Япония предупредила Вьетнам о негативных последствиях из-за «внезапного» запрета на использование мотоциклов в Ханое
21 октября 2025
Продажи Honda во Вьетнаме упали после обнародования мер властей Ханоя о запрете на въезд бензиновых мотоциклов в центр города с середины 2026 года
Александр Климнов, фото Reuters и производителей
Японское правительство и некоторые из ведущих производителей страны предупредили Вьетнам, что запланированный запрет на бензиновые мотоциклы в Ханое может привести к потере рабочих мест и обрушить местный моторынок рынок стоимостью $4,6 млрд, на котором доминирует Honda Motor, согласно документам, с которыми ознакомилось агентство Reuters и семь человек, знакомых с этим вопросом.
Суть вопроса состоит в том, что в июле премьер-министр Вьетнама Фам Минь Чинь издал директиву, запрещающую бензиновым мотоциклам въезжать в центр столицы с середины 2026 года, поскольку страна стремится снизить высокий уровень загрязнения воздуха (фото центра Ханоя на заставке – авт.).
Более широкие ограничения должны быть введены в 2028 году, и ожидается, что запреты распространятся на другие части страны.
В ответ посольство Японии в Ханое направило официальное письмо вьетнамским властям, в котором говорится, что внезапный запрет может «повлиять на занятость во вспомогательных отраслях», таких как дилеры мотоциклов и поставщики запчастей.
Японское посольство отказалось поделиться полным содержанием письма, о котором сообщается впервые.
Посольство также призвало вьетнамские власти рассмотреть «соответствующую дорожную карту» по электрификации, которая включала бы подготовительный период и поэтапное внедрение правил.
Посольство отказалось сообщить, когда было отправлено письмо, хотя один японский правительственный чиновник сказал, что оно было передано в сентябре.
Справка: рынок двухколесных транспортных средств во Вьетнаме – один из крупнейших в мире. Так, по данным исследовательской фирмы Mordor Intelligence, в этом году он оценивается в $4,6 млрд, а парк зарегистрированных мотоциклов в прошлом году приблизился к 80% от 100-миллионного населения страны, что также один из самых высоких показателей моторизации в мире.
Первая экспортная поставка партии из 20 тысяч мопедов Honda Super Cub во Вьетнам состоялась в 1967 году, и с тех пор у народа Вьетнама был долгий роман с Super Cub во всех его многочисленных вариациях.
Со второй половины 20-го века до начала 21-го его значимость только продолжала расти, что сделало Super Cub де-факто частью образа жизни вьетнамцев, поскольку это надежнейшее двухколесное транспортное средство позволяет легко передвигается по всем видам дорог, от больших городских улиц до небольших деревенских тропинок.
Так 77-летний пенсионер Нгуен Донг Ким из Ханоя (фото выше) говорит: «Я очень люблю свой японский Super Cub 1982 года, который был импортирован сюда подержанным из Японии еще в 1998 году и до сих пор исправно возит всю мою многочисленную семью».
В свое время на Super Cub приходилось почти 90% всех мотоциклов, используемых во Вьетнаме, обеспечивая надежный источник мобильности для людей из всех слоев общества, вплоть до деревенских домохозяйств.
Производители предупреждают о возможных банкротствах
Основная торговая группа для иностранных производителей мотоциклов во Вьетнаме, которую возглавляет Honda и в которую входит Yamaha и Suzuki, направила собственное письмо правительству в июле, предупредив, что запрет может привести к «перебоям в производстве и риску банкротства» для компаний в цепочке поставок, согласно копии письма, которое попало в распоряжение агентства Reuters.
Производители заявили, что запрет может иметь «побочные эффекты» для сотен тысяч местных рабочих, и сослались на потенциальные сбои для почти 2000 дилеров и ~200 поставщиков компонентов.
Они призвали к внедрению переходного периода «с минимальным временем подготовки в два-три года», чтобы дать им время для корректировки производственных линий, пока расширяется сеть зарядных станций и стандарты безопасности.
Вьетнамские официальные лица до сих пор отказывались реагировать на запросы японского правительства и производителей, по словам трех человек, знакомых с ходом обсуждений.
Правительство Вьетнама не ответило на просьбу о комментарии.
Правительство заявило, что запрет необходим для борьбы с чрезвычайно высоким уровнем загрязнения воздуха в Ханое.
Власти Хошимина, крупнейшего мегаполиса Вьетнама (бывшего Сайгона – авт.), также заявили о планах по ограничению использования транспортных средств с бензиновым двигателем внутреннего сгорания.
Отвечая на опасения по поводу перехода транспорта на электроэнергию, премьер-министр Чинь заявил японским руководителям в августе, что сокращение выбросов является глобальной проблемой, требующей совместных усилий «для выбора наиболее оптимального решения с подходящей дорожной картой», сообщает правительственный онлайн-портал.
Во Вьетнаме Honda стала нарицательным названием мотоциклов
Компания Honda Vietnam Co.,Ltd, которая контролирует 80% рынка двухколесных транспортных средств во Вьетнаме с 2,6 млн мотоциклов, проданных в прошлом году, возглавила кампанию по пересмотру директивы.
В частном порядке один из представителей Honda поднял вопрос о возможности того, что компания может рассмотреть возможность сокращения своего производства во Вьетнаме в ответ на меры вьетнамских властей.
Honda Vietnam заявила, что внимательно следит за ситуацией, но не планирует закрывать заводы.
Японский производитель имеет четыре завода во Вьетнаме, где он настолько доминирует, что его торговая марка стала сокращением от «мотоцикл» на вьетнамском языке.
Штаб-квартира Honda Vietnam расположена в Винь Фуке, примерно в часе езды к северу от столицы Ханоя. Просторная территория объекта включает в себя два мотоциклетных завода, один автомобильный завод, испытательный курс и учебный центр по безопасности вождения.
Почти все мотоциклы, которые она продает во Вьетнаме и других странах, работают на бензине.
Впрочем, она также предлагает модели CUV e: и ICON e: с питанием от аккумуляторов в стране.
Продажи Honda во Вьетнаме упали почти на 22% в августе по сравнению с июлем, когда был объявлен запрет, прежде чем немного восстановились в сентябре.
В августе и сентябре компания зафиксировала двузначное снижение продаж по сравнению с прошлым годом.
Поскольку автомобильный бизнес Honda оказался под давлением возросшей конкуренции из-за глобального перехода на электромобили, она стала больше полагаться на свой мотоциклетный бизнес в качестве источника прибыли.
Продажи Vinfast растут быстро
Между тем, продажи электрических мотоциклов и электровелосипедов производятся вьетнамской фирмой VinFast, зарегистрированной на Nasdaq, вырос на 55% до почти 70 тысяч во II квартале 2025 года по сравнению с I кварталом.
Ожидается, что после запрета они вырастут, согласно опросу потребителей, проведенному в сентябре исследовательской фирмой Asia Plus.
Предлагаемые экологические меры также повлияли на продажи бензиновых автомобилей во Вьетнаме, которые упали на 18% в сентябре по сравнению с годом ранее для членов VAMA, крупнейшей ассоциации автомобильной промышленности страны, в которую входят несколько японских брендов.
В прошлом месяце VAMA заявила, что не ожидает прямого влияния запрета на мотоциклы, но признала, что «некоторые клиенты не решаются покупать новые машины» после заявлений правительства.
Японский автопроизводитель Toyota выступает лидером вьетнамского рынка с более чем четвертью от общего объема продаж автомобилей в сентябре, свидетельствуют данные VAMA.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.