Роботраки поедут по трассе М-11 «Нева» с 2024 года
26 августа 2021
Трасса Москва – Санкт-Петербург будет готова принять беспилотные грузовики к 2024 году, а к 2030 году себестоимость перевозок за счет их применения сократится на 10%
Александр Климнов, фото автора
Министр транспорта РФ Виталий Савельев сообщил на телеканале «Россия 24», что на трассе Москва – Санкт-Петербург (М-11 «Нева») в 2024 году могут запустить грузовое беспилотное движение.
По словам министра, запуск коммерческой доставки грузов беспилотниками – проект вполне реальный. Для него необходимы нормативная база и представители бизнеса, которые готовы вкладываться в осуществление проекта. Сейчас многие страны двигаются в этом направлении примерно одинаково, рассматриваются варианты с беспилотными автомобилями, квадрокоптерами, речным и морским транспортом, железнодорожными перевозками. Министр отмечает: «Но выиграет та страна, которая сможет это внедрить массово. Поэтому мы для себя приняли решение, что трасса Санкт-Петербург – Москва для грузового беспилотного движения будет к 2024 году готова, и мы увидим на трассе [М-11] грузовые беспилотники».
По части беспилотных технологий, по его словам, в России пока есть «некоторые проблемы» с импортозамещением. Также очень многое зависит от нормативной базы, над которой ведется работа.
Генеральный директор ГК «Деловые Линии» Фарид Мадани сказал по поводу данного проекта: «Использование беспилотников на трассе М-11 может на час сократить сроки доставки груза между Петербургом и Москвой за счет отсутствия остановок на отдых водителей по режиму труда и отдыха. Кроме того, автопилот полностью исключает человеческий фактор, что повысит безопасность. А программирование идеальной модели движения с плавным управлением в потоке сэкономит топливо (примерно 1 литр на 100 км), снизит затраты на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств на 2–3%. Также применение беспилотников повысит экологичность перевозок благодаря снижению выбросов углекислого газа».
Генеральный директор концерна «Национальные телематические системы» Алексей Нащекин: «Мы создаем экосистему транспорта будущего, инвестируем в проекты инфраструктуры нового поколения, в производство электрических беспилотников, в новую микроэлектронику, в разработку водородных электрохимических генераторов не потому, что это модный тренд. Именно комплексное решение позволит сделать технологический рывок на транспорте и обеспечить существенное снижение затрат, повышение безопасности и экологичности».
Заместитель министра транспорта Кирилл Богданов сказал: «Беспилотники должны перевозить грузы, а не тестироваться только как «технологии ради технологий». Для нас принципиально важно, чтобы проект изначально строился на экономически эффективных бизнес-моделях для перевозчиков и грузоотправителей».
Ранее сообщалось, что трасса М-11, связывающая Москву и Санкт-Петербург, станет первым в России беспилотным логистическим коридором. Соответствующее соглашение Министерство транспорта РФ подписало с рядом компаний в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).
Для исключения заездов автономных грузовиков в города по всей трассе М-11 протяженностью более 660 км планируется создание специальных хабов на подъездах к Москве и Санкт-Петербургу. В районе Твери предполагается строительство северного обхода для исключения выезда беспилотников на реконструированный участок трассы M-10.
Ранее замминистра транспорта РФ Кирилл Богданов отмечал, что до 2030 года в беспилотные коридоры будет включено 19,5 тыс. км федеральных дорог. Реализация проекта позволит в 10 раз увеличить долю России в перевозках на маршруте Китай – Европа.
Глава инновационного подразделения SberAutoTech Андрей Василевский в недавнем интервью «Ъ» сказал: «Нам кажется, что чем больше компаний смогут объединиться, договориться об инфраструктуре, тем быстрее отрасль [беспилотников] будет расти. Смотрите, до определенного момента мы жили в реальности, где беспилотник – это автомобиль, который всю инфраструктуру возит с собой. Понятно, почему так сделали: потому что никакой специальной инфраструктуры не было [как нет ее и до сих пор]. Беспилотный автомобиль по-прежнему должен уметь перемещаться, рассчитывая только на себя. Но для крупных эксплуатационных проектов необходимо вкладываться в инфраструктуру. И здесь становится важно, чтобы инфраструктура не строилась только для одной компании, нужно всем вырабатывать общие требования к ней.
Не менее важно договориться о том, чтобы все новые знаки на дорогах сразу бы превращались в цифру. Конечно, беспилотник может распознавать дорожные знаки, созданные для людей, сейчас этим уже никого не удивить. Но зачем мы это делаем, зачем мы на это тратим ресурсы и машинное время, пусть даже очень маленькое? Ведь можно сразу дублировать все в цифре. Я не призываю отключить распознавание знаков автомобилем, я верю, что цифровые знаки для беспилотников станут обыденностью.
Технология V2X без 5G вполне реалистична и зависит от того стандарта, который используется. В Китае продвигают 5G: если хочешь организовать обмен информацией между машинками и инфраструктурой, то должен ставить 5G. Как технарям нам эта идея очень нравится. Есть европейский подход, он идет от другого стандарта, который растет из WiMAX.
Однако на сегодня я считаю, что выпускать на дороги автомобиль без водителя рановато. Простой пример: беспилотный автомобиль может чего-то «испугаться» на дороге и остановиться. И окружающим непонятно, что с ним делать, ведь его даже оттолкать в сторону нельзя. А мы все прекрасно знаем, что перекрытие даже одной полосы — это гигантские пробки. Пока мы не поймем и не договоримся, как на это реагировать. Мы участвуем в проекте-маяке, посвященном организации беспилотных грузоперевозок. Но указанные выше проблемы еще требуют своего решения».
Кстати, с коммерческими беспилотниками имеется еще и проблема хакерства. Так, коммерческий директор IT-компании BIA Technologies Максим Андрианов отмечает: «Основная цель при обеспечении безопасности беспилотников – не допустить перехвата канала управления: иначе компания потеряет контроль над машинами, а злоумышленники смогут использовать их в своих целях».
Тем не менее, по расчетам Минтранса РФ к 2030 году благодаря использованию беспилотников на М-11 «Нева» скорость доставки грузов в течение одного дня увеличится на 25% – с 60 км/ч до 75 км/ч. Применение беспилотников может сократить себестоимость перевозки более чем на 10%. Таких показателей логистические компании смогут достичь к 2030 году. Ожидается также, что аварийность на транспорте сократится на 20%.
P.S. Итак, у нас в стране все же начинается какое-то движение по переводу беспилотников из закрытых, специально оснащенных территорий, т.н. «песочниц», на дороги общего пользования и даже сроки начала беспилотного движения правительством обозначены, однако, думается, что к уже довольно близкой дате в лучшем случае будут готовы лишь нормативные документы и в железе осуществлены некоторые демонстрационные проекты (например, бескабинный электрогрузовик КАМАЗ-3373«Челнок»), ну а до реальной серьезной эксплуатации еще пройдут многие годы, так как даже подготовка и принятие закона о беспилотных машинах занимает достаточно длительное время.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка