Bloomberg дает электробусам зеленый свет, но беспокоится о кобальте
23 мая 2018
По данным BNEF электробусы к 2040 году займут 80% мирового автобусного парка
Александр Климнов, фото Bloomberg
В очередном прогнозе развития электрического транспорта – Electric Vehicle Outlook (EVO), ежегодно издаваемом компанией Bloomberg New Energy Finance (BNEF) утверждается, что продажи электромобилей достигнут к 2025 году 11 млн в год, к 2030 году – 30 млн, а к 2040 году – 60 млн и тогда на них будет приходиться 55% мирового автомобильного рынка.
Соответственно в 2040 году парк электромобилей и электробусов всех типов на дорогах планеты составит 33% или порядка 559 млн. Это позволит заместить в потреблении примерно 7,3 млн баррелей нефти в день.
В сравнении с прошлогодним отчетом EVO 2017 в нынешнем EVO 2018 предсказания BNEF все же, пусть и немного, но стали выше в плане доли проникновения EV. Так, в прошлом году BNEF предсказывала к 2040-му достижение электромобилями доли в 54% в продажах и величину их мирового парка в 540 млн при той же 33-процентной доле в мировом парке.
Нынешний прогноз сконцентрирован на электробусах, по которым прогноз BNEF заключается в том, что к 2040 году до 80% городских автобусов перейдут на электротягу. Так, уже к 2030 году в сегменте муниципальных автобусов доля электробусов поднимется до 84%, при том, что обычные легковые и коммерческие электромобили доберутся в мировых продажах лишь до 28%. Суммарный мировой парк электробусов к 2040 году достигнет 2,3 млн.
Продажи пассажирских EV в мире за последние семь лет резко пошли в гору
Ранее Bloomberg уже сравнивал электробусы по суммарной стоимости владения с дизельными автобусами и признал, что они уже вполне конкурентоспособны.
В актуальном прогнозе Bloomberg особенно напирает на роль Поднебесной в деле продвижения электротранспорта по планете. Так, каждый третий электромобиль в мире в период с нынешнего дня и по 2040 год будет реализован именно в Китае.
Пик продаж традиционных бензиновых и дизельных автомобилей Bloomberg определил для КНР к 2020 году. После этой даты тренд их продаж будет исключительно понижательным.
Глобальные перспективы продаж электромобилей напрямую будут зависеть от скорости развития и широты охвата зарядной инфраструктуры на ключевых рынках, а также внедрения «модели совместного пользования транспортного средства» (shared mobility), т.е. каршеринга и прочих форм совладения.
Так, BNEF прогнозирует, что глобальный парк ТС «совместной мобильности» возрастет с нынешних чуть менее 5 млн автомобилей до более 20 млн к 2040 году. Соответственно к этому сроку уже свыше 90% «совместных» машин будут электромобилями. Доля автономных транспортных средств, т.е. беспилотников (робокаров) составит порядка 40% от общего парка «совместного пользования».
Естественно, что темпы электрификации автотранспорта будут варьироваться от страны к стране. Так, по прогнозу BNEF в 2030 году электромобили составят 44% продаж легковых автомобилей в Европе, 41% в Китае, 34% в США и 17% в Японии. Нехватка зарядной инфраструктуры зарядки и бюджетных электромобилей затормозит развитие рынка в Индии, где доля электромобилей даже к 2030 году не превысит 7% от рынка новых автомобилей.
Вычисленный Bloomberg тренд к 2040 году выведет EV в лидеры глобальный рынка
В последние годы цены на литий-ионные аккумуляторы для электромобилей упали, так за время мониторинга BNEF данного фактора, начиная с 2010 года, с $1000/кВт•ч до $209/кВт•ч или практически впятеро менее чем за семь лет. Средняя плотность энергии у батарей электромобилей также улучшается примерно на 5-7% в год.
Политическая поддержка.
Правительства во всем мире предложили щедрые стимулы покупки электромобилей (EV), чтобы помочь развитию их рынка. В то же время ужесточение стандартов по расходу топлива все равно потребует значительной электрификации парка автотранспортных средств, а проект Китая – NEV вынуждает автопроизводителей заниматься производством электромобилей с большим напряжением, чем хотелось бы большинству из них.
Причем это происходит в КНР не только на национальном и государственном уровнях. Так, в 2017 году 21% всех глобальных продаж EV пришлось всего на 6 городов Китая, где имели место значительные ограничения на покупку новых и эксплуатацию обычных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
В Европе призрак потенциальных запретов отталкивает покупателей и автопроизводителей от машин на дизельном топливе (чему способствовал как нельзя вовремя случившийся в США «дизельгейт» с нелегальными выбросами дизельных моделей концерна Volkswagen Group). Проблемы качества воздуха в городах быстро становятся центральными элементами муниципальной политики в Европе, что также стимулирует продажи электромобилей.
Наблюдается просто-таки цунами встречных обязательств со стороны автопроизводителей, включая «Большую немецкую тройку»: VW, Daimler и BMW, а также Renault-Nissan-Mitsubishi, Geely-Volvo и прочих мировых автопроизводителей, которые поголовно объявили об агрессивных планах по электрификации своих модельных линеек в течение ближайших 10 лет.
Так, количество доступных моделей электромобилей должно возрасти со 155 в конце 2017 года до 289 к 2022 году. Китайские автопроизводители, несомненно, пойдут еще дальше, а такие компании как, например, Chang'an, вообще, переключатся исключительно на электромобили после 2025 года.
Доля, которую электромобили занимают на глобальном автомобильном рынке, по-прежнему остается небольшой – в большинстве регионов менее 2%, но некоторые страны заметно продвигаются вперед и в ближайшие 20 лет в мире произойдут серьезные изменения именно в области автотранспорта.
Тем не менее, имеются проблемы. Так потребительская инфраструктура пока еще остается барьером во многих странах, кроме того, проблемы с поставками такого сырья, как кобальт, могут создать некоторые препятствия на пути к более дешевым батареям.
Прогноз от BNEF в области энергетики, автомобильной промышленности и горнодобывающей промышленности показывает, что продажи электромобилей (EV) увеличатся во всем мире с рекордных 1,1 млн в 2017 году до 11 млн к 2025 году, а затем возрастут до 30 млн к 2030 году, поскольку электромобили станут дешевле, чем традиционные автомобили с двигателями внутреннего сгорания (если им при этом еще «помогут» вздорожать законодательно, плюс загонят бензин и дизтопливо до немыслимых высот налогами, но потом ведь возьмутся за высококиловаттное «электромобильное» электричество – налоги-то в бюджеты получать откуда-то надо будет взамен углеродного топлива – авт.). Ожидается, что количество автомобилей в традиционными ДВС начнет ежегодно снижаться с середины 2020-х, поскольку тогда электромобили уже будут представлять из себя серьезную альтернативу. Так, начальная стоимость EV станет конкурентоспособной на несубсидированной основе, начиная с 2024 года, а к 2029 году паритет будет достигнут в большинстве сегментов, поскольку цены на батареи продолжат падение.
Соответственно, Китай будет ведущим игроком во время этого перехода, так как по расчетам продажи в данном регионе составят почти 50% мирового рынка EV к 2025 году и 39% к 2030 году. Продажи электромобилей на внутреннем рынке Китая к 2025 году составят 19% от всех продаж новых легковых автомобилей. Аналогичные показатели для Европы составят 14%, а для США – 11%.
Пока что электромобили будут небольшим, но быстрорастущим сегментом. При этом наступление электробусов пойдет быстрее, чем электромобилей.
Несмотря на то, что в ближайшие годы Bloomberg оптимистично оценивает спрос на EV, все же имеются два важных препятствия: риск нехватки кобальта в начале 2020-х, который может замедлить текущий процесс быстрого снижения себестоимости аккумуляторных батарей, наблюдаемый в последнее время, и обострить проблему взимания платы за развитие инфраструктуры.
Электрическая гегемония Китая
Китай уже безоговорочно лидирует в сегментеэлектробусов, а несколько крупных китайских городов стоят на пути полной электрификации своих автобусных парков к 2020 году, причем некоторые справились с этим даже ранее, например, Шеньчжэнь. Бурный рост электробусов Китая связан с национальной промышленной политикой, поскольку речь идет об экологических проблемах и проблемах энергетической безопасности. Китай делает упор на электрификацию транспорта, потому что считает это принципиальной стратегической целью промышленности на ближайшие десятилетия.
Пока что национальная, региональная и муниципальная власти в Китае еще продвигают рынок EV вперед. Однако, национальные субсидии постепенно прекратятся к 2020 году, впрочем, начиная с 2019 года автопроизводители будут вынуждены участвовать в квотируемой программе «New Energy Vehicle». Подобно калифорнийской программе квотируемых выбросов, данная система квот эффективно действует и для китайского рынка EV, требуя от автопроизводителей получать квоты на продажу традиционных автомобилей путем получения квот при продаже EV. Соответственно, автопроизводители, которые не будут продавать достаточное количество электромобилей самостоятельно, вынуждены будут покупать такие квоты у конкурентов. Такой жесткий подход вполне достаточен для достижения к 2025 году стратегической цели в 20% продаж электромобилей на рынке страны.
Продолжится и жесткая политика городских муницпалитетов в области дополнительных ограничений на покупку и использование транспортных средств с ДВС (в США бы эти меры ввести против пикапов и SUV – но, это же покушение на «основополагающие права личности», чего ни один Президент США себе позволить просто не сможет – зажиматься на планете должны все, конечно, кроме американских избирателей – авт.).
Рынок EV замедлится в 2030-х из-за инфраструктурных ограничений, особенно в мегаполисах, где возможности для парковки будут все сужаться и сужаться (так что каршеринг из модной тенденции может стать в некоторых местах планеты просто безальтернативной возможностью пользоваться легковым автомобилем как таковым – авт.). Ожидается, что парк электромобилей в Китае к 2040 году достигнет 200 млн.
Росту рынка электромобилей угрожает дефицит кобальта, а не лития.
На сегодня суммарная емкость литий-ионных аккумуляторных батарей в мире составляет около 131 ГВт•ч в год. С учетом заявленных и строящихся заводов по выпуску аккумуляторов к 2021 году эта величина вырастет до более чем 400 ГВт•ч, причем, 73% мирового потенциала по их выпуску будет сосредоточено в Китае.
Дальнейшие инвестиции по-прежнему будут необходимы, так к 2030 году Bloomberg ожидаеn, что мировой спрос на литий-ионные аккумуляторы для электромобилей составит более 1500 ГВт•ч.
Рост спроса и цен на основные компоненты для аккумуляторных батарей будет прогрессировать к 2030 году
Все это подталкивает вверх спрос и цены на ключевые материалы для производства АКБ, такие как кобальт, литий и никель.
Спрос на компоненты, которые необходимы для литий-ионных батарей (электроды, электролиты), также увеличится с почти 0,7 млн метрических тонн в 2018 году до более чем 10 млн метрических тонн к 2030 году.
Производители преследуют разные стратегии производства АКБ, так некоторые предпочитают производить внутри своих компаний все элементы, начиная с активных материалов до готовых аккумуляторных блоков. Другие предпочитают покупать начинку в виде электродных активных материалов или электродных стержней у внешних поставщиков и просто производить собственные корпуса аккумуляторных батарей.
Цены на сырье быстро растут, что ускоряет внедрение аккумуляторов типа NMC, которые содержат на 70% меньше кобальта, чем традиционные аккумуляторы, и будут быстро внедряться в результате дальнейшего повышения цен на кобальт и литий. Это поможет снизить стоимость аккумуляторных батарей, но для того, чтобы цены на аккумуляторы упали значительно ниже заветных $100 /кВт•ч, возможно, потребуется следующий технологический виток.
Поставки кобальта по-прежнему выглядят достаточно угрожающей проблемой. Несмотря на переход к химическим продуктам с низким содержанием кобальта, основанным на текущих широковещательных заявлениях производителей АКБ, к началу 2020-х все же определенно намечается существенный дефицит этого химического элемента. Утилизация отработанных АКБ и сокращение использования кобальта прочими потребителями, хотя, и могут несколько смягчить, но не устранить полностью все грядущие дефициты данного вида сырья.
В результате поставки кобальта на сегодня – один из серьезнейших потенциальных рисков для развития рынка электромобилей в течение ближайших 5-7 лет. В долгосрочной перспективе ожидается, что высокие цены приведут к появлению новых поставщиков, а также ускорят развитие новых типов аккумуляторов на иных химических элементах.
А, вот поставки лития в ближайшей перспективе не будут представлять из себя риска для развития электромобилей. Высокие цены на литий за последние несколько лет привели к значительному увеличению инвестиций в новые производственные мощности по его добыче и переработке. Хотя и нельзя ожидать, что поставки будут идти столь ритмично, но все же запасы будут достаточными для удовлетворения прогнозируемого спроса, по крайней мере, на ближайшие 5-7 лет. Дальнейшие инвестиции в производство лития потребуются с середины 2020-х.
Электробусы представляются одним из наиболее перспективных способов сокращения вредных выбросов и улучшения качества воздуха в городах. По дорогам мира уже передвигаются более 300 000 электробусов, причем подавляющая часть из них находится в Китае.
Многие города в Европе (включая Россию) и в Северной Америке также предпринимают решительные действия по электрификации своих муниципальных автобусных парков в течение следующего десятилетия.
Смещение нефти с энергетического Олимпа.
Электробусы и электромобили позволят отказаться к 2040 году в общей сложности от 7,3 миллиона баррелей нефти в день, расходуемых ныне на транспортные нужды. В качестве наиболее распространенного типа топлива, потребляемого ныне мировым легковым автопарком вступает бензин, на который приходится 94% от жидкого топлива, потребляемого пассажирскими автомобилями. К 2040 году дизельное топливо составит лишь около 5% спроса на топливо для автотранспорта, причем, большинство из них будет находиться в Европе. Кроме того, мы ожидается, что пассажирские электромобили и беспилотники вытеснят более 20 млн обычных машин.
На сегодня на Китай приходится почти 2,5 млн баррелей нефти в сутки, за ним следуют США и Европа, соответственно, с 2,3 и 1,1 млн. баррелей в сутки. В краткосрочной перспективе большая часть учтенного спроса будет связана с потреблением дизельного топлива, а с 2023 года – бензина.
К 2040 году на дизельное топливо будет приходиться чуть менее 10% от объема топлива для транспорта, а замещенная электромобилями потребность в бензине будет превышать 6,4 млн баррелей в сутки.
Внедрение электромобилей, включая те, которые будут использоваться в беспилотном исполнении, а также в совместном использовании и каршеринге, начнет оказывать существенное влияние на спрос на нефть, вытесняя почти 6,9 млн баррелей потребления жидкого топлива к 2040 году.
Хотя легковые электромобили и подключенные ТС будут иметь ограниченное распространение в краткосрочной и среднесрочной перспективе, электробусы уже начинают заметно влиять на потребление нефти. Это особенно характерно для Китая, где уже в 2018 году они заместят около 240 тыс. баррелей в сутки. В то же время бензин продолжит доминирование в парке легковых автомобилей, а дизель – в парке автобусов и грузовиков.
Загрузка