Свыше 2,7 тыс. отечественных беспилотников будут выполнять задачи в интересах госкомпаний
14 марта 2025
Российский флот авиационных беспилотников на март 2025 года достиг 120 тысяч, включая 424 тяжелых БАС
Александр Климнов, фото Л.Толмачёва, aex.ru, oak.ru, avatars.dzeninfra.ru и производителей
Замруководителя Росавиации Андрей Потемкин на видеоконференции с представителями российских регионов доклад «Реализация национального проекта "Беспилотные авиационные системы" Федеральным агентством воздушного транспорта», рассказал о тенденциях развития беспилотной авиации в стране.
Он отметил, что по состоянию на март: учтено 120 тыс. БВС; зарегистрировано 424 тяжелых беспилотника (все они преимущественно используются для сельского хозяйства); общий налет составил около 245 тыс. летных часов; сертифицированы 86 эксплуатантов БАС; выдано 5 сертификатов типа БАС – на тяжелые беспилотники.
Компания «Транспорт будущего» представила на выставке NAIS-2025 первый в России сертифицированный беспилотный агрокомплекс S-80 (агродрон), предназначенный для точечного внесения удобрений и средств защиты растений, способный обработать до 18 га площади полей в час
Он напомнил, что в соответствии с приказом Минтранса РФ №236 (от 08.07.2024) с сентября 2024 года в России действуют 60 зон свободных полетов для беспилотных воздушных судов (БВС) весом до 30 кг.
Росавиация направила предложения по 170 зонам полетов для БВС в Минтранс для последующего включения в проект приказа.
Вице-премьер РФ Виталий Савельев на заседании коллегии Росавиации, посвященном перспективам развития авиационной отрасли сообщил, что свыше 2,7 тыс. отечественных беспилотных авиационных систем (БАС) будут выполнять задачи в интересах компаний с государственным участием.
Он сказал: «Мы видим, насколько беспилотники эффективны в сельском хозяйстве в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в поисково-спасательных операциях. <...> Более 2700 отечественных БАС будут выполнять регулярные задачи по интересам федеральных органов исполнительной власти и компаний с государственными участием».
Савельев высоко оценил результаты работы Росавиации в 2024 году.
Так, за прошедший год российскими авиакомпаниями было перевезено 111,7 млн пассажиров, что на 5,9% больше уровня 2023 года.
Руководитель Росавиации Дмитрий Ядров сообщил, что в 2025 году ожидается незначительное снижение пассажиропотока до 109,7 млн человек.
В рамках федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов» планируется построить новые аэропорты в Омске, Шерегеше, Иркутске, а также реконструировать аэропорты Владимира и Смоленска, восстановить гавани на возвращенных территориях.
Сейчас в нашей стране 225 аэродромов, а к 2030 году их будет 242.
В 2024 году фактический объем пассажирских авиаперевозок оказался выше, чем был заложен в КПГА, а вот экспортный потенциал МС-21 пока что остается чисто гипотетическим
Он подчеркнул: «Сегодня она [авиация] демонстрирует настоящий характер – в непростых геополитических условиях нам удалось сохранить авиационный флот, профессиональное кадровое ядро и научно-производственный потенциал. Это стало результатом кропотливой работы коллективов авиакомпаний, аэропортов, предприятий по техническому обслуживанию и образовательных организаций».
Вице-премьер также отметил, что в 2024 году обеспечена устойчивая эксплуатация более 2000 воздушных судов, сохранен высокий уровень безопасности полетов.
По словам руководителя Росавиации, в 2024 году в государственном реестре зарегистрировано 53 воздушных судна отечественного производства: 4 самолета и 49 вертолетов.
При этом из-за отсутствия ресурсов и невозможности выполнения ремонта авиакомпаниями выведено из эксплуатации 58 воздушных судов.
Это вынужденная мера, связанная с текущим состоянием парка воздушных судов.
Сейчас в парках авиакомпаний, выполняющих коммерческие воздушные перевозки, насчитываются 1138 самолетов и 920 вертолетов.
Несмотря на выбытие техники, общий парк авиакомпаний, осуществляющих коммерческие перевозки, остается достаточно большим: 1138 самолетов и 920 вертолетов.
Так, в 2024 году в государственный реестр было добавлено 53 новых воздушных судна российского производства (4 самолета и 49 вертолетов).
Таким образом, несмотря на большие трудности и невозможность закупить импортную технику, за год в количественном составе российский авиапарк практически не изменился.
А вот государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) опубликовала очередной дайджест «Транспорт в деталях», посвященный состоянию и перспективам развития рынка гражданских вертолетов в России.
Основу вертолетного парка РФ по-прежнему составляет трудяга Ми-8
Анализ агрегированной информации, маркетинговых исследований компании и данных от партнеров ГТЛК показал, что:
около 70% эксплуатируемых в стране вертолетов старше 25 лет;
для замены парка требуется поддержка на государственном уровне;
ожидается снижение общего налета;
сегмент тяжелых вертолетов — наиболее многочисленный и на 90% состоит из модификаций Ми-8;
высокий износ парка приведет к ежегодному выбытию до 86 вертолетов;
модернизацию парка сдерживают санкционные ограничения, высокая стоимость новых вертолетов и рост затрат на ТО, недостаток финансовых средств у эксплуатантов.
Согласно Комплексной программе развития гражданской авиации до 2030 года (КПГА), принятой в 2022 году на фоне введения «коллективным Западом» строжайших антироссийских санкций, до 2030 года должно было быть произведено суммарно до 1000 ед. гражданских самолетов, из которых в 2024-м – 69 ед. реально в прошлом году было произведено всего 9 машин из которых 4 массой до 15 тонн и 5 ед. более тяжелых.
Таков был план развития отечественного авиапрома в 2002 согласно КПГА, но к 2025 году всем стало понятно, что целевые показатели до 2030 года практически недостижимы, так что сейчас речь идет даже не о корректировке, а о написании новой программы
Для сравнения: в 2023 году тоже было построено девять гражданских авиалейнеров, при этом серийные самолеты авиации общего назначения (АОН) в учет не брались. В 2022 году было построено 16 машин, а в 2021-м – 19 машин отечественной разработки, в 2020-м самолетов было собрано 20 ед., в 2019-м – 23 машины, в 2018-м – 35 самолетов и в 2017 году – 41 борт.
При этом по сообщению «Ъ» в ходе аудита заводов Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» пришли к выводу об отсутствии «экономически оправданного спроса» на 1 тыс. новых отечественных самолетов до 2030 года.
Проверка также выявила риски переноса сроков и роста себестоимости самолетов, что может потребовать увеличения государственного субсидирования.
В конце декабря 2024 года на Иркутском авиазаводе (ИАЗ) в первый раз в воздух поднялся частично импортозамещенный среднемагистральный самолет МС-21-310.
На опытной машине с бортовым номером RF-73055 (заводской номер МС.0012) установлено крыло из зарубежных композиционных материалов, два российских двигателя ПД-14 и ряд отечественных бортовых систем.
Другая опытная машина с бортовым номером RF-73057 (заводской номер МС.0013) с полным импортозамещением бортового оборудования, по утверждению министра Антона Алиханова, должна совершить первый полет в марте-апреле 2025 года.
Первый полет первого опытного образца МС-21-300, предназначенного для летных испытаний, состоялся 28 мая 2017 года.
Кстати, на днях Минпромторг РФ смягчил условия сертификации импортозамещенного варианта регионального пассажирского самолета Superjet 100, ранее известного как SSJ-New.
Теперь ведомство больше не настаивает на полной замене всех зарубежных комплектующих, что было основной целью программы КПГА с 2022 года, когда западные поставщики ушли из России.
Вместо этого министерство ожидает сертификации в этом году «модификации с максимальным импортозамещением компонентов и систем» по сравнению с базовой версией самолета, в которой использовалось около 70% иностранных деталей.
Об этом говорится в опубликованных министерством 26 февраля условиях конкурса (его итоги подведут 18 марта – авт.) на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) для сертификации самолета Superjet 100 (сборка на фото выше).
На эти цели ведомство готово выделить 27,6 млрд руб. в 2025–2027 гг.
Глава Минпромторга Антон Алиханов заявил на заседании президиума совета законодателей РФ, что полеты импортозамещенных самолетов МС-21 SJ-100 ожидаются в первой половине 2025 года, после чего начнутся сертификационные летные испытания.
В интервью ТАСС министр сказал: «Первые полеты полностью импортозамещенных самолетов МС-21 с двигателем ПД-14 и SJ-100 с двигателем ПД-8 планируем в течение первого полугодия».
Он уточнил, что сейчас в разной степени готовности в производстве находятся 13 самолетов МС-21 (сборка МС-21 на фото выше).
и 20 лайнеров SJ-100.
Справка: двигатель ПД-14 разрабатывается специально для российского пассажирского самолета нового поколения МС-21.
Для установления на самолеты партия двигателей была передана в конце февраля этого года.
Двигатель ПД-8, предназначен для лайнера SJ 100 и был представлен «Ростехом» 5 февраля на выставке NAIS-2025 (на фото ниже).
Над ним работает предприятие «ОДК-Сатурн».
Испытания двигателя на Sukhoi Superjet 100 должны были начаться в 2023 году, но были отложены из-за конструкционных изменений.
До этого SJ-100 испытывался с российско-французским двигателем SaM146.
Еще из авиановостей: по сообщениям на различных сайтах в Интернете, на Ульяновском авиазаводе «Авиастар» в 2024 году было построено 6 серийных транспортных самолетов двойного назначения Ил-76МД-90А (на фото ниже).
В конце прошлого года начала проходить заводские приемо-сдаточные испытания серийная машина Ил-76МД-90А, построенная в зачет 2024 года.
А вот самарский завод «Авиакор» собрал в конце февраля 2025 года первый фюзеляж нового пассажирского самолета ТВРС-44 «Ладога», который будет отправлен на финальную сборочную линию Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Екатеринбурге, сообщил глава корпорации Алексей Гусев (на фото ниже). Справка: разработку 44-местного самолета «Ладога» в УЗГА начал в 2021 году.
Этот двухмоторный турбовинтовой самолет должен заменить устаревшие советские самолеты Ан-24 /26, а также турбовинтовые машины западного производства ATR 42 и De Havilland Dash-8, используемые для пассажирских перевозок в Сибири и на Дальнем Востоке России.
При этом УЗГА не имеет опыта в проектировании самолетов, хотя до 2022 года завод занимался лицензионной сборкой чешских региональных турбовинтовых бортов Let L-410 и австрийских учебных машин Diamond DA42.
Главный конструктор предприятия Вадим Демин в 2019 году упоминал, что при проектировании «Ладоги» за основу был взят L-610 – удлиненная версия популярного самолета L-410.
Этот легкий многоцелевой самолет для местных авиалиний (МВЛ) был разработан чехословацкой компанией Let в самом конце еще советской эпохи и впервые поднялся в воздух в 1988 году.
Тогда производитель успел собрать восемь прототипов, но позже остановил разработку, так как основной заказчик в лице СССР прекратил существование, а российской рыночной экономике, находившейся в стадии становления (т.н. «лихие 90-е») было не до авиационных новинок, тем более зарубежных.
Изначально УЗГА планировал оснастить ТВРС-44 парой собственных турбовинтовых двигателей ВК-800С, но позднее выбрал 2400-сильный «Климов ТВ7-117СТ-02» – дефорсированную версию мотора, предназначенного для более крупного пассажирского турбовинтового лайнера Ил-114-300 (на фото ниже).
Изначально ожидалось, что «Ладога» поступит в эксплуатацию в 2025 году, но теперь первые поставки сдвинуты вправо – на 2028 год.
Планируемый объем поставок до 2030 года был сокращен на 35 самолетов, до 105 бортов.
Кстати, из-за задержки с поставками ТВРС-44 «Ладога» дочерняя структура Росавиации – ГосНИИ ГА заказал сертификационные работы по продлению срока службы турбовинтовых самолетов Ан-26 с 50 до 60 лет.
Кроме того, в УЗГА также ведется разработка новых турбовинтовых самолетов меньшей вместимости.
Например, одномоторный 9-местный ЛМС-901 «Байкал» (на фото ниже) должен заменить советского поршневого долгожителя – биплан Ан-2.
Совместно с Беларусью разрабатывается ЛМС-192 «Освей» (на фото ниже), который должен стать отечественным аналогом 19-местного L-410.
Первые поставки этого самолета ожидаются в 2027 году.
Пока авиашоу МАКС временно не проводится, роль главной национальной авиационной выставки принял на себя NAIS, который в этом году состоялся в Крокус-Экспо.
И основным профильным шоу-стоппером NAIS'25 оказался одномоторный четырехместный учебно-тренировочный самолет PV-10 Tango,
полностью разработанный и построенный в нашей стране компанией Spectra Aircraft (входящей в холдинг S7 Group) с использованием отечественных композитных материалов.
Его 200-сильный мотор АПД-510 «Лидер» с электронной системой управления, также российской разработки, демонстрировался тут же и также стал одним из значимых экспонатов (на фото ниже). P.S. Если в отечественной классической авиации сохраняются серьезные проблемы в области авиапрома (прежде всего из-за импортозамещения, которое на порядки сложнее, чем в автопроме), при том что парк авиалайнеров преимущественно иностранного производства, и удается поддерживать в работоспособном состоянии, но и здесь перспективы достаточно туманные, то в сегменте БВС дела обстоят достаточно хорошо и прогресс как говорится на лицо.
Подписывайтесь на наш Тelegram-канал и следите за обновлениями! Подписаться.