Сезон 2023 года в Формуле-1 завершился 19-й победой и 11-м хет-триком Макса Ферстаппена

Сезон 2023 года в Формуле-1 завершился 19-й победой и 11-м хет-триком Макса Ферстаппена

27 ноября 2023


Шарль Леклер не смог в Абу-Даби помочь Ferrari взять второе место в Кубке Конструкторов


автор

Александр Климнов, фото f1news.ru, championat.com



Идея строительства автодрома в столице Объединенных Арабских Эмиратов была оформлена в январе 2006-го, когда Герман Тильке получил заказ на разработку скромной трехкилометровой трассы для гонок регионального уровня. С каждым месяцем проект расширялся, и уже летом было решено доработать его до масштабов Формулы-1.
ABU-DHABI_1.gif
В итоге автодром на искусственном острове Яс стал на то время одним из самых амбициозных проектов архитектурного бюро Тильке.
7109032.gif
Часть трассы проложена по набережной. Высота прилива в Абу-Даби не превышает полметра, волн практически не бывает, поэтому участок расположен почти на уровне моря и обеспеченные зрители смогут наблюдать за борьбой с пришвартованных яхт.

В основу проекта изначально заложена двойственность – первая половина трассы имеет все признаки стационарного скоростного автодрома, а вторая состоит из медленных и среднескоростных поворотов, более характерных для городских Гран При. В последние годы эта двойственность проявляется и в графике гонки, которая стартует при свете дня, а финиширует после захода солнца. Квалификация начинается в 18:00, а гонка стартует в 17:00 по местному времени, а солнце заходит в 17:34.

Дебютировав в 2009-м, гонка в Абу-Даби два года завершала сезон, потом потеряла этот статус, а с 2014-го организаторы его вернули. Право принимать последний этап – предмет гордости. Это способствует хорошим продажам билетов, ведь гонка может решить судьбу чемпионского титула – так было в 2014-м, в 2016-м и 2021-м.

Трассу в Абу-Даби часто критикуют из-за проблем с обгонами, и в 2020-м это стало особенно очевидно. Из-за пандемии развлекательную программу отменили и все внимание было приковано к гонке, которая оказалась сравнительно скучной из-за отсутствия борьбы. Организаторы пообещали решить проблему с помощью масштабной реконструкции. В 2021-м гонка впервые прошла по обновленной конфигурации, но решению проблемы с обгонами это не помогло.
ABU-DHABI.gif
Вместо медленных 5-7 поворотов появился более плавный левый поворот. Связку 11-14 поворотов заменил один профилированный поворот с небольшим углом наклона, где машины разгоняются до 250 км/ч, а на выходе гонщики могут использовать разные траектории.

Трасса требует среднего уровня прижимной силы. Нагрузка на тормоза достаточно велика. В гонке пилоты используют специальный визор для комфортного перехода с естественного освещения на искусственное. Одна из любопытных особенностей – туннель на выезде с пит-лейн, который начинается уже за линией ограничения скорости. Поначалу многие воспринимали это решение скептически, ведь в случае аварии машину было бы сложно эвакуировать, но серьезных проблем пока не возникало.

Гран При Абу-Даби завершает сезон 2023 года и непростую для всех серию из пяти этапов за шесть недель. От Лас-Вегаса до Абу-Даби больше тринадцати тысяч километров и двенадцать часовых поясов. Последний в этом году вызов для команд в конце напряженного сезона, но сотрудники смогут выспаться в самолете, а потом всех, после однодневных тестов, ждет долгожданный отпуск.

Перемен в составах команд не будет – хотелось посмотреть молодежь, но Формула-1 становится все более и более закрытой и проводит гастроли по всему миру с известным составом участников. Приход новичков не способствует росту продажи билетов, пока ветераны не уходят, если, конечно, этот новичок не из той страны, где проводится гонка.

Кстати, этапов, где местных гонщиков нет, становится все меньше. Сейчас это Бахрейн, Саудовская Аравия, Азербайджан, Австрия, Венгрия, Бельгия, Италия, Сингапур, Катар и Абу-Даби. Правда не самый быстрый американец Логан Сарджент закрывает сразу три американских этапа. Наверное поэтому и продолжает выступать.
171484.gif

Франц Тост покинул в конце сезона 2023 года руководящий пост в команде AlphaTauri

Все гонщики остаются, есть вопросы только с контрактом Логана Сарджента, но финальный Гран При нынешнего сезона стал последним для руководителя Toro Rosso / AlphaTauri Франца Тоста – заслуженного и достойного человека. От него почти ничего не зависело в этой структуре, но он как мог защищал своих гонщиков, в том числе Даниила Квята.

Последним будет уик-энд и для союза Sauber – Alfa Romeo, дальше они пойдут каждая своим путем. Уходит и физиотерапевт Джозеф Леберер, отработавший с командой 27 лет и 527 Гран При.

Финальный Гран При 2023 года должен был решить несколько принципиальных вопросов. Самый яркий – борьба за второе место в Кубке конструкторов между Mercedes и Ferrari, за четвертое между McLaren и Aston Martin, да и за места в конце таблицы, которые тоже приносят немало денег.
17010007611836142366.gif
Предгоночная церемония началась в Абу-Даби еще при дневном свете с традиционной фотографии в конце сезона. Атмосфера была праздничной, все радовались, что долгий и напряженный сезон заканчивается.
nominations-ae.gif
Шинники привезли на этап самые мягкие составы резины – C3, C4 и C5 в роли Hard, Medium и Soft. Стролл, Сайнс и Боттас стартовали на Hard, остальные на Medium.

КВАЛИФИКАЦИЯ
В пятницу лидировал Леклер, утром в субботу – Расселл, а выиграл квалификацию в Абу-Даби Макс Ферстаппен, завоевавший свой 32-й поул в карьере, сравнявшись по этому показателю с Найджелом Мэнселлом.

Шарль Леклер показал второе время и в пятый раз подряд стартовал с первого ряда.

Льюис Хэмилтон уступил напарнику в квалификации, сезон они со счётом 11 - 11, столь равной борьбы нет ни в одной другой команде.

ГОНКА
На старте Ферстаппен сохранил лидерство. Норрис отыграл одну позицию, Хэмилтон – три, но обогнал Переса за пределами трассы.
7121438.gif
На 18-м круге в результате массовой смены резины на последнем Гран При Франца Тоста гонку на 5 кругов возглавил Юки Цунода!
В середине дистанции в Абу-Даби село солнце. Картинка стала еще более эффектной.
На 37-м круге Алонсо опередил Хэмилтона, хотя и пожаловался инженеру, что машина здорово теряет в скорости на прямых.
На 48-м круге Перес атаковал Норриса в шестом повороте – машины коснулись – и Серхио получил пятисекундный штраф. Хэмилтон опередил Сайнса в борьбе за девятое место.
На 57-м Сайнс свернул в боксы и сошел с дистанции.
На последнем круге Леклер пропустил Переса на второе место, чтобы после прибавки к результату мексиканца пяти секунд штрафа Серхио все равно оказался впереди Расселла и отобрал у Mercedes очки, но расчет не сработал и Ferrari все равно устeпили 3 очка в Кубке Конструкторов.
7122828.gif
Выиграв Гран При Абу-Даби, Макс Ферстаппен одержал 54-ю победу в карьере и 19-ю в сезоне (и ещё четыре раза выиграл спринты) – так много гонок в одном году прежде не выигрывал никто. Кстати, он лидировал на протяжении 1003 кругов и стал единственным гонщиком, проехавшим дистанцию всех гонок в сезоне 2023 года.
164776-1.gif
Еще несколько рекордов Макса – четвертая победа подряд на одной трассе, десять побед подряд, 21 подиум в сезоне, 575 очков и наибольший отрыв от ближайшего соперника – 290 очков. Выиграв квалификацию, проехав лучший круг и одержав победу в гонке, Ферстаппен завоевал 11-й хет-трик в карьере, сравнявшись по этому показателю с Джимом Кларком. Теперь он уступает только Хэмилтону (19 хет-триков) и Михаэлю Шумахеру (22 хет-трика).
7123488.gif
Если же говорить о конструкторе его болида Red Bull RB19 – Эдриана Ньюи, то перечень его успехов стал только длиннее: на счету его машин более 200 побед в Гран При, а он имеет самое прямое отношение к 13 чемпионским титулам, которые выиграл вместе с такими командами, как Williams, McLaren и Red Bull Racing.
7123268.gif
Шарль Леклер второй год подряд финишировал в Абу-Даби вторым после Ферстаппена. Финишировав третьим, Джордж Расселл второй раз в сезоне поднялся на подиум. Юки Цунода из AlphaTauri впервые в карьере лидировал в Гран При, став вторым японским гонщиком, которому удалось это сделать, после Такумы Сато на Нюрбургринге в 2004 году.
Tab1.gif
Tab2.gif

Сезон 2023 года завершен. Во вторник в Абу-Даби пройдут молодежные и шинные тесты.

После новогодних праздников пройдут презентации новых машин и зимние тесты. А до Гран При Бахрейна, т.е. начала сезона 2024 года остается всего 97 дней.

Сезон получился интересный, причем, не столько спортивной составляющей, так как лидерство команды Red Bull и Макса Ферстаппена было как никогда подавляющим, сколько инициативами Liberty Media, что достаточно характерно, когда за дело берутся те, кто в этом бизнесе не особенно разбирается. Так что закономерно, что в итоге позвали Брауна и Доменикали. Интриги сезону, впрочем, чрезмерной добавили т.н. «выезды за пределы трассы» из-за которых итоги тренировок и квалификаций были просто непредсказуемыми, но изнервировали и гонщиков, и их команды. Фактически новый регламент не сработал, хотя потрачено на него было много, но обгонов не стало больше, а после ухода Чарли Уайтинга возник кризис с техническим руководством FIA, причем, президент Жан Тодт фактически отстранился от власти. Прежняя структура разрушилась, а вот новая на ее месте не появилась. Остались только болельщики, а также те, кто помнит, как оно должно быть…
7120534.gif
P.S. Откровенно говоря, при всем величии «королевы автоспорта» Формула-1 из-за доминирования одной команды (Кув Bull отдал соперникам всего одну гонку) и одного пилота (Ферстаппен доминировал по ходу сезона в еще большей степени, чем легендарный Михаэля Шумахер в начале 2000-х и Льюис Хэмилтон в 2010-х) представляли собой сравнительно монотонное зрелище, а значительная часть событий на трансах сводилась к смене шин и сходам гонщиков по тем или иным причинам вместо борьбы колесо в колесо за призовые места, хотя бывало и такое. Впрочем длительные перерывы с проведением ряда Гран При из-за пандемии привели к огромному наплыву зрителей на трибуны, так что с коммерческой точки зрения сезон вполне себя окупил, но слишком долго такое продолжаться не может…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Макс Ферстаппен добавил в свою коллекцию победу на Гран При Китая

Макс Ферстаппен добавил в свою коллекцию победу на Гран При Китая

Гран При Китая после многолетнего перерыва прошел на подъеме

22.04.2024

В России создали совершенно новый мощный атмосферный мотор Gimura 1000s, но... для снегоходов и ATV

В России создали совершенно новый мощный атмосферный мотор Gimura 1000s, но... для снегоходов и ATV

Создатели нового российского двигателя Gimura 1000s смогли снять с литра объема 105 л.с. без турбонаддува

10.04.2024

На Гран-При Японии Red Bull вновь завоевал победный дубль

На Гран-При Японии Red Bull вновь завоевал победный дубль

Макс Ферстаппен и команда Red Bull уверенно выиграли на трассе в Сузуке

08.04.2024

КАМАЗ «Компас 9» получил отечественный дизель КАМАЗ-590

КАМАЗ «Компас 9» получил отечественный дизель КАМАЗ-590

Компания «Тракс Восток Рус» предложила для среднетоннажника КАМАЗ «Компас 9» отечественный дизель КАМАЗ-590

03.04.2024

Легковушек Volvo с дизелем больше не будет

Легковушек Volvo с дизелем больше не будет

С конвейера завода Volvo Cars в шведском Торсланде сошел последний дизельный автомобиль этого бренда

28.03.2024

Гран При Саудовской Аравии кажется, зажгло новую звезду – Оливера Бермана

Гран При Саудовской Аравии кажется, зажгло новую звезду – Оливера Бермана

Очередная победа Макса Ферстаппена на Гран-При Саудовской Аравии не так впечатлила как дебют молодого британского пилота Оливера Бермана на Ferrari

11.03.2024

Возврат к списку