Автодор внедряет «Свободный поток» как часть «умной дороги»
20 мая 2021
Роботраки в России предлагают тестировать на дорогах общего пользования в режиме роботакси
Александр Климнов, фото автора и ГК «Автодор»
В среднем по открытым участкам Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в сутки проезжает 14 тысяч автомобилей. С начала запуска новой для России системы взимания платы «Свободный поток», которая работает на ЦКАД уже полгода, проведено боле 11 миллионов транзакций по оплате проезда. Перспективы внедрения данной системы и другие элементы ЦКАД как «умной дороги» были недавно обсуждены на встрече представителей Госкомпании «Автодор», Министерства промышленности и торговли и концерна «Национальные телематические системы» (НТС).
Специалисты ГК «Автодор» продемонстрировали возможности Центрального пункта управления ЦКАД на основе технологий «НТС»: безбарьерную систему оплаты проезда по платным участкам «Свободный поток», систему автоматизированного контроля и видеоаналитики дорожной ситуации, информационные табло с актуальной информацией для водителей и инфраструктуру для движения подключенного и беспилотного транспорта.
В подключенном режиме информационная система «умной дороги» обменивается данными с транспондером автомобиля и мобильным приложением водителя. Для водителей личных автомобилей дает ускорение движения с помощью безбарьерной оплаты проезда и оперативной реакции дорожных служб и ГИБДД на любые нештатные ситуации на всем протяжении трассы. Для коммерческого транспорта возможности дороги шире: с ее помощью можно контролировать перемещение грузов, прогнозировать прибытие и готовить складские службы к приему товаров.
В беспилотном режиме инфраструктура «умной дороги» поддерживает системы автономного вождения и передает в Центральный пункт управления полную информацию о местоположении беспилотника, его техническом состоянии и уровне заряда. Эти данные используются для мониторинга движения груза, удаленной диагностики и планирования подзарядок беспилотника на маршруте.
Появление на автодорогах информационной инфраструктуры для беспилотного движения открывает возможности для внедрения логистических сервисов нового типа.
В рамках презентации интеллектуальной инфраструктуры ЦКАД компания Evocargo представила сервис автоматизации грузоперевозок по «умным» трассам с помощью беспилотных грузовиков.
Компания продемонстрировала серийный электрический грузовик Evo-1 грузоподъемностью 1,5 тонны и дальностью хода до 250 километров с четвертым уровнем автономии с потенциалом достижения наивысшего пятого. В 2021 году компания планирует представить версию автомобиля на водородных топливных элементах.
Evocargo завершает работу над укрупненной версией автомобиля – магистральный беспилотник Evo-3 на водородных топливных элементах грузоподъемностью 40 тонн и дальностью хода до 1000 км начнет перевозки по «умным дорогам» в 2023 году.
Заместитель председателя правления ГК «Автодор» Георгий Чичерин отметил: «Мы планируем охватить «умными дорогами» маршруты Север-Юг, Запад-Восток и создать хордовые направления. Госкомпания формирует каркас скоростной дорожной инфраструктуры России для перемещения людей и грузов, и здесь цифровые технологии необходимы, в том числе для обеспечения повышения комфорта и безопасности передвижения людей между регионами».
Опыт эксплуатации ЦКАД будет растиражирован на существующие и перспективные транспортные артерии России.
Элементы «умных дорог» будут внедрены на трассах М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, Казань – Екатеринбург, Юго-Западная хорда (Уфа – Тольятти – Саратов – Волгоград – Краснодар), проект «Южный кластер», а также на маршрутах международных логистических проектов, проходящих через территорию России — транспортных коридорах «Север – Юг» и «Восток – Запад».
Проект ЦКАД, протяженность которого 336,5 км, выступает частью международных транспортных коридоров. Полностью завершить его реализацию планируется летом 2021 года. Это первая в России дорога, спроектированная для движения подключенного и беспилотного транспорта. Уже более пяти месяцев на 200 км трассы, от М-11 «Нева» до М-4 «Дон», работает новая для России безбарьерная система взимания платы «Свободный поток», добавил он.
Коммерческим беспилотникам – «умные дороги» и облегченный режим тестирования на дорогах общего пользования
Для наработки опыта реальной эксплуатации беспилотников на дорогах общего пользования заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Александр Морозов предложил распространить на беспилотный грузовой транспорт экспериментальный правовой режим, которым с 2018 года регулируются испытания беспилотных такси. Также заместитель министра поручил сформировать список ключевых компонентов для локализации производства беспилотных автомобилей на территории России: микроэлектроники, электрохимических двигателей на водородном топливе и тяговых электродвигателей.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак отметил: «Для нас автомобильная отрасль в целом – очень важный рынок, стоимость электроники в конечной стоимости автомобиля растет каждый год. Уже сегодня мы видим, как машина из средства передвижения превращается в гаджет – высокотехнологичный, автономный, безопасный, эффективный и экологичный. У России есть все шансы стать лидером в сфере организации беспилотного движения. Это позволит использовать все плюсы нашего географического положения и территории».
Генеральный директор «НТС» Алексей Нащёкин уверен: «Мы запустили в промышленную эксплуатацию первую в мире интеллектуальную дорогу для всех видов транспорта: традиционных автомобилей, подключенных автомобилей и беспилотного транспорта 4-го и 5-го уровня автономности. Это первая в мире система такого класса, реализованная на дорогах общего пользования. «Умные дороги» — это высокотехнологичный продукт с большим экспортным потенциалом, спрос на который будет расти во всем мире. Решения «НТС» уже востребованы в Индии, Индонезии, Турции и Колумбии, но именно в России нам удалось реализовать самый полный спектр возможностей интеллектуальной дорожной инфраструктуры нового поколения».
«Умная дорога» изначально спроектирована для поддержки движения в беспилотном режиме. Центральный пункт управления в режиме реального времени получает информацию о местоположении беспилотников, их техническом состоянии и уровне заряда. При необходимости диспетчеры могут скорректировать маршрут беспилотного транспорта — например, направить его на ближайшую зарядную станцию.
Инфраструктура для беспилотников уже заинтересовала разработчиков автономного транспорта, например, компания Evocargo планирует запустить на «умных дорогах» логистический сервис с использованием беспилотных электрогрузовиков.
Генеральный директор Evocargo Андрей Большаков представил серийный экземпляр электрического грузовика Evo-1 грузоподъемностью 1,5 тонны и дальностью хода до 250 километров. Автомобиль оснащен четвертым уровнем автономии с потенциалом достижения наивысшего пятого (т.е. вообще без кабины для человекоуправления). В 2021 году компания планирует представить версию электромобиля на водородных топливных элементах (FCEV – авт.) с увеличенной дальностью хода на одной заправке.
Генеральный директор Evocargo Андрей Большаков пояснил: «Evocargo – это принципиально интегрированный логистический сервис. Мы не производим электромобили, а предлагаем транспортные услуги полного цикла на основе беспилотного движения и инфраструктуры «умных дорог».
P.S. Для устойчивого передвижения электромобилей, тем более коммерческих требуются именно что «умные дороги», потому что на обычных трассах слишком много неожиданностей, а периферийные дороги страны иногда и дорогами-то назвать сложно – так плохо их качество.
Следите за новостями на портале www.rim3.ru
Загрузка