Производство автомобилей в России выросло в 2023 году на 19%
5 февраля 2024
Выпуск легковушек и грузовиков вырос в 2023-м по 19%
Александр Климнов, фото EVOLUTE
В отчете Федеральной службы государственной статистики (Росстат) о промышленном производстве в 2023 году, опубликованном на официальном сайте ведомства сообщается, что в 2023 году российские автозаводы выпустили 537 тыс. легковых автомобилей, что на 19% больше, чем в 2022 году.
Производство грузовиков также выросло на 19,3% до 168 тыс.
Выпуск автобусов массой до 5 тонн, включая микроавтобусы категории М1 [до 8 пассажирских мест], а также микроавтобусы и ситибусы категории М2, увеличился почти на 68% – до 23 тыс., тогда как темпы производства автобусов категории М3 (массой более 5 тонн), включая машины малого среднего, большого и особо большого классов выросли не так значительно – на 10,9% до 14,1 тыс.
«Локомотивом» российского автопрома по итогам прошлого года стал АвтоВАЗ: компания выпустила более 374 тыс. машин. Как отметил президент АвтоВАЗа Максим Соколов, этот показатель стал рекордным для бренда LADA за последние 10 лет.
Около 100 тыс. автомобилей сошли с конвейера завода Haval в Тульской области.
В пресс-службе УАЗа «Известиям» рассказали, что в прошлом году в Ульяновске выпустили почти 39,5 тыс. автомобилей, что на 13% больше результатов 2022 года.
Руководитель пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев сообщил, что в 2023 году было выпущено 53,2 тыс. грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.
В прошлом году в той или ной степени объемы выпуска увеличили все российские автозаводы, отмечают эксперты отрасли. По их словам, 2022 год был откровенно провальным для отечественного автопрома. Определенным ориентиром может служить «досанкционный» 2021 год, когда было выпущено 1,4 млн легковых автомобилей.
Весной-летом 2022 года было остановлено производство на многих российских автозаводах, большинство из них так и не были запущены, напоминает главный редактор издания «За рулем» Максим Кадаков.
Он говорит: «Заводы Toyota и Volkswagen стоят, на бывших предприятиях Hyundai и Nissan работы возобновились совсем недавно и в гораздо меньших объемах, чем прежде. А ведь суммарно эти предприятия производили весьма значительное количество автомобилей. Если говорить о легковых автомобилях и LCV, то фактически нормально в прошлом году работали только АвтоВАЗ, УАЗ, Haval, «Автотор», «Москвич» и Sollers. Кто-то из них заметно нарастил выпуск, кому-то по тем или иным причинам пришлось скорректировать производственные планы. Очевидно, что в такой ситуации даже приблизиться к результатам 2021 года было бы невозможно».
При наиболее благоприятном сценарии развития событий, когда всем, в том числе и открывшимся совсем недавно предприятиям автомобильной отрасли удастся реализовать все свои производственные планы, в 2024 году в России будет выпущено максимум 800 тыс. легковых автомобилей и моделей LCV, считает Максим Кадаков. При этом более реальным показателем он считает уровень в 650–700 тыс. машин.
В 2022 году для поддержки отечественных автозаводов была принята «Стратегия развития российской автомобильной отрасли», напоминает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Однако пока каких-то заметных результатов она не дала, считает он: «По смыслу она должна была стать основным системным документом для формирования видения, определения целевого состояния и инструментария развития отрасли: технологии, люди, идеи. Она должна была стать основой для воссоздания автомобильного и автокомпонентного производства в нашей стране. Однако, как я уже неоднократно говорил, этот документ носит во многом декларативный характер. В нем очень мало конкретики: понятных целей и задач, а главное – нет четких способов их достижения».
По его прогнозам, в нынешнем году отечественные автозаводы, скорее всего, нарастят объемы производства. Однако рассчитывать на заметный рывок в ближайшее время не приходится, считает он: «В этом году, вероятнее всего, будет выпущено 650–700 тыс. легковых автомобилей и LCV. В ближайшие 3–4 года «досанкционного» уровня производства отрасль вряд ли достигнет. Возлагаю большие надежды на «Автотор». При грамотном подходе к стратегии и маркетингу они смогут потеснить АВТОВАЗ».
Достигнуть «досанкционного» уровня производства автомобилей в обозримой перспективе вряд ли получится, согласен партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
Он подчеркивает: «Российским автозаводам, безусловно, следует стремится к увеличению числа выпускаемых машин, но при этом не должно быть «роста ради роста».
Эксперт считает: «Выпущенные машины еще надо продать: работать «на склад» нет никакого смысла. Тем более что они и так уже затоварены. Автомобили дорожают, кредиты становятся все менее доступными, поэтому в 2024 году, как ожидается, будет продано 1,2–1,3 млн новых автомобилей. Идеальный вариант, если 80–85% из них будут составлять модели отечественного производства. На него и стоит ориентироваться».
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, отметив, что важным аспектом оживления отрасли стали программы стимулирования спроса на отечественные автомобили.
Пресс-служба Минпромторга РФ сообщает: «В прошлом году на механизмы льготного лизинга и автокредитования государство направило около 16 млрд рублей, что обеспечило продажи 62 тыс. автомобилей; и на текущий год правительство выделило средства на продолжение этих программ».
Как ранее сообщало агентство «АВТОСТАТ», Минэкономразвития РФ опубликовало прогноз по продажам новых автомобилей на 2024 – 2026 годы.
Предполагается, что в следующую трехлетку российский авторынок ждет плавный рост: в 2024 году он составит 1 млн 108 тыс., в 2025 году – 1 млн 163 тыс., в 2026 году – 1 млн 225 тыс. машин. При этом импорт на фоне восстановления внутреннего рынка будет ежегодно снижаться темпами до 20%.
В то же время экспорт легковых автомобилей российского производства, согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2024 году ожидается на отметке 6,5 тыс., в 2025 году – чуть более 10 тысяч, в 2026 году – около 12,1 тыс. машин.
P.S. Итак можно делать прогнозы, но то что российский автопром в 2024 году определенно значительно оживаится и особенно в легковом сегменте – бесспорно.
Владельцы концерна Volkswagen Group упорствуют в решении о закрытии заводов и массовых увольнениях в Германии – профсоюз угрожает бессрочной забастовкой
Объем производства ТС в РФ за 10 месяцев 2024 года вырос на 34,3% к 2023 году, но все еще на 45,6% ниже допандемийного 2019-го из-за обвала производства легковушек