Свыше 2,7 тыс. отечественных беспилотников будут выполнять задачи в интересах госкомпаний

Свыше 2,7 тыс. отечественных беспилотников будут выполнять задачи в интересах госкомпаний

14 марта 2025


Российский флот авиационных беспилотников на март 2025 года достиг 120 тысяч, включая 424 тяжелых БАС


автор

Александр Климнов, фото Л.Толмачёва, aex.ru, oak.ru, avatars.dzeninfra.ru и производителей     



Замруководителя Росавиации Андрей Потемкин на видеоконференции с представителями российских регионов доклад «Реализация национального проекта "Беспилотные авиационные системы" Федеральным агентством воздушного транспорта», рассказал о тенденциях развития беспилотной авиации в стране.

Он отметил, что по состоянию на март: учтено 120 тыс. БВС; зарегистрировано 424 тяжелых беспилотника (все они преимущественно используются для сельского хозяйства); общий налет составил около 245 тыс. летных часов; сертифицированы 86 эксплуатантов БАС; выдано 5 сертификатов типа БАС – на тяжелые беспилотники.
S-80.jpg

Компания «Транспорт будущего» представила на выставке NAIS-2025 первый в России сертифицированный беспилотный агрокомплекс S-80 (агродрон), предназначенный для точечного внесения удобрений и средств защиты растений, способный обработать до 18 га площади полей в час

Он напомнил, что в соответствии с приказом Минтранса РФ №236 (от 08.07.2024) с сентября 2024 года в России действуют 60 зон свободных полетов для беспилотных воздушных судов (БВС) весом до 30 кг.
rosaviatsiya_uav_photo.jpg
Росавиация направила предложения по 170 зонам полетов для БВС в Минтранс для последующего включения в проект приказа.

Вице-премьер РФ Виталий Савельев на заседании коллегии Росавиации, посвященном перспективам развития авиационной отрасли сообщил, что свыше 2,7 тыс. отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) будут выполнять задачи в интересах компаний с государственным участием.

Он сказал: «Мы видим, насколько беспилотники эффективны в сельском хозяйстве в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в поисково-спасательных операциях. <...> Более 2700 отечественных БАС будут выполнять регулярные задачи по интересам федеральных органов исполнительной власти и компаний с государственными участием».

Савельев высоко оценил результаты работы Росавиации в 2024 году.

Так, за прошедший год российскими авиакомпаниями было перевезено 111,7 млн пассажиров, что на 5,9% больше уровня 2023 года. 

Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что в 2025 году ожидается незначительное снижение пассажиропотока до 109,7 млн человек.

В рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» планируется построить новые аэропорты в Омске, Шерегеше, Иркутске, а также реконструировать аэропорты Владимира и Смоленска, восстановить гавани на возвращенных территориях.

Сейчас в нашей стране 225 аэродромов, а к 2030 году их будет 242.
_2024d142-01-02.jpg

В 2024 году фактический объем пассажирских авиаперевозок оказался выше, чем был заложен в КПГА, а вот экспортный потенциал МС-21 пока что остается чисто гипотетическим

Он подчеркнул: «Сегодня она [авиация] демонстрирует настоящий характер – в непростых геополитических условиях нам удалось сохранить авиационный флот, профессиональное кадровое ядро и научно-производственный потенциал. Это стало результатом кропотливой работы коллективов авиакомпаний, аэропортов, предприятий по техническому обслуживанию и образовательных организаций».

Вице-премьер также отметил, что в 2024 году обеспечена устойчивая эксплуатация более 2000 воздушных судов, сохранен высокий уровень безопасности полетов.

По словам руководителя Росавиации, в 2024 году в государственном реестре зарегистрировано 53 воздушных судна отечественного производства: 4 самолета и 49 вертолетов.

При этом из-за отсутствия ресурсов и невозможности выполнения ремонта авиакомпаниями выведено из эксплуатации 58 воздушных судов.

Это вынужденная мера, связанная с текущим состоянием парка воздушных судов.

Сейчас в парках авиакомпаний, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, насчитываются 1138 самолетов и 920 вертолетов.

Несмотря на выбытие техники, общий парк авиакомпаний, осуществляющих коммерческие перевозки, остается достаточно большим: 1138 самолетов и 920 вертолетов.

Так, в 2024 году в государственный реестр было добавлено 53 новых воздушных судна российского производства (4 самолета и 49 вертолетов).

Таким образом, несмотря на большие трудности и невозможность закупить импортную технику, за год в количественном составе российский авиапарк практически не изменился.

А вот государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) опубликовала очередной дайджест «Транспорт в деталях», посвященный состоянию и перспективам развития рынка гражданских вертолетов в России.
mi-8.jpg

Основу вертолетного парка РФ по-прежнему составляет трудяга Ми-8

Анализ агрегированной информации, маркетинговых исследований компании и данных от партнеров ГТЛК показал, что:
  • около 70% эксплуатируемых в стране вертолетов старше 25 лет;
  • для замены парка требуется поддержка на государственном уровне;
  • ожидается снижение общего налета;
  • сегмент тяжелых вертолетов — наиболее многочисленный и на 90% состоит из модификаций Ми-8;
  • высокий износ парка приведет к ежегодному выбытию до 86 вертолетов;
  • модернизацию парка сдерживают санкционные ограничения, высокая стоимость новых вертолетов и рост затрат на ТО, недостаток финансовых средств у эксплуатантов.
Согласно Комплексной программе развития гражданской авиации до 2030 года (КПГА), принятой в 2022 году на фоне введения «коллективным Западом» строжайших антироссийских санкций, до 2030 года должно было быть произведено суммарно до 1000 ед. гражданских самолетов, из которых в 2024-м – 69 ед. реально в прошлом году было произведено всего 9 машин из которых 4 массой до 15 тонн и 5 ед. более тяжелых.
Prognoz_2030.jpg

Таков был план развития отечественного авиапрома в 2002 согласно КПГА, но к 2025 году всем стало понятно, что целевые показатели до 2030 года практически недостижимы, так что сейчас речь идет даже не о корректировке, а о написании новой программы

Для сравнения: в 2023 году тоже было построено девять гражданских авиалейнеров, при этом серийные самолеты авиации общего назначения (АОН) в учет не брались. В 2022 году было построено 16 машин, а в 2021-м – 19 машин отечественной разработки, в 2020-м самолетов было собрано 20 ед., в 2019-м – 23 машины, в 2018-м – 35 самолетов и в 2017 году – 41 борт.

При этом по сообщению «Ъ» в ходе аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводу об отсутствии «экономически оправданного спроса» на 1 тыс. новых отечественных самолетов до 2030 года.

Проверка также выявила риски переноса сроков и роста себестоимости самолетов, что может потребовать увеличения государственного субсидирования.

В конце декабря 2024 года на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) в первый раз в воздух поднялся частично импортозамещенный среднемагистральный самолет МС-21-310.
4cb2e1s35u9xlqfo39cabjyziq2jeuea.jpg
На опытной машине с бортовым номером RF-73055 (заводской номер МС.0012) установлено крыло из зарубежных композиционных материалов, два российских двигателя ПД-14 и ряд отечественных бортовых систем.

Другая опытная машина с бортовым номером RF-73057 (заводской номер МС.0013) с полным импортозамещением бортового оборудования, по утверждению министра Антона Алиханова, должна совершить первый полет в марте-апреле 2025 года.

Первый полет первого опытного образца МС-21-300, предназначенного для летных испытаний, состоялся 28 мая 2017 года.

Кстати, на днях Минпромторг РФ смягчил условия сертификации импортозамещенного варианта регионального пассажирского самолета Superjet 100, ранее известного как SSJ-New.
SSJ-100.jpg
Теперь ведомство больше не настаивает на полной замене всех зарубежных комплектующих, что было основной целью программы КПГА с 2022 года, когда западные поставщики ушли из России.

Вместо этого министерство ожидает сертификации в этом году «модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем» по сравнению с базовой версией самолета, в которой использовалось около 70% иностранных деталей.
Superjet-100_сборка.jpg
Об этом говорится в опубликованных министерством 26 февраля условиях конкурса (его итоги подведут 18 марта – авт.) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для сертификации самолета Superjet 100 (сборка на фото выше).

На эти цели ведомство готово выделить 27,6 млрд руб. в 2025–2027 гг. 

Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил на заседании президиума совета законодателей РФ, что полеты импортозамещенных самолетов МС-21 SJ-100 ожидаются в первой половине 2025 года, после чего начнутся сертификационные летные испытания.

В интервью ТАСС министр сказал: «Первые полеты полностью импортозамещенных самолетов МС-21 с двигателем ПД-14 и SJ-100 с двигателем ПД-8 планируем в течение первого полугодия».
MC-21_сборка.jpg
Он уточнил, что сейчас в разной степени готовности в производстве находятся 13 самолетов МС-21 (сборка МС-21 на фото выше).
и 20 лайнеров SJ-100.

Справка: двигатель ПД-14 разрабатывается специально для российского пассажирского самолета нового поколения МС-21.
PD-14.jpg
Для установления на самолеты партия двигателей была передана в конце февраля этого года.

Головной разработчик изделия – «ОДК-Авиадвигатель», головной изготовитель – «ОДК-Пермские моторы»

Двигатель ПД-8, предназначен для лайнера SJ 100 и был представлен «Ростехом» 5 февраля на выставке NAIS-2025 (на фото ниже).
PD-8_maket.jpg
Над ним работает предприятие «ОДК-Сатурн».

Испытания двигателя на Sukhoi Superjet 100 должны были начаться в 2023 году, но были отложены из-за конструкционных изменений.

До этого SJ-100 испытывался с российско-французским двигателем SaM146.

Еще из авиановостей: по сообщениям на различных сайтах в Интернете, на Ульяновском авиазаводе «Авиастар» в 2024 году было построено 6 серийных транспортных самолетов двойного назначения Ил-76МД-90А (на фото ниже).
Ил-76МД-90А.jpg
В конце прошлого года начала проходить заводские приемо-сдаточные испытания серийная машина Ил-76МД-90А, построенная в зачет 2024 года.

А вот самарский завод «Авиакор» собрал в конце февраля 2025 года первый фюзеляж нового пассажирского самолета ТВРС-44 «Ладога», который будет отправлен на финальную сборочную линию Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге, сообщил глава корпорации Алексей Гусев (на фото ниже).
tvrs-44.jpg
Справка: разработку 44-местного самолета «Ладога» в УЗГА начал в 2021 году.

Этот двухмоторный турбовинтовой самолет должен заменить устаревшие советские самолеты Ан-24 /26, а также турбовинтовые машины западного производства ATR 42 и De Havilland Dash-8, используемые для пассажирских перевозок в Сибири и на Дальнем Востоке России.
tvrs-44_1.jpg
При этом УЗГА не имеет опыта в проектировании самолетов, хотя до 2022 года завод занимался лицензионной сборкой чешских региональных турбовинтовых бортов Let L-410 и австрийских учебных машин Diamond DA42.

Главный конструктор предприятия Вадим Демин в 2019 году упоминал, что при проектировании «Ладоги» за основу был взят L-610 – удлиненная версия популярного самолета L-410.

Этот легкий многоцелевой самолет для местных авиалиний (МВЛ) был разработан чехословацкой компанией Let в самом конце еще советской эпохи и впервые поднялся в воздух в 1988 году.

Тогда производитель успел собрать восемь прототипов, но позже остановил разработку, так как основной заказчик в лице СССР прекратил существование, а российской рыночной экономике, находившейся в стадии становления (т.н. «лихие 90-е») было не до авиационных новинок, тем более зарубежных.

Изначально УЗГА планировал оснастить ТВРС-44 парой собственных турбовинтовых двигателей ВК-800С, но позднее выбрал 2400-сильный «Климов ТВ7-117СТ-02» – дефорсированную версию мотора, предназначенного для более крупного пассажирского турбовинтового лайнера Ил-114-300 (на фото ниже).
TV-117-02.jpg
Изначально ожидалось, что «Ладога» поступит в эксплуатацию в 2025 году, но теперь первые поставки сдвинуты вправо – на 2028 год.

Планируемый объем поставок до 2030 года был сокращен на 35 самолетов, до 105 бортов.

Кстати, из-за задержки с поставками ТВРС-44 «Ладога» дочерняя структура Росавиации – ГосНИИ ГА заказал сертификационные работы по продлению срока службы турбовинтовых самолетов Ан-26 с 50 до 60 лет.

Кроме того, в УЗГА также ведется разработка новых турбовинтовых самолетов меньшей вместимости.

Например, одномоторный 9-местный ЛМС-901 «Байкал» (на фото ниже) должен заменить советского поршневого долгожителя – биплан Ан-2.
Под крылом самолета о чем-то поют
Совместно с Беларусью разрабатывается ЛМС-192 «Освей» (на фото ниже), который должен стать отечественным аналогом 19-местного L-410.
LMS-192.jpg
Первые поставки этого самолета ожидаются в 2027 году.

Пока авиашоу МАКС временно не проводится, роль главной национальной авиационной выставки принял на себя NAIS, который в этом году состоялся в Крокус-Экспо.
jCRVQL7pQfg.jpg
И основным профильным шоу-стоппером NAIS'25 оказался одномоторный четырехместный учебно-тренировочный самолет PV-10 Tango,
qp0IrXfRU8U.jpg
полностью разработанный и построенный в нашей стране компанией Spectra Aircraft (входящей в холдинг S7 Group) с использованием отечественных композитных материалов.
mhEDsLfsI3Q.jpg
Его 200-сильный мотор АПД-510 «Лидер» с электронной системой управления, также российской разработки, демонстрировался тут же и также стал одним из значимых экспонатов (на фото ниже).
APD-520.jpg
P.S. Если в отечественной классической авиации сохраняются серьезные проблемы в области авиапрома (прежде всего из-за импортозамещения, которое на порядки сложнее, чем в автопроме), при том что парк авиалайнеров преимущественно иностранного производства, и удается поддерживать в работоспособном состоянии, но и здесь перспективы достаточно туманные, то в сегменте БВС дела обстоят достаточно хорошо и прогресс как говорится на лицо.

Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями!
Подписаться.

Наш интернет магазин: irim3.ru

Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Zoox отзывает 258 роботакси из-за случаев внезапного торможения

Zoox отзывает 258 роботакси из-за случаев внезапного торможения

Подразделение компании Amazon по роботакси Zoox согласилось отозвать 258 шаттлов после начала расследования против нее NHTSA  

21.03.2025

Станет ли концом европейской мечты об аэромобильности банкротство немецких стартапов Lilium и Volocopter?

Станет ли концом европейской мечты об аэромобильности банкротство немецких стартапов Lilium и Volocopter?

В Германии рушится не только автопром, но и рынок передовой воздушной мобильности в виде eVTOL

11.03.2025

Автопилот FSD пикапа Tesla Cybertruck привел к серьезной аварии в Неваде

Автопилот FSD пикапа Tesla Cybertruck привел к серьезной аварии в Неваде

Авария пикапа Cybertruck в Неваде вызвала тревогу по поводу надежности программного обеспечения автопилота Tesla FSD

18.02.2025

BYD начнет ставить автопилот «Глаз Бога» на все свои модели, включая дешевые

BYD начнет ставить автопилот «Глаз Бога» на все свои модели, включая дешевые

BYD презентовал автопилот God’s Eye для оснащения всего модельного ряда как своей марки, так и дочерних

13.02.2025

Илон Маск обещал запустить сервис роботакси в техасском Остине уже в июне

Илон Маск обещал запустить сервис роботакси в техасском Остине уже в июне

Tesla намеревается запустить беспилотные такси в Техасе из-за отсутствия здесь ограничений для эксплуатации беспилотников

10.02.2025

Илон Маск признал невозможность работы автопилота Tesla FSD на текущем «железе»

Илон Маск признал невозможность работы автопилота Tesla FSD на текущем «железе»

Компания Tesla Inc. обещает бесплатное обновление до Hardware 4 для покупателей FSD Hardware 3

05.02.2025

Возврат к списку