Российский завод Volkswagen может начать выпускать автомобили компании Chery
21 апреля 2023
Калужский завод «Фольксвваген Рус» будет продан автодилерскому холдингу «Авилон» – партнеру китайского Chery
Александр Климнов, фото bloomberg
Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций одобрила продажу завода Volkswagen под Калугой, рассказали «Ведомостям» два источника, знакомые с решением совещательного органа. По их словам, актив будет продан автодилерскому холдингу «Авилон». Стоимость готовящейся сделки им не известна.
Напомним, что 17 марта Арбитражный суд Нижегородской области арестовал имущество Volkswagen AG в России по иску группы ГАЗ о взыскании с немецкого автоконцерна 15,6 млрд руб. Иск был подан из-за досрочного расторжения соглашения сторон о контрактной сборке немецких машин на площадке группы ГАЗ в Нижнем Новгороде. Данное соглашение было прекращено в августе 2022 года – на три года раньше срока – из-за вступления в силу санкций минфина США против российской компании.
Представитель «Фольксваген груп рус» (ФГР, российская структура Volkswagen AG) отмечал, что Volkswagen подает заявку на одобрение российскими госорганами продажи своих долей в ФГР, включая завод в Калуге более чем с 4000 сотрудников, заслуживающему доверия российскому инвестору. Собеседник надеялся, что иск не приведет к задержке сделки.
И вот 3 апреля 2023 года суд снял арест на объекты недвижимого и движимого имущества ФГР. Однако неделю спустя ГАЗ подал новый иск к Volkswagen – уже на 28,4 млрд руб. Но и в этом случае суд отказал в принятии обеспечительных мер, включая арест имущества.
Справка: завод Volkswagen в технопарке «Грабцево» под Калугой был запущен в режиме крупноузловой сборки в 2007 году. Через два года завод перешел на выпуск автомобилей по полному циклу, включающему сварку, окраску и сборку. Предприятие может выпускать до 225 000 машин в год. В 2015 г. там же был открыт завод по производству двигателей объемом 1,6 л (мощность – 150 000 в год). До простоя, который длится с марта 2022 г., на площадке выпускали легковые Volkswagen Polo и Skoda Rapid, кроссовер Volkswagen Tiguan.
Продажи легковых автомобилей Volkswagen и Skoda в 2022 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), составили 17 555 ед. и 18 299 машин соответственно (годом ранее – 86 108 ед. и 90 443 ед.).
По данным источника «Ведомостей», знакомого с планами китайской компании, производственным партнером «Авилона» в Калуге может стать китайский автоконцерн Chery. Переговоры об этом ведутся с автодилером, но не с ним одним, говорит другой источник. Ранее о вероятности такого партнерства писали «Ъ» и другие СМИ. Губернатор Калужской области Владислав Шапша опубликовал 18 апреля в своем Telegram-канале фотографии со встречи с менеджментом Chery на Шанхайском автосалоне в КНР.
В интервью «России 1» в Шанхае президент Chery International Джан Гоубин сказал: «Мы хотим не только продавать машины в России, но и развивать у вас их производство, причем так, чтобы была высокая степень локализации». Хотя официально представитель Chery от комментариев отказался.
Регуляторные согласования в большинстве M&A сделок – наиболее длительный этап после подписания юридически обязывающих документов, говорит партнер Forward Legal Андрей Филиппенко. Юрист отмечает: «Можно предположить, что сделка закроется достаточно оперативно, если не потребуется разрешений иностранных регуляторов.
После введения 10%-ного «налога на выход» (требование правительства РФ к иностранным инвесторам о выплате 10% от продажи активов в России) некоторые продавцы обращались за лицензией OFAC [минфина США] для снятия риска участия в платежах в российский бюджет, что может занять еще какое-то время».
Кстати, в Китае у VW Group все идет отлично и немецкий концерн во вторник сообщил, что планирует создать в провинции центр исследований и разработок электромобилей, чтобы лучше адаптировать их ко вкусам китайских клиентов.
Центр стоимостью миллиард евро, получивший название «100% TechCo», нацелен на сокращение времени разработки новых продуктов и технологий примерно на 30%, привлекая поставщиков на ранних этапах разработки продукта для ускорения времени выхода на рынок.
P.S. Итак, возможно, еще один из автозаводов в России перейдет под крыло китайского автопроизводителя, что стало главной тенденцией последнего полугодия в российском автопроме (преимущественно легковом и LCV).