил о закрытии 1/5 производственных мощностей и сокращении 9000 сотрудников

08.11.2024

Возврат к списку