Система AVAS обяжет электромобили в Европе выдавать шум на уровне 56 децибел на скорости до 20 км/ч
Александр Климнов, фото Harman
Первое июля станет в Евросоюзе днем начала действия новых правил, обязывающих производителей электромобилей и гибридов снабжать их акустической системой оповещения AVAS (Acoustic Vehicle Alert System). Так как электромобили движутся на малых скоростях практически беззвучно, то им придется до скорости в 20 км/ч обозначать присутствие на дороге искусственным шумом громкостью 56 дБ для предупреждения пешеходов и велосипедистов. При этом данный непрерывный звук должен изменять тональность при ускорении и замедлении. Американская компания Harman International Industries еще с 2009 года работает по внедрению AVAS и теперь надеется начать пожинать плоды ее широкого применения.
Кстати, уровень громкости в 56 дБ соответствует, например, негромкому, но вполне слышимому разговору или звуку бытовых электроприборов. Однако еще не ясно насчет гибридов, которые или должны шуметь всегда или только при движении на чистой электротяге.
Соответственно система фирмы Harman называется HALOsonic. Причем, предложены две подсистемы: eESS (external Electronic Sound Synthesis) и iESS (internal Electronic Sound Synthesis). Первая из них транслирует шум наружу, вторая – в салон.
На видео можно оценить работу HALOsonic на дорестайлинговом электрохэтчбеке Tesla Model S
Многие автопроизводители уже разработали индивидуальные «саундтреки» для своих электромобилей, например, для выражения индивидуальности бренда или спортивного характера модели.
Так, бренд Nissan представил в 2017 году на концепте IMx звук под названием Canto («я пою»), весьма отличный от привычного звучания ДВС.
Система Harman HALOsonic дает представление о работе AVAS. В передок и в корму машины встроено по одному громкоговорителю, а управляющие модули размещены в салоне или под капотом. Один сенсор контролирует педаль газа, другой измеряет скорость. В передней подвеске также предусмотрена пара акселерометров. Водитель получает (по желанию) звуковую «обратную связь» через динамики аудиосистемы.
P.S. Интересно было услышать «бензиновый голос» Tesla. Возможно, и не обязательно в качестве предупредительного сигнала ставить именно шум ДВС – лишь бы он был различим пешеходами и велосипедистами, но не напрягал людей за пределами непосредственно дорог. Опять же вопрос, а надо ли генерировать шум непрерывно, или только при наличии в непосредственной близости пешеходов – наверное пока надо непрерывно, а с развитием систем обнаружения пешеходов можно будет и не всегда.
Загрузка