Российский пилот Даниил Квят протестировал беспилотный болид Dallara SF23
28 ноября 2023
Искусственный интеллект добрался до автогонок
Александр Климнов, фото a2rl.io, f1news.ru
Автоспорт долго сопротивлялся приходу технологий автономности (например, в Формуле-1 даже пытались запретить автоматическое переключение передач), сохраняя базовую структуру чемпионатов разных уровней на протяжении довольно долгого времени без особых изменений, но сопротивляться наступлению новейших технологий оказалось невозможным – настало время реформ (нравится это кому-то или нет – авт.).
Во многом этому способствовало такое явление современной жизни как искусственный интеллект (ИИ). Впрочем, роль тест-драйвера пока что взял на себя российский гонщик Даниил Квят – но все по порядку.
В этом году в Абу-Даби было объявлено об организации нового чемпионата – Аbu Dhabi Autonomous Racing League (A2RL), и авторы проекта уверяют, что это будет самая большая в мировом масштабе гоночная серия, в которой будут соревноваться беспилотные машины, а управлять ими будут не гонщики, а именно ИИ.
Первая гонка A2RL запланирована на 28 апреля 2024 года, и состояться она должна на автодроме Яс-Марина в Абу-Даби, только что принимавшем финал сезона Формулы-1, а сегодня там проходят тесты.
Заявки на участие в чемпионате A2RL уже подали 10 команд из семи стран. Призовой фонд составляет $2,25 млн. Партнером новой серии выступила японская компания Japan Race Promotion, промоутер известного чемпионата Super Formula, так что в ней будут использоваться новейшие машины Dallara SF23, доработанные и оснащенные дополнительным оборудованием в соответствии со спецификой A2RL.
Задача команд чемпионата A2RL, в основном состоящих из специалистов в области ИИ, состоит в том, чтобы в определенных рамках адаптировать программное обеспечение «умных машин», и именно в этом также состоит элемент соревновательности.
На днях в ОАЭ прошло событие, как бы второстепенное на фоне новостей о финале сезона, но достаточно любопытное само по себе – на автодроме в Дубае были проведены первые тесты беспилотного болида. Поскольку детальную проверку техники искусственному интеллекту пока доверить нельзя (не совершенная пока технология – авт.), то тестирование было поручено нашему российскому гонщику Даниилу Квяту, успевшему попробовать себя в самых разных чемпионатах, а теперь сотрудничающему с A2RL.
Даниил прокомментировал: «На автодроме в Дубае мы проводим первичную обкатку машины Super Formula, что очень важно, поскольку эта работа позволяет понять, нормально ли функционирует подвеска, двигатель, тормоза, коробка передач и прочие вещи».
Судя по всему, тестирование прошло успешно, и вчера данная машина в цветах A2RL была впервые продемонстрирована мировой гоночной прессе, съехавшейся в Абу-Даби освещать финал сезона Формулы-1.
Вообще затея по-своему любопытная, если учесть, что болиды Super Formula достаточно быстрые и мощные, а у болельщиков появится уникальная возможность через технологии дополненной реальности (AR) занять непосредственно место гонщика, которого на самом деле в кокпите не будет, и наблюдать за происходящим на трассе как бы его глазами. Но это пока теория, ну а как это получится на практике, станет понятно в следующем году.
Кстати, организаторы серии A2RL не собираются ограничиваться гонками трековых формул – в их планах значится и освоение иных сред: в воздухе это будут соревнования беспилотных дронов, а в окрестных пустынях – гонки на беспилотных багги.
P.S. Насколько интересными будут гонки болидов без пилотов вообще – покажет ближайшее будущее, ну а саму такую возможность с дистанционным управлением гоночных машин еще полвека назад описывал, например, советский научно-популярный журнал «Техника Молодежи», предлагавший заменить гонщика роботом (впрочем тогда роботы представлялись еще исключительно как отдельные механизмы, а не интегрированные непосредственно в машину системы).