Вашингтон внес в санкционный список ряд новых предприятий российского автопрома
3 мая 2024
В санкционный SDN-лист попали АЗ «Урал», БАЗ, «Ремдизель» и ЯМЗ
Александр Климнов, фото АЗ «Урал»
Вашингтон расширил санкционный список предприятий российского автопрома – в новую редакцию документа попали АЗ «Урал», Брянский автомобильный завод (БАЗ), входящий в состав концерна «Алмаз Антей»), а также производители двигателей «Ремдизель» и Ярославский моторный завод (ЯМЗ).
В обосновании к списку сообщается, что данные компании могут работать или работают в секторе экономики РФ, поддерживающем ВПК.
В мае 2023 года АЗ «Урал» и БАЗ уже попали под ограничения со стороны Минторга США, а еще ранее АЗ «Урал» попал под санкции со стороны Евросоюза.
Тогда же, в мае 2023 года, стало известно, что Дмитрий Стрежнев, который получил Уральский автозавод вместе с рядом активов по спецтехнике и 47-процентную долю в ЯМЗ от «Группы ГАЗ», продал его топ-менеджменту.
«Ремдизель» был основан в 1978 году КАМАЗом как завод по ремонту дизельных двигателей грузовых автомобилей.
В 2012 году концерн принял решение о реорганизации дочернего ЗАО «Ремдизель» путем выделения из него нового акционерного общества. Предполагалось, что автоконцерн получит 96% в новой «дочке», аналогичная структура владения сохранилась и в ЗАО «Ремдизель».
С 2015 года АО «Ремдизель» на 100% принадлежало ООО «Специализированная сервисная компания», которое контролируется Людмилой Трейстман через ООО «Синерджи».
На КАМАЗе заявляли что не занимаются военными разработками после вывода из структуры концерна АО «Ремдизель».
Сам КАМАЗ наравне с многими автозаводами России также включен в SDN-лист.
Кстати, как ранее сообщал «АВТОСТАТ», власти Южной Кореи запретили поставку в РФ литий-ионных батарей в рамках расширения санкций.
Речь идет обо всех перезаряжаемых батареях, в том числе и аккумуляторах для электротранспорта, следует из заявления Минторга страны. Под таможенный контроль подпадают таможенные коды, относящиеся как к готовым литий-ионным батареям, так и их компонентам.
Южная Корея традиционно дублирует новые ограничения со стороны западных стран: Евросоюз запрещал экспорт батарей в РФ в 12-м пакете (опубликован в декабре 2023 года).
Однако, основной поставщик в Россию литий-ионных батарей всех видов, включая портативные, – дружественная КНР.
Так, согласно китайской таможенной статистике, в РФ в 2023 году поступило аккумуляторов в общей сложности на $315,2 млн.
Южная Корея поставляла гораздо меньше – в 2023 году из страны в РФ было поставлено аккумуляторных батарей на $18,4 млн, а их компонентов – на $8,6 млн как следует из данных корейской таможенной статистики.
Однако запрет на поставки батарей из Южной Кореи может оказаться чувствительным для компании «Рэнера» (подконтрольна ТВЭЛ, топливному дивизиону «Росатома»).
Основной южнокорейский поставщик литий-ионных аккумуляторов в Россию – компания Enertech, которая отправляет батареи для «Рэнеры».
В 2023 году объем поставок составил минимум 1,5 млрд рублей. С 2022 года Enertech находится под контролем «Рэнеры», которая в 2022 году увеличила долю до 98,32%.
P.S. Очевидно, что российским производителям АКБ для электромобилей, и «Рэнера» в частности, придется или изыскивать обходные пути поставок или переориентироваться на дружественный Китай.