АЗС могут вменить превращение в ЭЗС

АЗС могут вменить превращение в ЭЗС

30 августа 2023


Правительство РФ может обязать АЗС заряжать электромобили


автор

Александр Климнов, фото автора



Правительство предложило в обязательном порядке устанавливать зарядные станции для электромобилей на АЗС.

В принципе, данное требование уже существовало в 2016–2021 гг., но так и не заработало на практике из-за отсутствия рынка и четких критериев, на каких именно автозаправках должны находиться зарядные станции.

В Минэкономики РФ прорабатывают возможность установки зарядных станций на АЗС на ключевых федеральных трассах, охватывающих наибольший трафик автомобильного транспорта, но точные критерии выбора мест пока не сформулированы.

Пока только 15% АЗС в стране технически приспособлены к установке быстрых зарядок, но стоимость их подключения слишком высока, считают участники рынка.

Минэкономики по поручению правительства готовит предложения по обязательной установке зарядных станций для электромобилей (ЭЗС) на АЗС. Министерство должно установить критерии, по которым будут выбирать места установки ЭЗС, включая протяженность транспортных сетей, их категорию, экономическую целесообразность и пр. Данный вопрос обсуждался 5 июля на совещании у главы департамента секторов экономики Минэкономики.

Летом 2022 года правительство РФ запустило программу субсидирования установки быстрых ЭЗС. В 2022 году по программе поддержки установили 493 ЭЗС, а в текущем году планируется установить 872 станции. Максимальная субсидия составляет до 60% от стоимости станции, но не должна превышать 1,86 млн руб. Субсидия на технологическое присоединение (ТП) к электросетям – 30%, но до 900 тыс. руб.

Советник президента Sitronics Group Армен Сафарян положительно оценивает инициативу, отмечая важность равномерного распределения ЭЗС: «К примеру, на автомагистралях на определенных участках есть сразу две-три заправочные станции – не очевидно, по какому принципу государство отдаст предпочтение той или иной локации». По его оценке, ЭЗС на заправках нужны хотя бы каждые 100 км, «при этом установка ЭЗС на АЗС должна быть субсидируемой, так же как и для остальных локаций».

Однако в Green Drive предупреждают, что лишь 10–15% российских автозаправок располагают свободными электросетевыми мощностями (не менее 60 кВт), необходимыми для установки быстрых ЭЗС.

В компании уточняют, что при отсутствии доступных сетей стоимость техприсоединения станции может составлять от 1,5 млн до 7 млн руб. за 150 кВт.

В Punkt E считают, что при имеющейся технической возможности подключения стоимость ТП на трассе составляет минимум 5 млн руб. за 150 кВт, тогда как коммерчески приемлемая цена должна быть менее 2 млн руб.: «Если же возможности ТП ограниченны, то стоимость становится запретительной и может доходить до 30 млн руб. и выше».

Акционер ПАО «Евротранс» (бренд «Трасса», имеет 11 ЭЗС на АЗС, планирует до 2032 года установить быстрые ЭЗС на 63 автозаправочных комплексах) Сергей Алексеенков говорит: «Никто не будет проводить часы на АЗС, чтобы нормально зарядить электромобиль, это должно быть сопоставимо со временем обычной заправки, измеряемой минутами». На АЗС, как правило, общая мощность не превышает 150 кВт, из которых отдать на ЭЗС можно 20–30 кВт, подтверждает он, «это медленная зарядка, которую можно использовать только для подзарядки на 30–40 км пути».

По мнению г-на Алексеенкова, на АЗС нужно ставить модули быстрой ЭЗС с несколькими зарядками по 150 кВт и помещениями отдыха: «Это 1 МВт дополнительной мощности и вся инфраструктура комфорта, сами зарядки составят менее 5% цены, но тогда это полноценный бизнес, а не точка "подскока"».

В «Газпром нефти» говорят, что решение по оснащению и типу ЭЗС зависит от ряда факторов: месторасположения АЗС, спроса в регионе, возможности выделения парковочных мест для электромобилей, а также кафе на время ожидания зарядки. Компания рассматривает возможность развития такого сервиса — в декабре 2022 года на ряде АЗС сети в Ленобласти установлены быстрые ЭЗС.

В России уже пытались реализовать похожий проект: с ноября 2016 года, согласно постановлению правительства от 27 апреля №890, АЗС должны были оснащаться зарядными станциями. Однако в 2021 году требование отменили. Армен Сафарян отмечает, что проблема была в отсутствии четких технических требований – «в итоге на большинстве АЗС выведены или однофазная, или трехфазная розетки, подходящие только для медленных ЭЗС со временем заряда от семи-восьми часов, которые применимы в городе, но не подходят для трасс».

Нужны полноценная программа, требования и методология отбора АЗС для равномерного покрытия трасс станциями, считает он, предлагая реализовывать это посредством механизма концессий, так как сейчас инфраструктура ЭЗС на трассах нерентабельна.

В Punkt E уточняют, что до 2021 года рынок электромобилей в РФ был в зачаточном состоянии: с 2015 по 2020 год было продано совокупно 1,5 тыс. новых электромобилей. Рост продаж начался с 2021 года, а «сейчас только за июль 2023 года было продано 1,1 тыс. электромобилей». Всего, по данным «Автостата», на начало 2023 года парк электромобилей насчитывал 20,7 тыс. машин.

В Минэкономики подтверждают, что с августа 2022 по август 2023 года, по данным МВД, парк электромобилей вырос на 55% и, «соответственно, потребность в ЭЗС тоже выросла, что требует расширения инфраструктуры».

P.S. Громадье планов по развитию электромобилей в России без развития зарядной сети вполне может оказаться воздушным замком, так что здесь усилия бизнеса и государства должны быть синхронизированы, иначе солидные инвестиции вполне могут быть потрачены впустую…

Следите за новостями на портале www.rim3.ru

Наш интернет магазин: https://irim3.ru/

Справочники и автолитература

Руководства по ремонту автомобилей

Аксессуары для вашего автомобиля

Учебная литература для автошкол


Загрузка

Подписаться

Подписаться бесплатно.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...

Санкт-Петербург испытал электробус КАМАЗ-6282 ONC с ночной зарядкой

Санкт-Петербург испытал электробус КАМАЗ-6282 ONC с ночной зарядкой

В Северной столице завершилась тестовая эксплуатация электробуса КАМАЗ-6282 ONC c ночной зарядкой и запасом хода 250 км

08.05.2024

На инаугурации президента Путина были задействованы первые девять эскортных электромотоциклов AURUS Merlon

На инаугурации президента Путина были задействованы первые девять эскортных электромотоциклов AURUS Merlon

На электромотоциклы AURUS Merlon открыт предзаказ, а в продажу они пойдут с 2025 года

07.05.2024

На Пекинском автосалоне 2024 года CATL рассекретил новую тяговую батарею для электромобилей

На Пекинском автосалоне 2024 года CATL рассекретил новую тяговую батарею для электромобилей

В Пекине'24 компания CATL анонсировала новый литий-железо-фосфатный аккумулятор и сеть сверхбыстрых зарядных станций Shenxing

30.04.2024

EVOLUTE объявил цены на электрический минивэн i-Van

EVOLUTE объявил цены на электрический минивэн i-Van

Электроминивэн EVOLUTE i-Van оценили в 3 миллиона 65 тысяч рублей

29.04.2024

Международное энергетическое агентство предрекает бум электромобилей

Международное энергетическое агентство предрекает бум электромобилей

Продажи электромобилей в мире вырастут, но их доступность и зарядная сеть будут сдерживающим фактором

27.04.2024

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на полтонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Электрический Mercedes-Benz G580 with EQ Technology оказался на полтонны тяжелее AMG G 63 с 4-литровым V8

Масса аккумуляторного «Гелендвагена» перевалила за 3 тонны, что сделало его самым тяжелым в истории внедорожников G-klass

24.04.2024

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» придумало аналог заводской гарантии для электромобилей

«АльфаСтрахование» предоставит качественное обслуживание для электромобилей «АльфаВОЛЬТ»

24.04.2024

Возврат к списку