Америка нуждается в стандарте по определению ресурса тяговых батарей электромобилей с пробегом
11 апреля 2023
Американский автопром, дилеры и клиенты нуждаются в отраслевом стандарте определения остаточного ресурса тяговых батарей электромобилей и гибридов
Александр Климнов, фото вloomberg.com, canarymedia.com, cen.acs.org
Аккумулятор выступает источником питания, с которым многие потребители и дилеры до сих пор не знакомы или малознакомы. Рынок подержанных аккумуляторов нуждается в универсальном стандарте стоимости. Проблема настолько серьезная, что американское отраслевое издание Automotive News выпустило на эту тему редакционную статью, перевод которой дан ниже.
Чтобы широкие массы потребителей могли укрепить доверие к электромобилям, особенно подержанным, отрасли необходим общий стандарт для измерения остаточного ресурса АКБ.
Автопроизводители обещают кардинально увеличить производство и продажи электромобилей в течение следующего десятилетия. Так, только в текущем году на рынок США выйдут более 50 новых моделей с электроприводом, что неизбежно приведет и к расширению рынка электромобилей с пробегом.
Сегодня покупателям подержанных электромобилей и менеджерам дилерских центров не хватает важной информации о состоянии тяговой батареи. Автомобильной промышленности в целом не хватает списка оценочных показателей о состоянии батареи для покупателей, сообщило на прошлой неделе издание Automotive News.
Наличие честной истории автомобиля уже давно выступает проблемой не только для электромобилей. Однако в отрасли есть набор руководящих принципов для измерения исправности и остаточной стоимости транспортных средств с двигателями внутреннего сгорания (ICE).
Диагностика состояния тяговой батареи электромобиля стало более актуальным, потому что «Закон о снижении инфляции» включает в себя кредит на покупку подержанных электромобилей в размере до $4000 или процент от цены транзакции, в зависимости от того, что ниже. Аккумуляторные батареи на сегодня – самая дорогая часть электромобилей. Затраты на замену АКБ могут достигать пятизначных цифр.
В прошлом году электромобили составили 5,6% от регистраций легковых автомобилей, и их доля продолжает расти. Тем не менее, по данным J.D. Power, только один из десяти покупателей намеревается купить новый электромобиль до конца нынешнего года, несмотря на растущую ценовую доступность и рост физического предложения. Дилерам настоятельно нужна информация, чтобы обсуждать состояние и ассортимент подержанных батарей со скептически настроенными покупателями, а также принимать обоснованные решения о приобретении электромобилей на аукционах.
Компании Recurrent, Edmunds, Motorq и J.D. Power работают над способами отслеживания состояния эксплуатируемой батареи.
Такую информацию по состоянию аккумуляторной батареи подержанного электромобиля может получить любой посетитель сайта Edmunds – в списке данных кроме остаточного ресурса АКБ даже есть карта диапазона возможных поездок и предостережение о закончившейся заводской гарантии на батарею
Так, Edmunds использует базу данных Recurrent на 12 000 BEV и PHEV для работы своего торгового сайта. Покупатели могут искать нужные машины по VIN, чтобы увидеть агрегированные данные о состоянии и типе батарей в подержанных электромобилях с аналогичным пробегом.
В J.D. Power и Motorq будут работать с автопроизводителями, чтобы производить мониторинг эксплуатируемого электромобиля, для отслеживания работы и износа его батареи.
Автопроизводители применяют различные проверки транспортных средств и сбор данных о состоянии тяговой батареи, но единой процедуры пока что нет. Многие автопроизводители также предлагают гарантии на полный отказ тяговой батареи в течение восьми лет или 100 000 миль (161 000 км). Гарантийные обязательства, конечно, выступают полезными «ретроактивными» инструментами для обеспечения безопасности батарей, но отрасль должна предпринять определенные усилия по выработке единой методики определения остаточного ресурса тяговых батарей, прежде чем продажи электромобилей достигнут гораздо больших масштабов (от нынешних сотен тысяч до десятков миллионов – авт.).
Фирмы, занимающиеся мониторингом аккумуляторных батарей, и автопроизводители находятся на правильном пути, но для обеспечения взаимного доверия с клиентами им необходима большая координация для создания отраслевого стандарта.
P.S. Собственно проблема создания отраслевого стандарта остаточного ресурса дорогих тяговых аккумуляторов электромобилей (~40% от их общей стоимости в новом виде) касается не только США, но и мирового рынка в целом. И чем больше будет мировой парк электромобилей, тем проблема будет острее, даже если появятся следующие поколения аккумуляторов – более емкие, а главное, более дешевые, покупателям машин с пробегом (как физическим лицам, так и компаниям, работающим по трейд-ин) все равно нужны четкие критерии – сколько стоит платить за изношенную АКБ и электромобиль в целом.
Подержанные аккумуляторные батареи от Nissan LEAF продолжают работать по технологии на аккумулирующей станции EV Pack Storage (EPS) общей мощностью 1 МВт·ч
К тому же тяговые батареи с пониженной до 70% и менее емкостью, но с еще достаточным (4-5 лет) ресурсом давно предлагается использовать (т.н. технология B2U Storage Solutions) для стационарных накопителей энергии, без которых разумная эксплуатация ВИЭ (как ветровой, так и солнечной) энергетики кране не эффективна.