Российский автопром поддержат утроенным утильсбором?
30 марта 2022
В РФ предложили ввести скидку 150 тыс. рублей на отечественные автомобили за утилизацию старой машины
Александр Климнов, фото автора, stavplus.ru, ТАСС
Ассоциация «Руслом.ком» предложила программу по возобновлению скидок на покупку отечественных автомобилей. Речь идет о возврате к действовавшей в 2010–2018 годах госпрограмме по утилизации, когда покупателю предоставляется дисконт при приобретении новой машины, за сдачу в переработку старой.
Ранее, еще до «спецоперации на Украине» проработку перезапуска проекта утилизации президент Владимир Путин поручал первому вице-премьеру Андрею Белоусову, с тем чтбы он дал указание Минпромторгу по проработке данной программы.
Теперь же российский бизнес считает, что утилизационную скидку надо увеличить с 50 тыс. до 150 тыс. руб. Ассоциация НСРО «Руслом.ком» (по данным «Известий») направила данное предложение в Минпромторг как одну из мер поддержки отечественной промышленности. В ассоциации предложено сделать программу бессрочной, а также предусмотреть штрафы за утилизацию в нелицензированных компаниях.
В Минпромторге, тем не менее, сказали, что письмо ассоциации пока не поступило в ведомство.
Директор Ассоциации Виктор Ковшевный сказал, что: «Необходимо создать реестр утилизаторов автомобилей на «Госуслугах», предусмотреть возможность переработки разными способами (через автодилера, спецкомпанию-утилизатора, профильные ассоциации).
Компании, которые занимаются переработкой машин, должны получить лицензию на обращение с опасными отходами и в свою очередь выдавать свидетельство об утилизации. Его отсутствие усложнит снятие с регистрации транспортного средства.
Также ассоциация считает возможным рассмотреть дополнительные штрафы за подделку такого свидетельства, его выдачу с заведомо ложной информацией, а также за предоставление такого документа при отсутствии лицензии на право обращения с опасными отходами».
По мнению члена экспертного совета комитета по экологии Госдумы, члена НТС Росприроднадзора Натальи Беляевой, такие штрафы, с одной стороны, должны быть существенными – 10 тыс. рублей для граждан и от 100 тыс. для юрлиц. «С другой стороны, санкции редко дисциплинируют», – отметила она. Именно поэтому эксперт считает, что нужны не только наказания, но и стимулы для сдачи старых автомобилей в сертифицированные компании.
Виктор Ковшевный согласен, что данные меры окажут поддержку автопрому, гражданам, переработчикам лома и производителям металла. Он подчеркивает, что это особенно важно в сложившейся экономической ситуации.
Председатель комитета «Деловой России» по переработке отходов и вторничным ресурсам Александр Кобенко подчеркнул: «Предложения глубоко проработаны, и их реализация позволит увеличить ломосбор от старых автомобилей и загрузить утилизационную отрасль».
Александр Кобенко напомнил, что результаты утилизационной программы, действовавшей в 2010–2018 гг., оказались достаточно позитивными, так в ее рамках было реализовано свыше 600 тыс. новых машин. А эксперт Наталья Беляева подчеркивает, что благодаря проекту удалось избавиться от немалого количества автохлама во дворах.
Она отметила: «В первую очередь госпрограмма привлечет внимание к проблеме утилизации старых автомобилей. Легитимно их переработкой мало кто занимается, этот рынок довольно стихийный и находится в «серой» зоне».
При этом Наталья Беляева подчеркивает, что утилизаторам интересен лишь металлолом, составляющий 60% (от веса – авт.) машины, а вот полимеры, шины, аккумуляторы, масла, стекло, текстиль и другие компоненты, о которых не принято говорить, во вторичный оборот не попадают.
Александр Кобенко указывает, что цена бюджетного отечественного автомобиля сейчас начинается от 700–800 тыс. руб., поэтому исходя из этой практики, скидка должна составлять 15–20% от стоимости нового авто.
Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что граждане должны получали деньги за утилизацию на руки, как это было при реализации первого этапа аналогичной программы. Он пояснил: «Дело в том, что когда дисконт стали делать дилеры, они зачастую просто поднимали на эту же сумму стоимость авто».
На ГАЗе также поддержали возобновление скидок за утилизацию. Так, в пресс-службе компании заявили: «В сегодняшних нестабильных экономических условиях покупательная способность потребителей снижается, и программы стимулирования спроса на коммерческий транспорт для малого и среднего бизнеса будут необходимы, в том числе программа, которая предусматривает скидку потребителям при сдаче старого автомобиля в утилизацию.
От «АВТОВАЗа» и Объединения автопроизводителей России (ОАР) соответствующие заявления ожидаются.
Экономист, основатель клуба венчурных инвесторов ITleaders Егор Клопенко считает, что с учетом скидки на утилизацию российские автомобили могут стать доступнее, чем были раньше. Но он добавляет: «Для реализации программы необходимо дальше развивать цепи поставок комплектующих или локализовать их производство в нашей стране, а сейчас это главная проблема».
В Минпромторге отметили, что системообразующие предприятия, в том числе автопрома, смогут получить льготные кредиты на поддержание бесперебойной работы. Также была отсрочена уплата утилизационного сбора. Министерство находится в контакте с отраслью, формирует общую позицию, чтобы внести на рассмотрение в правительство новые пакеты поддержки, сказали в ведомстве.
Справка: по данным аналитического агентства «Автостат», средний возраст парка транспортных средств в России в прошлом году составил несколько более 15 лет. При этом в разных категориях ТС этот показатель был значительно выше, так у мотоциклов он составил ~29 лет, у грузовиков ~22 лет, у автобусов – примерно 17 лет, у LCV – почти 16 лет, а у легковых автомобилей – около 14 лет.
С учетом отсутствия госпрограммы по утилизации и сворачивания частных программ trade-in многими автопроизводителями не позволили понизить средний возраст ТС.
P.S. В чрезвычайных обстоятельствах (в которых сейчас оказалась наша страна) и решения должны быть кардинальными – повышение компенсации за утилизацию авто, конечно, относится к таковым, но оно не должно вылиться в очередное перекладывание денег из кармана в карман, а стать реальным стимулом по омоложению весьма и весьма древнего автопарка страны, что теперь крайне осложнилось на фоне санкций.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка