Российские нормативы по экологии и средствам безопасности для легковых автомобилей откатили к прошлому веку
17 мая 2022
Правительство РФ утвердило постановление №855, позволяющее выпуск легковушек нулевого экологического класса и без ряда средств безопасности
Александр Климнов, фото автора, rim3.ru, car.ru и fbm.ru
Ставшие внезапно актуальными с конца февраля послабления нормативов сертификации автомобилей в РФ, теперь оформлены и легализованы. Российское правительство утвердило постановление №855 от 12 мая 2022 года «Об утверждении применения обязательных требований в отношении отдельных колесных транспортных средств и проведения оценки их соответствия». Данный документ фактически отменяет действие многих пунктов введенного в 2011 году Техрегламента, при этом разработчики и не стали изобретать новые упрощенные стандарты, а «просто» вернулись к тем нормативам, каковые действовали в нашей стране еще 15–25 лет назад.
Такие послабления позволяют российским автопроизводителям, например, отказаться от использования современных компонентов (преимущественно электронных), которые превратились в практически непреодолимый дефицит из-за санкций. Так, в 855-м постановлении указаны 69 параметров сертификационной оценки автомобилей: от дверных петель до средств безопасности. Большинство этих параметров мало влияют на потребительские свойства машин, но имеются и весьма значимые послабления.
Во-первых, фактически обнулены требования к выбросам вредных веществ двигателями. Для большинства категорий ТС теперь официально легализован экологический класс Евро-0 (прекратил действовать в Европе ровно 30 лет назад, т.е. в 1992-м), при том, что до сих пор действовал, пусть и не самый свежий, но достаточно высокий 5-й экологический класс. При этом в постановлении указаны нормативные документы на экологические классы всех поколений от нулевого до пятого, так что производителям представляется полная свобода рук – до какого именно экокласса следует упростить каждую модель.
Впрочем, по мнению специалистов (а не алармистов – авт.) даже легализация в РФ стандарта Евро-0 не должна привести к возобновлению выпуска карбюраторных моторов, ибо компетенции по производству таковых уже давно утрачены, а соответствующие заводы по выпуску этих «приборов питания» закрыты «эффективными менеджерами» еще в прошлом десятилетии. Однако такое послабление позволит автозаводам отказаться от целого ряда датчиков и блоков управления в системе впрыска топлива. Кстати, производители по-прежнему обязаны сохранять каталитический нейтрализатор, хотя его эффективность, а главное ресурс в такой «эрзац-комплектации» весьма проблематичен.
Во-вторых, упрощаются требования к тормозной системе – постановление прямо разрешает выпуск автомобилей даже ABS. Естественно отпадают и системы стабилизации, начиная с EBD.
В-третьих, отменяются и все современные требования к краш-тестам – остается лишь давно устаревший лобовой удар (без перекрытия) в бетонный куб. Таковое упрощение позволяет убрать подушки безопасности, преднатяжители ремней и прочие системы, без которых современные автомобили в принципе не могут (не могли) пройти современные краш-тесты.
Ну, и в-четвертых, упрощено требование к системе экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Хотя, согласно постановлению, таковая по-прежнему обязательна, но без функции автоматического срабатывания при аварии – теперь экстренный вызов будет совершаться вручную, т.е. нажатием тревожной на кнопку. До сих пор такое требование действовало только для коммерческой техники. При этом отдельное решение Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) сейчас, вообще, позволяет автопроизводителям выпускать ТС совсем без системы ЭРА-ГЛОНАСС.
Постановление №855 действует до 1 февраля 2023 года, но его в любой момент могут и продлить. При этом весьма важно, что оно лишь допускает, а не рекомендует или обязывает исполнять все перечисленные в нем требования. Т.е., автопроизводители по-прежнему смогут оставить в производственной программе модели с ПБ, ABS и двигателями уровня Евро-5. Другое дело, что такие «суперкомлектации» теперь станут еще дороже, и к тому же определенно будут дефицитнее упрощенных версий легковушек, которые обещают уже едва ли не с конца нынешнего месяца.
P.S. Культивируемая ностальгия по советским фильмам и коллективизму – вещь сама по себе безобидная и даже, возможно, скрепоносная, но вот возврат к стандартам по экологии и электронным системам безопасности уровня XX века явно на пользу здоровью граждан (особенно в мегаполисах) не пойдет. Остается надеяться, что такие кардинальные послабления все же чрезвычайны и не продержатся долее определенного для них срока. Кстати, возможно, стоило бы ввести (хотя бы неформально – на уровне производителей) дифференцированные экостандарты для разных регионов страны (читай, сохранить в крупнейших мегаполисах реализацию машин более высоких экостандартов, хотя бы не ниже Евро-4).
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка