ВАЗ потерял баллы локализации по модели LADA Vesta NG
18 октября 2023
После перезапуска LADA Vesta NG потеряла часть локализации из-за электроники и «автомата»
Александр Климнов, фото производителя
Правительство впервые оценило уровень локализации модели LADA Vesta, производство которой АВТОВАЗ перезапустил весной после годового перерыва (фото на заставке).
Так вот Vesta NG набрала меньше баллов, чем до кризиса, потому что ВАЗ, хотя и смог за год найти многие комплектующие в РФ и увеличил число производственных операций по двигателю, но потерял на электронике. На ВАЗе уверяют, что электронные компоненты теперь тоже российские, но в концерне пока не получили подтверждения от Минпромторга. Формально уровень локализации Vesta NG значительно вырос за счет баллов за НИОКР, которые, впрочем, отражают не только рост инвестиций, но и падение выручки автоконцерна.
Снижение уровня локализации Vesta, последовало из заключения по 719-му постановлению, полученному АВТОВАЗом в октябре. Так, модель в версии седан с механической коробкой передач набрала 3200 баллов за выполняемые операции, что на 135 баллов меньше, чем до начала кризиса. Версия универсал (SW) потеряла 115 баллов, набрав те же 3200. Версия Vesta с «автоматом» (GFK/GFL 440) потеряла 650–655 баллов, набрав только 1900 баллов. Две последние модификации пока еще не перезапущены.
Баллы локализации обнулились по компонентам электроники: блоки управления комбинацией приборов, кузовной электроникой ABS и ESP, а также за блок ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, АВТОВАЗ утратил 75 баллов за блок управления двигателем (ЭБУ), что произошло из-за роста стоимости иностранных комплектующих.
Впрочем, сейчас Минпромторг обсуждает изменения системы подсчета баллов за ЭБУ.
В то же время АВТОВАЗ все же смог локализовать некоторые новые операции и нарастить баллы по ряду уже выполняемых, например, по двигателю теперь включена обработка поршней. Среди новых локальных элементов – компоненты системы управления двигателем и интерьера, наружные зеркала, уплотнители, стекла, низковольтные жгуты проводов, приборы освещения, шины, амортизаторы, ADAS, рулевая система и др. Однако эти операции в итоге дают меньший объем баллов, чем утраченные компоненты.
Версию Vesta с автоматической коробкой передач – вариатором ВАЗ пока не производит. До весны 2022 года на Vesta GFK/GFL 440 устанавливался вариатор Jatco и бензиновый двигатель HR16 объемом 1,6 л и мощностью 113 л. с. разработки альянса Renault-Nissan. В сентябре паблик «Нетипичный АвтоВАЗ» сообщал, что выпуск универсалов LADA Vesta может возобновиться в ноябре.
Глава автоконцерна Максим Соколов минувшим летом говорил о планах возвращения версии с вариатором до конца 2023 года, уточняя, что речь идет о вариаторе «китайского производства». Так что версия с вариатором не получила никаких баллов локализации за двигатель, что говорит о том, что вероятно, в ней не будет использоваться ни один из имеющихся у ВАЗа двигателей.
Эксперт Сергей Удалов из агенства «АВТОСТАТ» отмечает, что в номере версии заложены выходные параметры: при их сохранении с новыми двигателем и коробкой версия может остаться той же. А вот «Русский автомобиль» писал, что Vesta будет оснащаться вариатором WLY, который называют схожим с Jatco. На ВАЗе не уточняют, может ли идти речь о сохранении нумерации версии, несмотря на замену двигателя и вариатора.
В остальном заключение на модель Vesta касается именно выпускаемой или планируемой к выпуску версий. Так, в нем нет прочих «докризисных» версий, но появилась спецификация Vesta GFL/GFK 210 – с механической коробкой передач, 1,6-литровым 90-сильным двигателем, которая как раз выпускается с этой весны. Она набирает 3200 баллов, причем, локализация данного мотора чуть выше, чем у спецификации GFK/GFL 110 со 106-сильным 1,6-литровым двигателем.
На бумаге получается, что АВТОВАЗ даже нарастил общий уровень локализации за счет баллов за НИОКР. Так, если в конце 2021 года за НИОКР по Vesta концерн получал 635 баллов, то сейчас – 1900 баллов. НИОКР оценивается из расчета 400 баллов за каждый процент потраченной на это выручки компании. Существенный объем баллов за НИОКР сейчас связан не только с реальными разработками, но и со снижением выручки автоконцернов в 2022 году из-за падения продаж и выпуска.
В итоге полученные баллы локализации позволяют АВТОВАЗу, как и ранее, претендовать на 100-процентную компенсацию утильсбора по LADA Vesta – планка на 2023–2024 годы составляет 2600 баллов. Однако без НИОКР будущая Vesta с вариатором (GFK/GFL 440) начала бы терять эти компенсации, поскольку набирает лишь 1900 баллов.
При этом на АВТОВАЗе считают, что даже сейчас полученные баллы «превышают необходимые показатели как по 719-му постановлению, так и по правилам утильсбора». Детали, которые теперь не включены в список локализованных, по словам представителя компании, на самом деле российские: «На момент подготовки документов для отчета мы не успели получить подтверждающие отчетные документы от поставщиков этих компонентов. Обновление этих документов происходит несколько раз в год, и в следующей итерации эти операции уже будут подсчитаны и задокументированы».
Баллы за НИОКР сейчас составляют существенную часть в общем уровне локализации у большинства моделей. Кстати, заметнее всего это по автозаводу «Москвич». Так, модели «Москвич 3» и «Москвич 3e», согласно заключению от 2022 года, набирали 1,1 тыс. баллов. Из этого объема лишь 40 баллов приходится на реальную локализацию (блок ЭРА-ГЛОНАСС), остальное как раз НИОКР. До начала кризиса модели иностранных брендов набирали примерно такой же объем баллов локализации, например, около 1000 баллов было у Toyota Camry и VW Tiguan за сварку, окраску и прочие операции.
Сейчас «Москвич», как сообщала компания, начал варить кузова (за это дают 400 баллов), но новое заключение о локализации пока еще не появилось. Г-н Удалов замечает, что НИОКР – это в том числе испытания и проверки соответствия при локализации новых компонентов, и если эта работа реально выполняется, то НИОКР напрямую конвертируется в локализацию.
P.S. То, что ряд положений по локализации реально надо пересматривать в связи с принципиально изменившимися обстоятельствами работы отечественного автопрома в условиях санкций – понятно, как и то что дизайн локализуемых моделей, если и будет меняться, то только в перспективе – после их 100-процентной локализации. Например, ВАЗу важнее освоить всю прежнюю номенклатуру моделей и их исполнений, что возвращает бренду LADA прежних и новых клиентов.